Лента новостей
Статья10 августа 2016, 09:36

Севастопольский берег

Настоящее укрепление государственных и международных позиций России начинается с развития военного морского флота, победы которого вошли в сокровищницу мирового военного искусства.
9 августа, мы отмечали 302-ю годовщину со дня первой морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут. А 30 октября 2016 года будет отмечаться 320-летие Российского Военно-Морского Флота. В этот день 1696 года (20 октября по старому стилю) боярская дума приняла решение о том, что Россия должна иметь собственный военно-морской флот. По настоянию Петра I бояре вынесли вердикт: «Морским судам быть!».
И чтобы прикоснуться к этой богатейшей истории, почувствовать, что называется, вечный привкус морской соли на губах, представители жердевской и мичуринской ветеранских организаций отправились накануне Дня ВМФ в Севастополь.
Место встречи изменить нельзя
…Два часа ночи. Центральная площадь Жердевки. Город спал, слышно было только журчание фонтанов, которые подсвечивались сиреневыми и розоватыми оттенками. Подъехал автобус, на котором нужно было ехать до Мичуринска, а оттуда – в Крым. Честно говоря, никак не верилось, что такая поездка стала возможной. И очень многое для этого сделали руководители Жердевской и Мичуринской ветеранских организаций В. А. Трунов и В. Н. Твердохлеб, а также ответственные секретари В. Н. Клепикова и Г. И. Веселова. При поддержке администраций Жердевского района и города Мичуринска.
Местом встречи двух делегаций стала площадь Славы, где установлен памятник летному составу Мичуринского гарнизона всех поколений. Устремленный в небесную высь самолет L39 несет на своих крыльях огромную память и, как мне показалось, одновременно символизирует непрекращающееся стремление человека к неизведанному, новому и прекрасному. Наверное, это и про тех, кто, несмотря на свой приличный возраст, стремится как можно больше узнать об истории своей страны, отдать дань глубочайшего уважения тем, кто за нее сражался. А иначе зачем тогда было настраиваться на такую длительную поездку?
К слову, а почему у нас в Жердевке, где много лет базировалась летная часть, нет никакого напоминания об этом? Как сказал Виталий Анатольевич Трунов, есть намерение поставить памятник в виде самолета в жилом массиве на улице Чкалова, по данному поводу отправлено письмо министру обороны. Дело того стоит: в Жердевке 450 военных пенсионеров…
Ну вот, кажется, все. Прозвучали последние напутствия, благословение от отца Игоря – и туристический автобус Mercedes-Benz взял курс на полуостров Крым. За разговорами, сном, постоянными мыслями о том, а как все будет, прошли сутки, и ночью мы подъехали к Керченской паромной переправе, соединяющей Крым и Краснодарский край. Пока идет проверка документов и досмотр вещей, есть время рассказать о ней.
Порт «Кавказ» – порт «Крым»
Первые упоминания о переправе через Керченский пролив относятся к периоду античности. Задачи по организации и защите переправы в то время выполнял город Порфмий, входивший в состав Боспорского царства. В настоящее время переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов. Через переправу, которая расположена на северо-восточной окраине города Керчи и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года, проходит автодорога А-290. Паромы курсируют между построенными в самом узком месте пролива портами «Крым» и «Кавказ», расстояние между ними менее пяти километров. 10 января 2015 года по просьбе правительства Республики Крым было принято решение о смене оператора: полномочия по фрахту пассажирских паромов, работе накопительных и перехватывающих парковок, организации очередей были переданы ООО «Морская дирекция». По основной линии перевозки осуществляются паромами «Победа», «Олимпиада», «Крым». «Протопорос IV», на котором мы и переправились из порта «Кавказ» в порт «Крым».
Как было сказано на сайте Керченской паромной переправы, «Протопорос IV» стал долгожданным решением проблемы пробок на переправе. Таких больших паромов на Керченской переправе раньше не было. За один рейс он может взять на борт 500 человек и около 250 легковушек. С момента погрузки в порту «Кавказ» до прибытия в порт «Крым» проходит около получаса. Такими темпами за день один только «Протопорос IV» может перевозить почти пять тысяч человек. Всего на линии ежедневно работают девять паромов. По самым скромным подсчетам, пропускная способность переправы возрастет до 50 тысяч пассажиров в сутки. Интересен и такой факт: 1 августа оператор Керченской паромной переправы «Морская дирекция» встретил трехмиллионного пассажира. Вот вам размах и огромное желание людей, в основном россиян, побывать в Крыму.
Семеныч
…Остановились мы в прелестном местечке под названием Кача, являющейся центром муниципального округа Нахимовского района города федерального значения, каковым является Севастополь. Пансионат «Солнышко» встретил нас чистотой, уютом, домашней едой и удивительной близостью к морю, ставшим для всех нас за эти дни настоящим другом. Но все-таки мы стремились к главной цели нашей поездки: на генеральную репетицию военно-морского парада и военно-спортивного праздника в честь Дня ВМФ, запланированного на 28 июля.
В тот день места на трибунах севастопольской набережной были отданы представителям общественных организаций из многих регионов России, а нашей, тамбовской делегации, повезло: мы сидели на первых рядах для почетных гостей. Это опять же результат многодневной работы ветеранских организаций, которые наладили крепкие связи с севастопольскими коллегами, и среди них в первую очередь назовем М. И. Анохина, который был нашим терпеливым и душевным путеводителем по Севастополю, а также В. И. Романова и А. С. Купренкова. Александр Семенович, или просто Семеныч, – выпускник Ленинградского училища имени Фрунзе, служил в том числе и командиром рейдового тральщика, после выхода на пенсию – в бригаде спасательных судов РФ, участник боевых действий.
Когда Семеныч делился перипетиями своей корабельной судьбы, пришла мысль о том, что только военные моряки говорят о себе в самую последнюю очередь, на первом месте – названия морей. Действительно, если попал на морфлот, а особенно на черноморский – что ни день, то целая жизнь, что ни корабль, то целая эпоха.
И словно в подтверждение этого из динамиков звучат рассказы дикторов о судах, представленных на генеральной репетиции. Кстати, по предварительным данным отдела информационного обеспечения Черноморского флота РФ, планировалось, что в параде должны принять участие почти три десятка кораблей, несколько тысяч военнослужащих и десятки единиц техники. Зрелище получилось потрясающим! Какая-то нескончаемая бело-синяя военно-морская мозаика, в которой, наверное, даже чайкам было отведено свое место в строю.
«Коммуна»
Во второй линии парада, командовал которым командир соединения надводных кораблей Черноморского флота капитан первого ранга О. Криворог, а принимал его командующий Черноморским флотом А. Витко, находится уникальное спасательное судно «Коммуна» с вековой историей. Спасательное судно подводных лодок «Волхов», ранее так оно называлось, было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») и спущено на воду в ноябре 1913 года.
В состав Балтийского флота судно вошло в 1915 году. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуну». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, а также в аварийно-спасательных и подводно-технических работах.
Танцпол на воде
В первой линии парада поражали своей мощью подводная лодка «Новороссийск», ракетные катера, корабль береговой охраны «Изумруд», ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», чье название с арабского означает знойный ветер, сторожевые корабли «Ладный» и «Сметливый». Гордо нес свои опознавательные знаки единственный корабль 1 ранга в составе Черноморского флота его флагман – гвардейский ракетный крейсер «Москва». Во время парада мимо изумленных трибун прошли его дебютанты, оснащенные по последнему слову военно-морской техники, – головной сторожевой фрегат «Адмирал Григорович», названный в честь военно-морского министра России в 1911–1917 г.г. адмирала Ивана Константиновича Григоровича, современные малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол», дизельная подводная лодка «Ростов-на-Дону».
Зрителям были показаны военно-морские операции, связанные с проведением торпедной атаки, поиском и уничтожением подводной лодки условного противника. Были продемонстрированы поисково-спасательные работы и многое другое, без чего немыслима военная служба на флоте. Практически все проводимые операции сопровождала морская авиация, а самой захватывающей стала высадка на берег морских пехотинцев. Заключительным аккордом военно-спортивного праздника явилось изумительное водное шоу, когда под звуки «Вальса цветов» П. Чайковского настоящий танцпол с фонтанами устроили рейдовые буксиры-пожарники на фоне белоснежной парусной флотилии. Это стоило того, чтобы увидеть и запомнить на всю жизнь!
Достойный поклонения
Как и царственный «вход» в Севастопольскую бухту яхты с императрицей Екатериной II на борту. В этой части праздника, которая и открыла все действо, рассказывалось об истории создания Черноморского флота и самой военной крепости Севастополь. Долгое время Россия боролась за выход к Черному морю. В результате выдающихся побед прославленных русских полководцев во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия овладела землями Северного Причерноморья и Приазовья. Чтобы обезопасить свои южные рубежи, Россия должна была создать сильный флот на Черном море. Требовалось найти удобное место для его базирования. Командующий русскими войсками в Крыму генерал-поручик А.В. Суворов предложил использовать для этой цели Ахтиарскую бухту (Севастопольскую).
10 февраля 1784 года по указу Екатерины II город получил название Севастополь, что в переводе с греческого означает «город славы, город, достойный поклонения». Имя оказалось символическим, неоднократно совершая воинские и трудовые подвиги, Севастополь доказал, что имени своего достоин.
Вы служите, мы вас поддержим!
Неудивительно, что к Севастополю, Черноморскому флоту у россиян особое отношение. Многие корабли носят названия своих городов-побратимов, и на празднике перечислялись руководители многих регионов и городов, которые посчитали за честь принять участие в торжествах по случаю Дня Военно-Морского Флота. И среди них был глава Моршанска А. В. Банников.
А к нам в пансионат накануне самого Дня ВМФ заехал лидер тамбовских ветеранов А. Н. Кузнецов вместе с начальником отдела по совершенствованию госполитики в сфере патриотического воспитания управления по связям с общественностью администрации области И. В. Титковой. Александр Николаевич рассказал о том, что делегация Тамбовской области побывала в подшефной воинской части, расположенной на горе Ай-Петри, передала военнослужащим подарки. Сотрудничество продолжается несколько лет. И это нормально, когда тех, кто служит, поддерживают и понимают, значит, и отдача будет отличной: в боеспособности наших ребят, охраняющих рубежи Родины, можно не сомневаться.
… Второй день нашего пребывания в Севастополе закончился. Впереди нас ждали еще более удивительные встречи.
Фото автора
Жердевка-Мичуринск-
Севастополь – Жердевка
(Продолжение следует)
Автор:Э. Розман