Лента новостей
Статья17 августа 2016, 08:59

Севастопольский берег

Продолжение. Начало можно прочитать здесь.

Решение о возведении укреплений в Севастополе, которым предстояло героическое и славное будущее, принял еще в 1911 году император Николай II, а строительство фортификационных сооружений началось в 1912-м. И поэтому батарею, которую в канун Дня Военно-морского флота посетила делегация Жердевского и Мичуринского районов, отчасти справедливо назвать детищем царской России.
Причиной для создания прекрасно укрепленных, готовых дать достойный отпор врагу береговых батарей стала победа японской армии при осаде знаменитой крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1904-1905 гг. После кровавых событий Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны, времени неразберихи, путаницы, внутренней и взаимной вражды строительство было возобновлено лишь в 1925 году и пришло к завершению в 1929-м.
1
Море, которому не видно конца, видело много сражений, всегда оставаясь величественным, хладнокровным и равнодушным. Пролитая кровь наших врагов и наших солдат не изменила цвета его прозрачной воды. Когда Севастополь оборонялся против французов, турок, германцев, над ним висели разного достоинства и величины звёзды, именованные и безымянные. Так и последняя из отечественных войн оставила нам не только признанных историей, но и безымянных, никому, кроме вечности, неизвестных героев...
В 1941 году Севастополь, атакуемый немцами, встретил врага с такой ненавистью, храбростью и самоотверженностью, что впоследствии, когда город был сдан, нельзя было рассчитывать на пощаду и снисхождение к пленным. Немцы были ошеломлены смелостью, даже дерзостью Севастополя. Они не простили 250 дней героической обороны, потери 300 тысяч солдат и офицеров.
На территории батареи, которая сейчас является музеем историко-мемориального комплекса «35 береговая батарея», с множеством лестниц, комнат и переходов (как страшно становится от того, что люди были оставлены там умирать без света, воды и еды) имелись четыре 305 мм орудия, попарно расположенные в двух орудийных башнях, управляемые из двух оборудованных командных пунктов, размещавшихся на глубине трех этажей под землей. Еще глубже находились комнаты, где были установлены приборы для непосредственного управления стрельбой. Сооружение, где был запасной командный пункт, имело боковое ответвление, выходившее прямо на берег моря. Оно служило не только в качестве резервного выхода, но и для вывода дренажной и канализационной систем.
Удивительный морской вид, достойный пейзажной картины, и сейчас можно наблюдать с батареи. Само место расположения огневых точек было выбрано идеально: отсюда просматривался весь Севастополь, расположение позволяло вести стрельбу из орудий в круговом секторе, поражать цель не только на море, но и на суше. Кроме того, на подступах к батарее были оборудованы 5 дотов из железобетона. Каждый из них был укомплектован тремя станковыми пулеметами.
В узких комнатах батареи, под землей, где не слышно шума моря, от близости людей, тесноты человеческие чувства были чище, определённее, острее и сильнее, недаром множество подобных ситуаций, искусственно, насильственно сближающих людей, описано в художественной и документальной литературе… Ненависть к оккупантам, любовь к Родине, к жизни оставляли мало места для фальши, делая небольшой и искусственный мир батареи таким настоящим и живым, каким он, вероятнее всего, никогда не был и уже не будет.
Надписи на камнях батареи: «Смерть Гитлеру», «Гибель фашистским оккупантам» отражают простое мировоззрение людей, населявших батарею в 1942 году. Никакой жалости, никакой философии! Только любовь к свободе и ненависть к врагу.
2
Севастополь был одной из главных целей Гитлера, но более полугода потребовалось нацистам, чтобы захватить город, который к концу обороны неимоверно ослаб, но не опустил, несмотря ни на что, высоко поднятой головы. Самоотверженность севастопольцев принесла городу звание героя.
1 ноября 1941 года немецкие колонны бронетехники, совершенно для них неожиданно, были обстреляны. Фашисты жестоко поплатились за легковерность, беззаботность и непредусмотрительность: их сведения, ложные, как оказалось, говорили о том, что в этом районе практически не было войск Красной армии. Легко вообразить картину того осеннего дня. На лицах немецких солдат и офицеров самоуверенность, алчное желание взять город, восхищение видом необозримого, беспредельного моря, спокойствие. Как были они ошарашены первым ударом! Куда исчезла уверенность в собственных силах?! Проклятия срывались с солдатских уст, разрывались огнем орудий. Да, Севастополь ужаснул гитлеровцев.
3
1 июля 1942 года прилетевшие самолеты берут на свои борта командный состав, оставив более 80 тысяч человек умирать, оставив страницам истории 80 тысяч героев и мучеников. В тот же день город, отчаянно сопротивлявшийся 250 дней, был сдан, взорваны башни и погреб с боеприпасами. Но нельзя умолчать, что еще в течение более чем 10-ти дней защитники отчаянно и упорно вели оборонительные действия. Против них были применены огнеметы, гранаты и отравляющий газ. Бои продолжались на поверхности, в казематах батареи. В итоге береговой батарее №35 удалось оттянуть на себя и удержать в течение длительного времени одну из лучших армий вермахта, что повлекло за собой значительное ослабление позиций немцев под Сталинградом.
Не всех героев тех дней мы знаем. Ваши имена неизвестны, подвиг ваш бессмертен!
4
История склонна запоминать громкие имена. Так, независимо от этической составляющей, в ней навсегда или, по меньшей мере, надолго останутся имена Муссолини, Гитлера, людей, на чьей совести бесконечное количество изуродованных и уничтоженных жизней. Это громкие имена, они утомляют слух… А хирург еврейского происхождения, отдавший билет на уходящий из Севастополя корабль, когда оборона города была снята, а, значит, отдавший, кроме билета, и жизнь молодой женщине с новорожденным младенцем, решил судьбу всего двух, а не тысяч и миллионов жизней. Его имя не станет известным всему миру, но его подвиг будет вдохновлять немногие, но благородные души. Запомните его хотя бы на время: его звали профессор Кофман.
5
Все те, кто под звёздным небом Севастоволя, в тесных казематах 35-й батареи дышал воздухом войны и смерти, останутся в наших сердцах, сердцах людей, любящих родину и гордящихся ее победами. Никто не хотел умирать, но возможность выбора есть не всегда. Долг, честь, совесть и часто необходимость создают героев и против воли. Те, кто уже не откроет глаза, видятся нам безгранично живыми и полными жизни, как в Пантеоне памяти, из которого мы уходили, не скрывая слез… А в водах по-прежнему отражается севастопольский закат, за которым всегда наступает рассвет. Все так же шумит прибой. Оно безразлично к добру и злу, это вдаль уходящее море.
(Жердевка – Мичуринск – Севастополь – Жердевка)
Фото Э. Розман
(Окончание следует)
Автор:О. Есин