Лента новостей
Статья22 июня 2015, 10:55

Мой дед был в австрийском плену

Мой дед, Степан Дмитриевич Салычев, 1886 года рождения, - участник Первой мировой войны. Призывался в 1913 году в пехоту с другими жителями сёл Кулевча и Марьевка. Сколько всего человек было мобилизовано, точно не установлено - по одним сведениям 17. Целое отделение было сформировано из наших односельчан, командовал которыми житель села Семён Тимофеевич Калошин. Некоторые из них потом воевали в Красной Армии в составе дивизии под командованием С.М. Будённого.
Степан Дмитриевич был хорошим рассказчиком, с чувством юмора. Он охотно рассказывал захватывающие эпизоды того героического и сложного времени. Очень страшно было ходить в штыковые атаки, дед участвовал в трёх таких. Во время одной из них был ранен в ногу австрийским штыком. В госпитале не лежал, санитары сделали укол, рану обработали, перевязали и на второй день отправили опять в бой.
Особенно запомнилась ему последняя атака на австрийские позМойиции. Стояли они друг против друга на открытой местности, прячась в окопах. Разница была в том, что у противника было четыре пулемёта, а у наших были только винтовки. Выстоять против ураганного огня было невозможно. Бой закончился тем, что враги почти всех наших пехотинцев истребили, остальных окружили и взяли в плен.
Своим ходом шли пленные через Альпы. Проходили через сёла, которые завалило снегом, сошедшим с гор. Пленных заставили копать снег, чтобы спасти людей.
Прибыли они в Австрию, в сельскую местность. Зажиточные хозяйки, у которых мужья были на фронте, разобрали пленных к себе в работники. Женщина, которая взяла деда, была не бедной: 4 гектара земли, большой сад, 4 коровы, колбасный и винный заводики. Дед работал в саду, во дворе, пас коров. Три года он пробыл в плену, уже понимал немецкий язык. Другие пленные тоже жили в этой местности, но общаться им не разрешали.
После революции 1917 года объявили обмен пленными. Об этом Степан Дмитриевич понял по разговорам местных жителей.
Через месяц подогнали вагоны для отправки пленных в Россию. Желающих уехать немедленно было очень много, все хотели вернуться домой, а вагонов - недостаточно. Степан Дмитриевич вместе с другими забрался на крышу вагона. Его односельчанин Филипп Поликарпович Желтоухов устроился на сцепке между ними. Сначала они перекликались через определённые промежутки времени. К утру мой дед задремал. Когда очнулся и окликнул земляка, ответа не услышал. Наклонился и посмотрел вниз: между вагонами никого не было. Наверное, Филипп задремал, не удержался и погиб под колёсами поезда.
Добирались до дома целый месяц. Чтобы прокормиться в пути, на остановках Степан продавал вещи, которые вёз. У него было три костюма и трое карманных часов. До станции Иноковка он добрался в одном костюме, и его отдал за буханку хлеба.
В стране за три года многое изменилось. В Москве дед услышал, что горожане и солдаты обращаются друг к другу «товарищ», чему был немало удивлён. Ведь раньше за такое обращение наказывали шомполами.
Дома его радостно встретили родители, друзья, жена Наталья Ивановна. Они воспитали троих детей. Сын, Пётр Степанович, участник Великой Отечественной войны, в звании старшего сержанта командовал отделением. За свои героические подвиги награждён орденом Красной Звезды и орденом боевого Красного Знамени.
В селе всех наших родных зовут Ратниковы, в честь моего прапрадеда со стороны матери, который жил в 19 веке, служил в царской армии 25 лет, участвовал в войнах.
Дед со стороны отца участвовал в боях с турками в 1878 -1879 годах в Болгарии, был награждён Георгиевским крестом, служил 10 лет. Его в селе прозвали Стрелком. Есть сведения, что наше село основали казаки, освобождавшие Болгарию в 1828 - 1829 годы. Они участвовали в битве при селе Кулевча и разбили турецкую армию. Местные жители, боясь мести со стороны турок, ушли с русской армией и основали несколько сёл, которые назвали Кулевча.
Я, мои дети и внуки гордимся своими героическими предками.



Фото из архива САЛЫЧЕВЫХ
Автор:Василий Салычев