Лента новостей
Статья1 августа 2012, 17:56

В небе над Мордово

На небольшом кладбище около районной больницы есть могила боевого летчика Дикого Григория Андреевича, погибшего в результате неравной схватки с немецкими «мессершмиттами». Кто этот солдат, откуда он родом и что случилось в небе над Мордово в роковой день 1942 года? До недавнего времени ответы на все эти вопросы оставались на уровне слухов и домыслов. Сегодня мы расскажем о короткой, но славной судьбе человека, похороненного за сотни километров от родного дома. И если в этом повествовании окажется малая доля художественного вымысла – не обессудьте. Важно, что есть документальные подтверждения, а главное – люди, которые на протяжении долгих лет искали и все же нашли место захоронения своего отца, деда и прадеда, павшего за освобождение страны от фашистского порабощения.

В небольшом городке Шахты, что в Тульской области, известие о начале войны встретили призывами записываться в добровольцы. Угледобытчики, а это в основном мужское население города, все как один потянулись в военкомат с заявлениями направить их на передовую. Кому-то давали бронь, кого-то сразу же железнодорожными эшелонами со станции Узловая отправляли в огненный котел.
Григорию Дикому тогда исполнилось 22 года. Молодого коммуниста, перспективного специалиста-забойщика отправили на ускоренные курсы авиационных радистов. Отучился, попал в летную эскадрилью в качестве стрелка-радиста дальней авиации. Домой писал не часто.
В последней весточке с родины жена Нина сообщала, что маленькая дочка Галочка все больше и больше становится похожей на папу. «Нужно жить, хотя бы ради ребенка», - думал тогда Григорий. В последнее письмо он вложил свою фотографию, где был запечатлен с орденом «Боевого Красного знамени» на груди. И он обязательно бы выжил, если бы не то злополучное возвращение с боевого задания 15 августа 1942 года.

Летели со стороны Сталинграда

Рассказы о боевых действиях в небе над станцией Оборона мне доводилось слышать еще в раннем детстве. По утверждениям одних, немцы пытались разгромить железнодорожный мост через реку Битюг. Другие говорили о бомбежках самой станции. Много легенд тогда ходило о якобы упавшем в районе села Стрельцы немецком самолете, но более правдоподобно выглядели рассказы очевидцев о сбитом советском самолете и двух погибших летчиках на борту. В рассказы о том, что немецкие пилоты залетали глубоко в тыл, верилось с трудом.
Некоторые историки утверждают, что даже несмотря на превосходство в воздухе, немцы боялись нашу систему противовоздушной обороны. Они старались не совершать одиночных вылетов за пределами фронта, воевали только звеньями. Особо пугали фашистов профессионализм и беспредельное мужество наших летчиков, способных совершать воздушные тараны.
По архивным данным, Григорий Дикий вместе со своими товарищами возвращался с боевого дежурства. В районе железнодорожного перегона Оборона – Стрельцы на них «сели» два немецких самолета Ме – 109 Г-2. В результате советский бомбардировщик ИЛ - 4 был расстрелян из 20-миллиметровой пушки противника.
Сейчас сложно говорить, сколько человек находилось на борту крылатой машины. Дикий, при котором были найдены воинские документы, был тяжело ранен и доставлен в мордовскую больницу-госпиталь. Позже он скончался, не приходя в сознание, и был похоронен неподалеку от стен больницы. Судьба остальных летчиков неизвестна. Возможно, они сгорели вместе с документами. Откуда возвращался наш самолет, сейчас сказать невозможно, но на этот счет существует единственная версия. Скорее всего, они летели со стороны Сталинграда (в то время Волга была эпицентром боевых действий) на базу под Воронеж. Бомбардировщик ДБ 3Р (ИЛ – 4) мог совершать дальние перелеты, и им вполне могло хватить топлива до Воронежского фронта, который в то время прикрывал подступ к югу СССР.
Это предположение может иметь место еще и потому, что немецкие самолеты Ме – 109 Г-2 были впервые опробованы в сражениях под Сталинградом, и в силу прекрасных технических характеристик вполне могли настичь и уничтожить цель далеко за пределами фронта.

… спустя годы

Галина Дикая (Алешина) совсем не помнила своего отца. Когда он ушел на фронт, девочке было всего полгодика. После войны она вышла замуж, родила двух сыновей: Андрея и Дмитрия. До самой смерти женщина тщетно искала место гибели своего отца.
Перед смертью она наказала Андрею продолжить поиски деда.
Алешин Андрей Львович к тому времени возглавлял одно из подразделений Тульского УВД, но даже служебное положение никак не помогло внуку отыскать место гибели своего героического предка. И вот в мае 2011 года, как раз в 70-ю годовщину начала войны, его дочь Лена предложила воспользоваться для этой цели Интернетом, системой поиска погибших в годы Великой Отечественной войны.
Случилось чудо - перед глазами Алешиных предстали документы электронного архива, где значилось имя Дикого Григория Андреевича, похороненного в Мордовском районе Тамбовской области. Андрей Львович сразу же связался с администрацией Оборонинской школы (она шефствует над могилой летчика), выслал распечатки документов и фотографию деда, которую он когда-то прислал с войны.
В начале учебного года документальные материалы обязательно станут экспонатами школьного краеведческого музея. Через нашу газету туляк сердечно благодарит школьников и всех жителей района за помощь и понимание. Он пообещал приехать на могилу деда, бросить туда горсть родной тульской земли и низко поклониться людям, сумевшим сохранить память о деде.

Автор:Андрей Синютин