Лента новостей
Статья25 мая 2011, 14:39

В храме искусства

Любой музей, наверно, как и человек, имеет две ипостаси: материальную и духовную, или видимую и невидимую. Одно без другого, как душа и тело, невозможно. А фундамент музея – это память, преданность делу, профессионализм и энтузиазм его служителей.

Мемориальный музей-усадьба народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР, лауреата четырех Государственных премий СССР А.М. Герасимова, расположенный в месте благословенном, рядом с Боголюбским собором, особенный. Здесь каждая вещь подлинная, хранящая в себе память о людях, живших в этих стенах. С приходом весны этот мемориальный храм искусства словно повеселел и помолодел, принарядившись свежей зеленью травы, распустившихся деревьев, алыми тюльпанами вдоль дорожки во дворе.

Музей, открытый в 1977 году, еще очень молод: в прошлом году он отметил 35-летие. Но уже богат опытом, традициями, имеет известность далеко за пределами Мичуринска и Тамбовской области.

Само здание было построено в 1886 году отцом А.М. Герасимова Михаилом Софроновичем. В этом доме будущий художник провел свои детские и юношеские годы, здесь жил вместе с семьей с 1918 по 1925 год, до переезда в Москву. Связи с родным городом Герасимов не прерывал в течение всей свой жизни, приезжал сюда ежегодно, чтобы навестить родителей и сестру, написать очередную свою картину. Последний раз Александр Михайлович был в своем доме в 1961 году, за два года до смерти.

Открытию музея предшествовала большая подготовительная работа. Огромный вклад в его создание и дальнейшее обустройство и развитие внесла директор музея-усадьбы Т.И. Воронова.

"Благодаря усилиям многих людей, – рассказывает Тамара Ильинична, – реставрация дома и мастерской была проведена в максимально короткий срок. Помню, как мой отец, основываясь на своем жизненном опыте, сказал мне: "Главное, чтобы подоконники были прочные. Значит, перекрытия не сгнили, и дом простоит еще много лет". Более десятка предприятий города принимали участие в ремонтно-восстановительных работах. К дому был подведен водопровод, сделана канализация. Печное отопление заменили электрическим. Два года мы собирали картины художника, которые находились в частных коллекциях, разных музеях. Самую большую коллекцию произведений Александра Михайловича Герасимова передал нам мой учитель, бывший директор Мичуринского краеведческого музея Анатолий Васильевич Парамонов. Он очень любил и ценил творчество нашего земляка, не раз бывал у него в гостях, и тот дарил ему свои работы. Картины Герасимова были выставлены в алтаре Ильинского храма, где размещался краеведческий музей. Анатолию Васильевичу было жалко расставаться с ними, но он понимал, что полотна мастера возвращаются на свое законное место. Он сказал мне тогда: "Знаю, что отдаю эти шедевры в надежные руки".

Сохранить вещи, принадлежащие семье Герасимовых, помогла их домработница Дарья Митрофановна Нагина. Она пришла к Герасимовым шестнадцатилетней девушкой и провела рядом с ними большую часть своей жизни. Руководство нашего города предоставило ей квартиру, приобрело всю необходимую обстановку, но Дарья Митрофановна не хотела уходить из дома, ставшего ей родным. Женщина плакала и говорила, что согласна спать на раскладушке у входа, только бы остаться здесь. Так и не переехала она в новое и благоустроенное жилье. Работали мы с ней вдвоем: я – директором музея, она – истопником".

Художественный фонд музея первоначально составили 54 картины. За годы существования Т.И. Вороновой удалось увеличить его до 141 работы.

"Однажды, – вспоминает Тамара Ильинична, – приехал к нам первый секретарь обкома партии Василий Иванович Черный. Про него разные слухи ходили. Предупреждали, что он человек настроения... И вот осмотрел он наши экспозиции и говорит: "Я думал, тут у вас очередной клуб создали, а здесь настоящий музей. “Скажи, – обратился он ко мне, – что нужно, что-бы музей жил?" Я, не задумываясь, сказала тогда: "Нужен выставочный зал, чтобы там разместить картины Александра Михайловича".

Черный подозвал к себе кого-то из своего окружения и приказал: "Через полтора месяца проект должен лежать у меня на столе. Понятно?".

Дисциплина в партии была строгая, и указание "первого" было выполнено в срок. Строили выставочный зал три года, в 1981 году он был открыт для посетителей, которые смогли впервые увидеть во всей красе работы нашего знаменитого земляка.

В трех комнатах первого и второго этажа музея размещена экспозиция, отражающая основные события жизни и деятельности Герасимова. Пять комнат – мемориальные. Бывшие кухня и кладовая используются ныне как служебные помещения музея. Помимо дома, музей включает и дворовые постройки – каретный сарай и амбар, в котором после 1930 года размещалась мастерская художника. На территории усадьбы, рядом с мастерской, находится терраса, на которой любил работать Александр Михайлович.

Невозможно без волнения проходить по комнатам музея, где, казалось бы, присутствует незримо сам Мастер. Вот, например, гостиная. На стене висит автопортрет А.М. Герасимова, написанный им в 1931 году. В книжном шкафу, стоящем у входа, – хранятся книги из личной библиотеки – издания по искусству, истории, иностранные словари. Здесь же можно увидеть тетрадь для занятий испанским языком: Александр Михайлович самостоятельно овладел английским, французским, немецким, польским и украинским языками. В другом шкафу – посуда, которой пользовалась семья. В центре комнаты, на столе – поднос, часто служивший художнику при написании натюрмортов, в углу – старинная русская гармонь-двухрядка, на которой любил играть Александр Михайлович. В этой же комнате находится радиоприемник, подаренный ему К.Е. Ворошиловым, с которым художника связывала большая дружба. А вот резной мебельный гарнитур XIX века – стол, диван, два кресла, обитые коричневым плюшем, и кабинетный рояль. А.М. Герасимов очень любил музыку – классическую, оперную, народную и с удовольствием писал декорации ко многим оперным спектаклям. В музее хранится коллекция грампластинок с любимыми песнями А.М. Герасимова. У стены – зеркальный шкаф, в котором находятся личные вещи художника, переданные в дар его дочерью Галиной Александровной Герасимовой. На стене, над роялем, – зеркало в лепной раме. На фоне этого зеркала А.М. Герасимов часто писал женские портреты и цветы.

…Это путешествие в мир художника, прославившего наш город, очень увлекательное. И его стоит предпринять всем, кто еще не бывал в музее-усадьбе, который в этом году будет отмечать 130-летие со дня рождения А.М. Герасимова и 125-летие со дня рождения его друга и верного помощника Д.Р. Панина.

12 августа 1981 года, когда исполнилось 100 лет со дня рождения А.М. Герасимова, на площади перед музеем был установлен бронзовый бюст художника работы действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Е.В. Вучетича.

Музей верно и целенаправленно служит делу патриотического, нравственного, эстетического воспитания населения, активно пропагандирует традиции реалистического искусства, приверженцем которого был А.М. Герасимов. На его базе проводятся художественные выставки областного и Всероссийского значения. В музее побывали видные государственные и общественные деятели, оставив самые лестные отзывы о его деятельности, слова благодарности Т.И. Вороновой и небольшому коллективу единомышленников, который она возглавляет.

…Здесь легко дышится. Все вокруг проникнуто умиротворенностью и покоем. О многом думается, и мысли эти светлые и радостные. Наверное, так и должно быть в храме искусства, которым стал для нашего города мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова.

Фото автора.

Автор:Г. Свиридова.