Сегодня

Вторник, 14 августа 2018
vkontakte twitter facebook ok

Земли кусок, когда к нему ты смолоду привязан…

Номер газеты: 
26
Дата публикации: 
27.06.2012

     “…Он там внутри тебя; ты им высок, любовью к жизни ты обязан…” - писал тамбовский поэт Сергеев-Ценский. Этой любовью дышит творческая работа девятиклассницы Балыклейского филиала Красивской средней школы Анастасии Вахрушевой, вошедшая в коллективный сборник юных краеведов “Экскурсионные маршруты Инжавинского района”, изданный в Инжавинском центре дополнительного образования “Радуга”. Об этом сборнике и буклете мы недавно рассказали на страницах нашей газеты. Написана работа под руководством учителя Л.А. Барыщук.
     У школы есть свой сайт в Интернете, к созданию которого Лидия Анатольевна также приложила свою руку, а эпиграфом как раз и выбрала приведенные выше поэтические строки. Там много внимания уделено истории села, школы. Кому-то познать наш край помогут опубликованные материалы на сайте, а иным - упомянутая творческая работа, с которой и хотим вас познакомить. И уверены - многое теперь для вас предстанет в чем-то по-новому.
     Так бывает нередко: человек ли, уголок природы, село - находятся рядом, но вдруг выясняется - знаем о них далеко не все. Вроде бы - все знакомо, кажется, что можно узнать нового и интересного? Стремимся за экзотикой и впечатлениями в дальние края, а свой родной так и остается до конца не познанным. Поэтому низкий поклон инжавинским краеведам - педагогам, которые помогают восполнить этот пробел, ведут кропотливую работу с детьми, воспитывая в них любознательность, прививая тягу к исследовательской деятельности, умение подмечать прекрасное в том, что окружает с детства, с уважением относиться к истории края. И, конечно, любить его еще горячее.
     Этот рассказ, конечно, не заменит предлагаемый сборником “Экскурсионный маршрут по селу Балыклей“. Тот обширен и многогранен, включает несколько разделов: ”Географическое положение”, “Экскурсия по улицам”, “Озеро Итрог”, “Духовная жизнь и культура села в различные времена”, “Памятники истории и культуры”, “Школьный краеведческий музей”, “История села Балыклей”, “Важные даты в истории села”. Остановимся лишь на некоторых главах и фактах, а уж дальнейшее знакомство будет за вами, читатели. Итак, последуем по маршруту вслед за автором - Анастасией Вахрушевой.

 

От Серединки
до Смирновки

 

     Село Балыклей состоит из разных улиц, название которых часто происходит от тех ремесел и деятельности, которыми занимались жители. Это улицы Красная и Серединка, Анновка и Смирновка, Лихачевка. По поводу происхождения названия последней известно, что там жили семьи чеченцев, чьи кони лихо носились по селу.
     На улице Красной жили маслобойщики. Балыклей вообще был селом мельниц и маслобоек. Тут стучали толкачи, пыхтели локомобильные движки, пахло нефтью и керосином, сочащимся маслом, подсолнечным жмыхом. В это время наше село уже не славилось рыбой, как прежде. Ведь его название происходит от реки Балыклейка, то есть рыбная река. А теперь оно было только хлебным и подсолнечно-крупяным.
     А вот сельцо Смирновка прежде называлась Чуксинкой, улица Анновка - Вшивкой. В Чуксинке были мельницы и жили семьи: Бородины, Симоновы, Кондратьевы, Четвертковы. И что ни двор, то целый колхоз, в смысле коллективное хозяйство. Были дворы, где насчитывалось по тридцать, а то и по сорок членов семьи. Еду снохи готовили по очереди - каждая в свой день. За стол садились сначала мужчины. Хозяин двора и глава семейства давал каждому задание, как тогда говаривали, наряд: “Ты, Иван, к лошадям ступай, ты, Степан - в лес, по дрова, ты, Семен - на мельницу…”
     Когда хозяин раздаст мужчинам наряд, бабы (так называли замужних женщин) садились прясть, а девки - за станы, набивали холсты. А сам он оденется - и к Василию Емельяновичу Бородину, в чайную. Чайная стояла на улице, именуемой Кресты. Почему такое название? Возможно потому, что тут пересекались четыре улицы: Красная, Вшивка, Чуксинка и Лихачевка и здесь стояла бакалейно-мануфактурная лавка.
     У каждого двора был свой кузнец, свой плотник, даже свой пастух. Держал каждый двор ни много ни мало - по тридцать лошадей и стаду коров, телят и отаре овец. Было общее дворовое стадо. Когда глава этого огромного семейства собирался на базар, всем двором решали - кому и что покупать. Обновы делали поровну: если одной бабе платок, то и другой - тоже, если одному сыну сапоги, то и всем остальным - по паре сапог. Глава семейства был очень нравом крут: ни бабам, ни мужикам в своем хозяйстве спуску не давал. Так, рассказывают старожилы, было в старину.
     Однако начиналась история села не со Смирновки, а с улицы Серединка. Это была богатая и видная улица, дома все каменные и белые. Посередине села, на площади, где когда-то было торфяное болото и где была выстроена церковь, в середине ХХ века разместилась центральная усадьба совхоза “Коноплянский”. Тут и школа, медпункт, почта, столовая и совхозная лавка, баня, а на пустыре построено здание большого клуба, которое стоит и поныне.
     Улицы: Березовка, Косая, Кутырки подселялись позже. Исчезли из села такие выселки, как Чибизовка и Пыловка.
     В нашем крае когда-то было три паровых мельницы. Одна из них находилась на месте Степного болота, а построил ее Зенков. Две мельницы за улицей Чуксинка построили И.И. Четвертков и Н.И. Бородин. А еще здесь располагался завод фруктовых вод.
     Теперь на землях бывшего совхоза ведут хозяйственную деятельность общества с ограниченной ответственностью “Мир”, “Рассвет”, “Надежда”. В селе постоянную работу имеют те, кто занят в социальной сфере. Многие семьи работоспособного возраста занимаются только подсобным хозяйством. Некоторые работают у частных предпринимателей, выезжают на заработки в Москву и другие города.

    

Откуда история села
берет начало

    

     Впервые о селе Балыклей упоминается в 1719 году. Сначала его называли Архангельским. Затем оно стало именоваться Балыклей - по названию одноименной речки. Позже Павел I подарил это село гофмаршалу Н.А. Толстому. По воспоминаниям старожилов, при въезде в село стоял столб, на котором значилась табличка: “Село Балыклей - 946 ревизорских душ”. А уже в 1911 году по данным духовной епархии здесь насчитывалось мужчин - 2481, женщин - 2500.
Последней помещицей была княгиня Шаховская, которая проживала в Пензе, а управляющим имением был назначен немец по имени Герман. Он жил в барском доме, окруженном оградой из зарослей сирени.
Крестьяне этого села были крепостными, им не разрешалось брать замуж чужих девушек, не имели они права отдавать своих в чужую деревню. В основном они занимались сельским хозяйством, жили в маленьких низких домах, крытых соломой или камышом. Пол был земляной, на окнах вместо стекла натянуты бычьи пузыри. Основные орудия труда: коса, соха, цеп, серпы. Занимались и ловлей рыбы, пошивом одежды. Некоторые жители уходили на промыслы.
     “Народ был низкорослый, малосильный, неспособный к продолжительному настойчивому труду. Смертность высокая: на 1000 человек в год 40 умерших, большая часть - дети. Причина вырождения в скудной пище…” - писал в 1887 году земский врач села Карай-Салтыково П.Ф. Богданов.
В 1850 году в районе реки Песковатка барином Пенчевым был построен кирпичный завод. Кирпич шел на строительство домов окрестных сел. Эта местность богата такими полезными ископаемыми, как песчаники, глина, опока, являющимися сырьем для строительных материалов. В представленном краеведами экскурсионном маршруте об этом есть отдельный раздел, как и о разнообразном растительном мире.
     Так вот, глина бралась из карьера, а песок привозили на лошадях. Всю работу по изготовлению кирпича крестьяне выполняли вручную. Глину месили ногами. Известно, что барин Пенчев отличался особой жестокостью в обращении с людьми, и однажды мужики его забили до смерти палками у народного моста.
 

Экспонаты музея
рассказывают

     Обо все этом мы узнаем в школьном краеведческом музее. Он был открыт в 1999 году. Здесь дается представление о быте крестьян - какую одежду они носили, какой домашней утварью пользовались. В нем есть несколько разделов: “Народное творчество”, “История села”, “Великая Отечественная война и наши земляки”, “История школы”.
     Учащиеся Балыклейской школы занимаются поисково-краеведческой работой по направлениям: “Следопыты”, “Истоки”, “Забота”. У каждой группы свои определенные задачи. Одни встречаются со старожилами, ветеранами войны и тружениками тыла, вдовами, ведут переписку с военнослужащими, оформляют альбомы и пополняют музей материалами на военно-патриотическую тему. Другие собирают краеведческий материал, связанный с историей родного села, его обычаями, традициями, бытом, культурой, народным творчеством. Третьи оказывают шефскую помощь ветеранам.
     О музее можно рассказывать много. В нем запечатлена вся история, в том числе и послереволюционные события, а также им предшествующие, рассказывается и о страшной трагедии, разыгравшейся на Тамбовщине во время крестьянского восстания под предводительством Антонова, которая не обошла стороной жителей Балыклея.
     Среди важных дат и событий в жизни селян отражено создание первых колхозов и появление первого трактора ХТЗ, клуба для сельской молодежи. И, конечно, рассказывается о вкладе балыклейцев в победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Эта земля взрастила двух Героев Советского Союза - И.П. Субботина и И.С. Мельникова. Основной и фонд научно-познавательных материалов школьного музея насчитывает более 140 экспонатов, более половины из которых подлинные. Так вот часть этих подлинных как раз и позволяет более полно воссоздать факты возрастания на этой земле Героев и узнать о совершенных ими подвигах.
     Немало интересного и значимого можно почерпнуть и о других, более поздних периодах жизни балыклейцев. Например о том, когда впервые появилось электричество - известно имя первого электромонтера, им был Н.И. Чечерин. О деятельности созданной на территории Балыклейского сельсовета лесозащитной станции - посадке лесополос и строительстве прудов. О машинно-тракторной станции - МТС, обслуживающей колхозы Балыклейского, Марьевского, Ясачно-Балыклейского, Коноплянского, Николинского сельсоветов и об образовании в 1957 году совхоза “Коноплянский”. О том, как и кем создавался в центре села парк, который сейчас радует зеленью и тенистыми аллеями. О развитии образования - школах и учителях, а также культуры. Словом, обо всем, чем наполнена сегодняшняя жизнь селян.
     Каждый раздел представляет несомненный интерес для всех, кто хочет познать историю края. Лето, школьные каникулы - благоприятная пора для путешествий. А куда отправиться на экскурсию, подскажут экскурсионные маршруты, разработанные юными краеведами под руководством опытнейших педагогов. Своими впечатлениями, кстати, вы сможете поделиться на страницах районной газеты.

Автор: 
Любовь ПЬЯНОВА
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх