Лента новостей
Статья19 июля 2012, 13:16

Последний голавль

Через нашу область протекает удивительная по красоте река Ворона. Ещё Л.П. Сабанеев писал о ней, сравнивая по красоте с реками Сибири. В настоящее время часть территории поймы реки охраняется Вороненским заповедником, хотя выше по течению, уже на не охраняемой территории, гнездится Стерх, внесённый в «Красную книгу» Всемирного союза охраны природы и России. В самой реке встречаются ценные породы рыб, например Шемая, а в пойме реки можно увидеть бабочек горных районов Европы: зеринтию поликсену, арканию. А расскажу я о человеке, живущем в гармонии с этой красотой.

К СЕРЕДИНЕ лета вода в Вороне становится прозрачной, и сидящему на обрывистом берегу рыбаку видна подводная жизнь. Вон у коряги застыла щука, пригретая летним солнцем, вдоль берега снуют небольшие стайки голавликов, поджидающих падающих с крутизны в реку насекомых, а по всей водной среде кишит уклейка.
К полудню поймать в реке голавля дело совсем не хитрое. Нужно лишь найти место на поросшем травой и молодью берегу, желательно в том месте, где голавли не скрывают своего присутствия. Такое место у Альберта было давно на примете. Очистив берег от нависающих над водой веток и густого сухостоя, он пустил по струе кузнечика. Некоторое время кузнечика несла зеркальная поверхность, но силою течения, поглотившего сначала леску, затянуло в толщу струи. А как только леска устремилась в глубину, обгоняя течение, Альберт прекратил сброс лески и приподнял удилище. Вот и вся хитрость! Выгнувшееся дугой удилище оповестило рыбака об удачной подсечке. Это голавль. Рыба на этот раз была большой и сильной. Леска под её тяжестью зазвенела, а рука ощутила решительные толчки. Для многих рыбаков именно эти ощущения самые ценные. Надо дать рыбе высвободить всю энергию. Тащить сразу к себе нельзя, в разворот от приближающегося берега рыба выдаст большое усилие и оборвёт леску, а обессиленная сопротивлением рыбака оставит только тяжесть собственного веса, уменьшенного выталкивающей способностью воды. Вот и уморившегося голавля натянутая леска стала прижимать к берегу. Но высокий обрывистый берег завладеть добычей не позволял. Взяв леску в руки — удилище под полным весом рыбы легко бы сломалось — он стал поднимать рыбу. Но и леска с весом не справилась, оборвалась, и голавль упал на искусственный настил из веток и сухостоя прижатого к берегу водоворотом. Ни секунды не раздумывая, Альберт прыгнул во всей одежде в воду и своим телом прижал рыбу к берегу.
Через полчаса он был уже дома и рассказывал матери о своей удаче. Однако в ответ услышал разочарование:
— Что ж ты такую красоту загубил?
Слова матери перевернули представление Альберта о рыбалке. С того дня он ловит только «сорную» рыбу, плотву. А однажды ему всё-таки попался довольно крупный голавчик, вместо ожидаемой плотвички. Серебристая чешуя переливалась в солнечных лучах голубовато-синим свечением, красные плавники, чёрный хвост и желтые глаза создавали чувство торжества творения природы. Сразу вспомнились слова матери о загубленной красоте. Подержав немного голавля в руках, полюбовавшись совершенством, Альберт бережно положил его на прибрежную отмель. Рыба сначала вяло шевельнула хвостом, а потом легла на бок и стремительным рывком скрылась в толще воды.
Автор:Андрей Федосеев