"Путилинский" метод

« Сосновское слово »
20
от
Среда, 18 мая, 2011 (Весь день)
1519
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/05/18/top68.ru-quotputilinskiiquot-metod-1050.jpg?itok=FURQxY5g

Учитель - одна из тех профессий, которую не втиснешь в рамки "от и до", от которой не бывает ни выходных, ни праздников. И если человеку по плечу такое, он счастлив. Для этого надо ни много ни мало. Быть личностью, незаурядность которой чувствуешь сразу по жесту, голосу, фразе... "И вот вы сели обедать, а щи несоленые. Вы бросили в них щепоточку соли... и тут началось!" Можно предположить, что это, по меньшей мере, начало одной из увлекательнейших сказочных историй. Но чтобы это было началом школьного урока? Между тем, именно так начинался позавчера урок химии в 9-а классе Сосновской средней школы №1, который вела Анна Ивановна Путилина. Учитель объясняла своим ученикам сложнейшую, но скучноватую все-таки для них теорию электролитической диссоциации.
Что? Скучную? Это смотря как преподнести ее. Разве может быть неинтересным познание внутренних таинств и связей внешне знакомых предметов и явлений? И разве не был в свое время сказочником для своих современников, блестящим, но всего-навсего фантазером, шведский ученый Сванте Аррениус, когда выдвинул свою теорию загадочной силы воды? Нет, не погрешил против истины педагог. Именно так надо преподносить ученикам идеи, ставшие от своей реальности и бесспорности теперь суховатыми. В их первозданном, таинственном виде, словно приглашая сегодняшних подростков в современники великого открывателя. Чтобы они не принимали на веру строго научную идею, а сами делали дерзкие открытия, сомневались, думали, ставили вопросы.
Не случайно поэтому композиция урока Анны Ивановны разрушает его традиционные стандарты. Здесь нет привычного опроса учеников и объяснения нового материала. Все 45 минут непрерывный диалог между учителем и классом. Повторяется пройденное, на основе его познается новое. Химия - одна из тех наук, где новое надо непременно подтверждать старым.
Конечно, не со всеми это удается. Разная степень увлеченности у ребят и способности у всех разные. Олег Губанов, Игорь Сичкоренко, Олег Зелепукин, например, легко и ясно ориентируются в электронной теории, другие с трудом, запутанно пробираются сквозь ее дебри. Но отсутствующих на уроках Анны Ивановны Путилиной не бывает. Все думами в классе.
Один начинает мысль, сосед справа развивает, сосед слева завершает.
Что это? Высокий профессионализм учителя или учитель милостью божьей? И то, и другое. "Дар труда и труд дара". Много есть сейчас современных методов школьного преподавания. Тут и уже старый, знакомый - комплексный подход, и входящий теперь в моду - индивидуальный. Ими, конечно, в совершенстве овладела педагог. Эти методы можно увидеть, понять, перенять. Но есть у нее свой, особый, "путилинский". Его ни объяснить, ни передать нельзя. Он в душе, в сердце, в манере говорить, в безошибочной интуиции точной дистанции между учителем и учениками. Такому не научишься ни в одном институте. Это сама Анна Ивановна Путилина. Ее жизнь, ее характер, ее личность и незаурядность. Разве у кого-то есть еще такие интимно-доверительные и в то же время требовательные нотки в голосе, а изящный, лукавый, чуть иронический рисунок речи? Предчувствие тайны, ощущение какой-то важности того, что она хочет сообщить сейчас тебе, присутствуют всегда, когда ведет урок она.
Я хорошо понимаю сегодняшних учеников Анны Ивановны, потому что когда-то сама попала под магию ее влияния. Предметы, которые она вела тогда у нас, считались в школе второстепенными. Хотя, как известно, второстепенных предметов нет, есть просто второстепенные учителя. Но к ее урокам анатомии и основам дарвинизма мы готовились каждый раз не менее добросовестно, чем к ее величеству математике. Любой предмет могла сделать королевой наук эта маленькая, хрупкая женщина. Потому что в своем деле высока, значительна, интересна.
Кто мог предполагать эту высоту в девушке, почти девочке, в красной кофточке с детским рисунком в горошек. Такой, с вузовским дипломом, она впервые открыла дверь Сосновской средней школы в 1953 году.
-Какие же классы вы предпочитаете вести? - чуть свысока, снисходительно встретил юную коллегу бывший директор школы Николай Илларионович Дерябин.
- Старшие!- Так дерзко, отважно ответила эта маленькая, что директор не сдержал улыбки.
И ей отдали все классы сразу: четвертые, шестые, восьмые, девятые... Когда опытный, уже всеми признанный педагог Алексей Васильевич Молочнов просидел однажды у новенькой целый урок, то был приятно удивлен.
- Да вы ж родились быть учителем, - сказал он тогда ей. И не ошибся.
Прошлогодний 10-а, где Анна Ивановна была классным руководителем, запомнит ее не только, как прекрасного учителя химии. Рядом с ней они росли и учились понимать, что они не спросят ни на одном самом строгом экзамене в вузе. Но что обязательно спросит жизнь. Учились дружбе, верности, человечности.
Четверо ее выпускников в этом году сдали на "отлично" химию в столичные вузы. 37 ее бывших учеников теперь сами входят каждый день в классы, чтобы все лучшее, что есть в себе, отдать детям.
"Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться". Этот священный завет Анна Ивановна Путилина выполнила с лихвой. "Путилинскому" методу суждена долгая жизнь.

Автор: 
Вера ПОПОВА.
Наверх