Лента новостей
Статья20 марта 2012, 12:13

Сто лет веры, любви и надежды

Сто лет веры, любви и надежды

«Возрастает вера -
Возрастает государство,
Процветает вера -
Процветает государство,
Преуспевает вера -
Преуспевает просвещение».

Митрополит Филарет
(Дроздов)


Когда въезжаешь в село Екатеринополье со стороны Инжавина, перед глазами по правую сторону возникает силуэт здания школы, а по левую - большой металлический православный крест, обнесенный невысокой оградкой из штакетника. Покаянный крест был воздвигнут в 2002 году напротив разрушенного храма Михаила Архангела. На месте самого храма стоит ныне жилой дом. Покаянный крест был сооружен на средства СХПК «Завет Ленина» при личном участии его председателя Н.Ф. Пименова.
Проходя мимо этого святого места, я часто вспоминаю строки из стихотворения Светланы Фомичевой «Прощение»:
«Здесь храм стоял, я это знала,
Его давно на свете нет,
Но я как будто увидала
Его печальный силуэт.
Казалось, свечи там горели,
Был слышен колокольный звон,
Казалось, на меня смотрели
Глаза невидимых икон».
Храма сейчас действительно нет. А начиналось все ровно сто лет назад, в далеком 1912 году. Празднично звонили колокола. Мужчины и женщины, старики и дети в праздничном одеянии шли к храму, который стоял на самом высоком месте на окраине села и был хорошо виден из любой его точки. Красивый кирпичный храм, богато украшенный святыми иконами, ярко контрастировал с глиняными под соломенной крышей домами на селе. Были, конечно, и деревянные дома, а вот кирпичные под железной крышей можно было пересчитать по пальцам. При большом стечении народа шло освящение храма. Так появился духовный центр села, вселяющий веру в души прихожан, любовь к Богу и друг к другу, надежду на спасение. Все критики, хулители и гонители церкви и религии либо забывают, либо специально утаивают, что вся человеческая нравственность: любовь, покаяние, прощение, милосердие, сострадание - взяты из религии. Достаточно открыть Евангелие от Матфея и прочитать Нагорную проповедь Иисуса Христа, чтобы понять, что без христианской морали и нравственности мы просто перестанем быть людьми.
Престол храма в с. Екатеринополье был в честь Архистратига Михаила, соответственно и престольным праздником стал Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (в народе - Михайлов день), отмечающийся 8 ноября (21 ноября по новому стилю).
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов. Господь открывает свою волю высшим Ангелам, а они в свою очередь просвещают остальных. Ангел - это тот, кого Господь посылает с поручением, вестник Божией воли. Над всеми чинами Небесных Сил поставлен Господом Святой Архистратиг Михаил. Именно он, верный служитель Божий, низринул с неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим не угодного Богу».

Строительство храма изменило статус Екатеринополья. До 1912 года Екатеринополье (Маркунь) было деревней Царёвской волости Кирсановского уезда, а после открытия храма получило статус села.
Церковную историю села Екатеринополье можно поделить на 4 периода: начальный (1816 - 1832 гг.), леонтьевский (1832 - 1911 гг.), собственно екатеринопольский (1912 - 1946 гг.), моршань-лядовский (1946 г. - наши дни).
Первый период начался в 1816 году, когда карайсалтыковский помещик полковник Фёдор Николаевич Петрово-Соловово основал сельцо Екатеринопольское. Нет никаких сведений о принадлежности сельца Екатеринопольского к какому-либо приходу.
В 1832 году в соседнем селе Леонтьевка (Ледавка) был открыт церковный приход и деревня Екатеринопольская была отнесена к этому приходу. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» А.Е. Андреевского отмечено, что в приходе села Леонтьевка (Ледавка) две деревни: 1) Екатеринопольская в 7 верстах от церкви; 2) Липяги в 2 верстах и Михайловские хутора в 11,5 верстах от церкви. Здесь же мы находим сведения, что в деревне Екатеринопольской строится новый каменный храм с целью отделения деревни в самостоятельный приход.
В 1857 году помещик Григорий Фёдорович Петрово-Соловово построил в Леонтьевке каменную тёплую церковь. Престол - в честь Архистратига Михаила (8 ноября ст. стиля). Штат: священник, диакон, псаломщик. Церковная библиотека в 195 томов. При церкви была церковно-приходская школа, смешанная, одноклассная, а также общество трезвости и ссудно-сберегательное товарищество.
В 1912 году при храме Михаила Архангела в селе Екатеринополье церковным ведомством была открыта церковно-приходская школа. Таким образом, школа в селе Екатеринополье в этом году также отмечает 100-летний юбилей. Для священника недалеко от церкви за Поповой лощиной был построен кирпичный под железной крышей дом. В нем были 2 комнаты и кухня общей площадью 131 кв. м. Здание это было построено в том же 1912 году. Полноценное функционирование храма продолжалось 5 лет. В 1917 году произошла революция. Начались гонения на церковь и священнослужителей. Церковь была отделена от государства, а школа от церкви.
Продразверстка и произвол Советской власти всколыхнули село. Екатеринопольцы активно поддержали Антоновское восстание. В информационной сводке № 25 Тамбовского губчека от 27 января 1921 года указывалось: «Екатеринопольское - бандитское село». После подавления восстания начались массовые репрессии против населения, усилились гонения на священнослужителей.
Политика «военного коммунизма» требовала военной и трудовой повинности для лиц, эксплуатирующих чужой труд: священники и диаконы подлежали призыву в тыловое обеспечение, а псаломщиков могли брать в армию. Отсутствие духовенства в селе и невозможность совершать богослужения повлекли поток ходатайств об освобождении священнослужителей от призыва. Но подобные установки на освобождение священнослужителей от тылового ополчения губернскими властями выполнялись весьма неохотно. На просьбы и жалобы крестьян продолжали отвечать отказами. Вот типичный документ: «Заключение Тамбовского губернского отдела Управления при губисполкоме по ходатайству граждан:... б) с. Леонтьевки и деревень Липягов, Михайловки, Малокарасевки и Орловки Кирсановского уезда об освобождении от той же обязанности «тылового ополчения» священника Устинова... Не усматривая основания из представленных гражданами указанных выше сел и деревень протоколов их общих собраний по помянутым выше ходатайствам к освобождению от призыва в тыловое ополчение перечисленных выше лиц, кроме исполнения ими лишь приходских треб, отдел Управления признает ходатайства эти не заслуживающими уважения...». Упомянутому выше священнослужителю заменили службу в тыловом ополчении «общеполезными работами», что разрешалось.
Церковным советам запрещалось проводить ремонт церквей, собирать добровольные пожертвования на них. Важность в церковной жизни приходских храмов не нуждается в пояснении, поэтому закрытие их было делом времени. Тем не менее, храм Михаила Архангела в селе Екатеринополье продолжал существовать, по крайней мере, до 1937 года. В «Тамбовском мартирологе» сообщается об аресте в 1937 году Панфёра Дмитриевича Титова (Полякова), работавшего сторожем в церкви села Екатеринополье. Панфёр Дмитриевич был уроженцем села Екатеринополье. Год рождения - 1908. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 августа 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17 августа 1937 года. Реабилитирован постановлением президиума Тамбовского областного суда 18 ноября 1961 года.
Отстоять храм жители села так и не смогли. Он был не просто закрыт, но и разрушен до основания. Храм уничтожили, но душу народа убить не смогли, не смогли уничтожить веру в Бога. Жители села сохранили в домах иконы, тайно молились перед ними, отмечали религиозные праздники.
Была закрыта и снесена церковь в селе Леонтьевка. Уничтожались физически и священнослужители. В 1930 году был арестован священник в с. Леонтьевка Инжавинского района Иван Иванович Булгаков, 1875 года рождения. Он был уроженцем с. Осиновка Уметского района. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Был приговорен тройкой ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР к 5 годам концентрационного лагеря. В 1938 году вновь арестован и постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 2 февраля 1938 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 11 февраля 1938 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 19 июня 1989 года. Аналогичной оказалась судьба священника Ивана Филипповича Ермолаева, 1893 года рождения, уроженца села Леонтьевка. На момент ареста в 1937 году служил священником Никольской церкви города Тамбова. Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Сведений о приведении приговора в исполнение нет. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 11 мая 1989 года.
В 1946 году жители села Моршань-Лядовка Красивского района добились от Правительства СССР решения об открытии в их селе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Здание храма сохранилось. После закрытия оно использовалось для хозяйственных целей. Храм привели в порядок, водрузили на купола кресты, а жители вернули в него святые иконы, которые прятали дома после закрытия храма. Село Екатеринополье было отнесено к приходу села Моршань-Лядовки. Туда екатеринопольцы в религиозные праздники ходят на службу, там крестят детей, венчаются, придают земле покойников. Но престольный праздник, как и раньше, отмечают свой - Михайлов день, а не Покров, как моршань-лядовцы. Так начался четвертый - моршань-лядовский период в церковной истории села Екатеринополье.
Первым в деревне Моршань-Лядовка был деревянный Покровский храм, построенный в 1865 году. Штат храма состоял из настоятеля, помощника и двух псаломщиков. Настоятелем храма в 1876 году был священник Иван Николаевич Покровский. В 1901 году на средства прихожан построена каменная, теплая церковь. Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября ст. стиля). Приход открыт в 1865 году. В приходе деревня Балакиревка в 3 верстах от церкви. Школы: церковно-приходская женская и земская мужская. Церковная библиотека в 47 томов. Штат: священник, диакон и псаломщик.
В конце 30-х годов храм в селе Моршань-Лядовка был закрыт. Большинство икон жители села разобрали по домам. Из-за сопротивления жителей села храм разрушить не удалось. Вместе с тем многие священнослужители, монашествующие, церковнослужители и миряне пострадали за веру Христову в годы политических репрессий. «Тамбовский мартиролог» приводит список репрессированных по религиозным мотивам жителей села Моршань-Лядовка. Среди них Виктор Максимович Архангельский, священник, 1883 года рождения, уроженец села Новотомниково Моршанского района. На период ареста в 1930 году служил священником в селе Моршань-Лядовка Инжавинского района. Постановлением тройки при ОГПУ по ЦЧО от 9 марта 1930 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 21 июля 1989 года.
Василий Иванович Оржевский, священник, уроженец села Варварино Мучкапского района. Окончил миссионерскую школу в г. Тамбове. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в селе Моршань-Лядовка. Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 6 декабря 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 22 декабря 1937 года. Реабилитирован постановлением президиума Тамбовского областного суда 8 февраля 1962 года.
Козьма Козьмич Коныгин, псаломщик, 1879 года рождения, уроженец села Моршань Инжавинского района. На момент ареста служил псаломщиком в церкви по месту рождения. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 9 марта 1930 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к заключению в концлагерь сроком на 3 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 21 июля 1989 года.
Елена Ермолаевна Щербинина, 1879 года рождения, уроженка села Марьинка Кирсановского района. На момент ареста в 1937 году, будучи монахиней, служила в церкви села Моршань. Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 6 декабря 1937 года приговорена по статье 58-10Д1УК РСФСР к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирована постановлением президиума Тамбовского областного суда 8 февраля 1962 года.
Евдокия Степановна Лозбякова, 1882 года рождения, уроженка села Моршань Инжавинского района. На момент ареста, в 1937 году, будучи монахиней служила в церкви села Моршань. Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от б декабря 1937 года приговорена по статье 58-10,11 к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирована постановлением президиума Тамбовского областного суда 8 февраля 1962 года.
Николай Григорьевич Ломакин, священник, 1891 года рождения, уроженец села Моршань Инжавинского района. Репрессирован дважды. В 1934 году, будучи священником в церкви села Калугино Инжавинского района, приговорен тройкой при ПП ОГПУ по ЦЧО от 21 марта 1934 года по статье 58-10,11 УК РСФСР к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1937 году служил священником в церкви села Богданово Ржаксинского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 декабря 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 декабря 1937 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 12 апреля 1989 года.
Подводя итог всему сказанному, можно заметить сходную и трагическую судьбу всех трех приходских храмов, к которым относили село Екатеринополье: закрытие храмов, уничтожение священников, церковнослужителей и монашествующих, стремление любыми средствами искоренить и религию, и саму веру в Бога. Однако переделать душу русского народа не смогли ни запреты, ни репрессии, ни расстрелы. Все время лихолетья вера жила, сохранялась и тайно передавалась из поколения в поколение. Настало время, и религия и церковь, подобно фениксу, возродились, ожили храмы и монастыри, народ вновь потянулся к Богу. Конечно, смута не прошла бесследно. Атеизм пустил прочные корни в обществе, произошло падение нравственности, духовности. Через покаяние и прощение, через добро и любовь, через сострадание и милосердие должны очиститься наши души для того, чтобы пришла в наши сердца истинная вера во всемогущего и милосердного Спасителя.
Очень точно это прочувствовала и отразила в стихотворении «Прости, Господь!» Валентина МАЛИЧЕНКО:

«Прости нас, Господи, прости
За то, что к вере охладели,
Христа Спасителя, Творца,
Его учения презрели.
Прости нас, Господи, прости
За то, что веря лжепророкам,
Мы сбились с верного пути,
За ту неверную дорогу,
Кровопролитную войну
Мы потеряли очень много:
Надежду, веру и страну.
Погибших скорбный список длинный -
Их не поднять, не воскресить -
Прости, Господь,за кровь невинных,
За кровь расстрелянных прости!
Прости за взорванные храмы -
В пыли лежащие кресты,
Прости нас грешных покаяньем
На путь спасенья возврати!
Спаси нас всех - Живых и павших
За веру и Святую Русь.
Прими, Господь, молитвы наши,
Прими раскаянья слезу».

Автор:Виктор ШЕВАЛДОВ