Лента новостей
Статья29 октября 2013, 12:22

Последний полёт ТБ-3. Новые сведения — очередные загадки

В номере 29 газеты «Знамя» от 17 июля 2013 года мы рассказывали о судьбе экипажа тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 под командованием М.К. Журав­лёва, вылетевшего с аэродрома Никифоровка и сбитого над Брянском в мае 1943 года. За прошедшие месяцы, благодаря брянским и тамбовским энтузиастам истории авиации, были по­лучены дополнительные сведения.


КАК выяснилось, небо над Брянском в мае-июне 1943 года оказалось роковым как минимум для трёх экипажей самолётов ТБ-3, причём два из них погибли в одну и ту же ночь с 9 на 10 мая. Одним из них был бомбардировщик гвардии капитана Журавлёва, а принадлежность второго пока со всей достоверностью не установлена. О том, что в ту ночь в том же районе упал второй самолёт, сообщила в переписке со вторым пилотом экипажа Журавлёва Иваном Бурей (сам он, к сожалению, скончался в 2005 году) дочь бортмеханика Григоряна Грет­та Михайловна. По её словам, ей удалось разыскать свидетеля тех событий. Им мог быть кто-то из брянских партизан, которые по заданию командования вели наблюдения за действиями советской авиации, или офицер штаба, который, по словам И.П. Бури, должен был наблюдать за бомбардировкой с борта контролирующего самолёта.
Спустя месяц неподалёку от Брянска был сбит ещё один самолёт 1-го гвардейского ави­аполка дальнего действия им. Н.Ф. Гастелло, также вы­летевший из Никифоровки. Этой машиной управлял экипаж Ананьева. Самолёт упал возле города Карачев, примерно в 40 километрах от Брянска. В будущем году брянские участники группы «Память» намерены провести изыскания в тех местах, чтобы точнее установить место падения и принадлежность машины. Во всяком случае, обломки, похожие на куски обшивки ТБ-3, там уже находили.
— Сейчас почти однозначно можно утверждать, что в могиле на окраине Брянска захоронен не экипаж Журавлева. ТБ-3 этого экипажа, по рассказам Бури и записям в карточке репатриированного Журавлёва, упал примерно за 30-40 километров от Брянска. Проведённые этим летом поисковые работы пока стопроцентных результатов не дали, но фрагменты ТБ-3 в предполагаемом месте уже нашли. Проблема в идентификации, — сообщил подполковник запаса Виктор Николаевич Алёшин, который прилагает немало усилий для воссоздания истории 1-го гвардейского авиаполка и поддерживает постоянную связь с брянскими поисковиками.
Интересные подробности выяснились из письма Ивана Бури Гретте Григорян, приезжавшей в Брянск в этом году. Оказывается, в концлагерь в городе Лодзь, где произошла встреча Ивана Пав­ловича с командиром его экипажа Матвеем Журавлёвым, вскоре доставили и ещё одного их однополчанина — пилота Вагаева из экипажа Ананьева. Вагаев и Буря были хорошо знакомы, вместе учились на курсах лётчиков и одновременно поступили на службу в полк. Вагаев со­общил, что не все члены экипажей сбитых бомбардировщиков погибли или попали в плен. Кто-то из них каким-то образом вернулся в расположение части.
Впрочем, сведения И.П. Бури (он сообщил их в 2003 году и ранее, но нам они стали известны только теперь), раскрывающие ряд интересных подробностей, ставят и новые вопросы. Так, по его словам, из восьми членов экипажа в ночь гибели ТБ-3 на борту самолёта находились только пятеро. Командир Журавлёв и второй пилот Буря попали в плен, штурман Демидкин, бортмеханик Григорян и, вероятнее всего, радист-стрелок Рычков погибли. Но куда в таком случае подевались техник Кисленко, стрелки Про­хоров и Комиссаров, которых на момент написания прошлой статьи были все основания считать погибшими в том же полёте, совершенно непонятно. Надеемся, нам ещё представится возможность со­общить читателям, интересующимся историей малой родины, более точные подробности.

Материал подготовлен при содействии подполковника запаса В.Н. Алёшина
и сотрудников районного краеведческого музея.
Использованы фото и видео с сайта: retrovtap.ru

Автор:Дмитрий Хатунцев