Лента новостей
Статья24 августа 2016, 08:40

Севастопольский берег

Предыдущие части можно прочитать здесь: часть1, часть2.

«Утренняя заря только начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом…» Так открывает свои «Севастопольские рассказы» молодой Лев Толстой, который был участником Крымской войны середины XIX века.
Данный общеизвестный факт из жизни великого писателя бережно хранится в анналах богатейшей севастопольской летописи, отражающей в том числе и одни из главных точек отсчета военной отечественной истории и свидетельства невероятного человеческого героизма – 349-дневную оборону города в 1854 -1855 годах и 250-дневную – в 1941-1942-х. Эти почти 600 дней из разных веков, эти две линии составляют тот, если можно так сказать, наиглавнейший каркас, который объединяет в Севастополе все памятные места тех лет и создает ауру великих исторических событий.
После того, как наша тамбовская делегация побывала на генеральной репетиции празднования Дня Военно-Морского Флота, мы отправились в музей истории Черноморского флота, где через уникальные экспонаты рассказывается о создании флота, основании города-крепости, вкладе в славные победы на море адмиралов Корнилова, Ушакова, Нахимова. И опять же две обороны города занимают свое достойное место в музее, который в свое время располагался в доме одного из руководителей первой обороны Севастополя генерала Э. Тотлебена. Подробнее же о событиях тех знаменитых на весь мир 600 днях мы узнали в государственном музее героической обороны и освобождения Севастополя.
Начали с главного объекта музея – панорамы «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», являющейся одной из крупнейших среди 60 панорам мира. Напомним, что в середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.
А созданное под руководством основоположника русского панорамного искусства профессора класса батальной живописи Петербургской академии художеств Франца Рубо огромное живописное полотно (14 м × 115 м) с натурным планом площадью около 1000 метров отражает самый яркий эпизод севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город – лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек – раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но при этом состояние полотна исключало возможность его реставрации.
Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.
Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, ее здание расположено в другом ключевом месте обороны города – на четвёртом бастионе. Помните у Толстого: «Проходя дальше по улице и спускаясь под маленький изволок, вы замечаете вокруг себя уже не дома, а какие-то странные груды развалин…впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами, и это-то впереди и есть четвертый бастион…»
На огромном живописном полотне – сотни и сотни деталей, воссоздающих в целом батальную картину. Среди нагромождения лиц – знаковые исторические фигуры – адмирала Нахимова, командовавшего в тот день штурмом, легендарного матроса Кошки, вернувшегося из разведки, главного хирурга Севастополя Пирогова, внедрившего в ту военную кампанию новые методы ухаживания за ранеными, сменившего лубки на гипсовые повязки и впервые применившего эфир во время операций. Обо всем этом надо знать и помнить.
ЕщЁ один монументальный живописный памятник музея – диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». заставляет по-настоящему переживать увиденное и услышанное. На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Знакомство с ней предваряет осмотр живописного полотна. К самым «узнаваемым» экспонатам я бы отнесла винтовку знаменитого снайпера Людмилы Павличенко, чей образ стал центральным при создании фильма «Битва за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого, вышедшего в прошлом году, когда мы отмечали 70-летие Великой Победы.
А вот томик стихов замечательного поэта, Почетного гражданина города Севастополя Эдуарда Асадова с дарственной надписью музею, который во время войны был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице.
Совершенно неожиданно за стеклом экспозиции – швейная машинка. Именно на таких севастопольские женщины шили все необходимое для защитников в мастерских, которые были расположены в пещерных сооружениях Инкерманского монастыря. Здесь же находился штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, в штольнях каменоломенного оврага размещался большой подземный город: в цехе спецкомбината всевозможные мастерские, базы и склады занимали подземное пространство на площади несколько тысяч квадратных метров. В подземных мастерских в буквальном смысле слова ковали оружие, вплоть до бронепоезда.
По соседству с цехами находились «жилые» кварталы, семье рабочего полагалась площадь от четырех до шести квадратных метров. Дальше располагались амбулатории, детские ясли и сад, столовая, кино, клуб. В конце 1941 года в штольнях проживало до 10 тысяч жителей. При нехватке воды пригодились хранившиеся здесь запасы завода шампанских вин…
Это же касается самой диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», то надо отметить, что впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана – это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боев за Севастополь.
Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота. Длина живописного полотна 25,5 м, высота – 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана – 83 м². На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун-горы войсками 51-й и Приморской армий. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плане, – конкретные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство.
Ощущение полной реальности происходящего дополняли звуки, шедшие из динамика: рев моторов самолетов, взрывы бомб, свист снарядов и пуль, крики атакующих… Все это было создано уникальным мастерством московской студии военных художников имени М. Б. Грекова. Творческая группа в составе П. Мальцева (руководитель), Г. Марченко, Н. Присекина проделала гигантскую работу в течение семи месяцев: торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года. И до сих пор это живописное полотно просто поражает и заставляет снова и снова вглядываться в лица победителей. Кстати, город был освобожден 9 мая 1944 года, и поэтому для севастопольцев эта дата, наряду с Днем Военно-Морского Флота, считается священной.
Наступило наше последнее севастопольское утро. Честно говоря, уезжать совсем не хотелось: Севастополь по-настоящему бередил душу, брал за живое. Наверное, об этом лучше Толстого в «Севастопольских рассказах» никто и не скажет: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…». Еще как проникло. Кажется, что на всю жизнь.
(Жердевка – Мичуринск –
Севастополь – Жердевка)
Автор:Э. Розман