Лента новостей
Статья16 июля 2014, 15:38

Вопрос о прекращении горячего водоснабжения рассмотрит суд

Прокуратурой города проведена проверка по факту прекращения горячего водоснабжения жителям города Моршанск.

На поднадзорной территории коммунальные услуги в виде подачи горячего водоснабжения предоставляет муниципальное унитарное предприятие Тепловых сетей г.Моршанска (далее – МУП Тепловых сетей г.Моршанска).

Согласно п. 1.4. Устава муниципальное унитарное предприятие Тепловых сетей г.Моршанска является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на оказание услуг по теплоснабжению и подаче горячей воды объектам города, по водоснабжению, водоотведению, вывозу и утилизации (захоронению) твердых и жидких бытовых отходов, по уборке, благоустройству и озеленению территории города.

Для выработки тепловой энергии, подогрева воды в своем технологическом процессе МУП Тепловых сетей г.Моршанска использует природный газ, который поставляется ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов».

В целях обеспечения населения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения МУП Тепловых сетей г.Моршанска были заключены два договора поставки газа от 10.10.2013 № 50-5-21288 и от 10.10.2013 № 50-4-21111 с ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов».

Таким образом, во взаимоотношениях между МУП Тепловых сетей г.Моршанска и ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» граждане - собственники жилых домов, иные потребители выступают третьими лицами, поскольку поставленный природный газ используется для исполнения МУП Тепловых сетей обязательств перед собственниками жилых домов и иных потребителей.

В связи с неоплатой МУП Тепловых сетей поставленного по договору газа ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» было направлено уведомление о прекращении поставки газа.

В результате на основании уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» от 06.06.2014 № 2462 «О прекращении поставки газа» с 10.06.2014 была остановлена работа котельной по ул.Красноармейская, 114 А, по ул. Воронежская, 30, по ул. 7-й городок, по ул.Кирова, 69А, по ул.Фрунзе, 27.

Как показала проверка, по состоянию на 10.07.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» в соответствии с договором произведено прекращение поставки газа на 9 котельных, эксплуатируемых МУП Тепловых сетей: по ул.Рязанская, 12а (обслуживает 31 многоквартирный жилой дом), по ул. Лотикова, 68, по ул. Пролетарская, 68 (обслуживает 13 многоквартирных жилых домов), по ул. Зеленая, 4-а (обслуживает 26 многоквартирных домов), по ул. Воронежская, по ул. Кирова, 69-а, по ул. 7-городок, по ул.Красноармейская, 114, по ул.Фрунзе, 27, в связи с чем не поставляется горячая вода собственникам жилых домов и иным потребителям, обслуживаемых данным оборудованием.

То есть фактически не предоставляются услуги по горячему водоснабжению потребителям, добросовестно оплачивающим стоимость потребленных коммунальных ресурсов горячей воды и, следовательно, стоимость потраченного на выработку данных коммунальных ресурсов газа.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель услуг) обязан передать товар потребителю (оказать услугу), качество которой соответствует договору либо обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей использования. Если законом или иным правовым актом предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим целям.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 установлено, что указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Из указанных норм следует, что прекращение горячего водоснабжения добросовестным потребителям на срок более чем 14 суток не допускается.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1.

Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям. Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов.

В силу п. 6 данного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В данном случае газ является необходимым элементом технологического процесса производства горячей воды и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения МУП Тепловых сетей данной коммунальной услугой абонентов, своевременно и добросовестно вносящих плату за коммунальные ресурсы.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.

Так, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

Согласно ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

В силу ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В соответствии с п.п «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

При этом взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права добросовестных плательщиков.

В связи с чем, все вышеуказанные нарушения являются недопустимыми.
В результате действия руководства предприятия грубо нарушены права граждан, на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору представлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24,45,131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРОШУ:
1. Признать действия муниципального унитарного предприятия Тепловых сетей города Моршанска по прекращению горячего водоснабжения потребителям города незаконным.
2. Обязать МУП Тепловых сетей города Моршанска организовать предоставление населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в необходимых потребителям объемах.
3. О дате рассмотрения заявления уведомить прокурора.
Автор:С. Ломовцев.