Лента новостей
Статья30 июля 2014, 10:35

Пичаевская легенда

У каждого из нас своя малая родина. Место, где появились на свет, сделали первые шаги в жизнь, усвоили начальные понятия добра и зла. История каждого отдельного человека – это малая частичка истории всего края. У нашей пичаевской земли тоже есть своя история.
Многие ещё с детства помнят красивую и печальную легенду, которая являет собой одну из версий происхождения названия с.Пичаево.
Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, в наших местах кочевал молодой мордовский князь. Была у него жена - красавица, которую он любил больше жизни. Однажды она заболела. Князь разбил лагерь в сосновом лесу и со своей свитой молился сосне, чтоб она исцелила любимую. Ведь, по верованию древних мордовцев-язычников, сосна даёт здоровье и силу. Но не помогли молитвы женщине, и ещё до рассвета она умерла на руках мужа. В отчаянии князь стал рубить сосну, которая не спасла его любимую жену. Долго рубил и на восходе солнца увидел вдруг, что из сруба дерева появилась его ненаглядная. Протянул он ей свои руки и наткнулся на сосновую кору.
Из уст в уста передавали потом люди, что в ужасе князь бросился в дремучий лес, и никто больше его не видел. А срубленная сосна действительно напоминала очертания женской фигуры. Язычники назвали эту сосну «пичава», что в переводе означает «сосновая баба».
Позже Пич-ава, где селились племена древней мордвы, трансформировалась в Пичаву, затем - в Пичаево.
Первые поселения появились здесь в бронзовом веке, во втором тысячелетии до нашей эры. Это доказали археологи, найдя курганы по реке Кашма. Два из них раскопаны.
Были найдены украшения, глиняная посуда, орудия труда. Ещё один курган возвышается недалеко от села Пичаева.
Северо-восток и восток Тамбовской области с древнейших времён был заселён мордовскими племенами, которые занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, пчеловодством.
Местные жители были знакомы с добычей и переработкой металлов. Практиковалось подсечное земледелие. Хорошо было развито свиноводство.
Местность была лесная: смешанный и хвойный леса.
На территории района в размывах почвы найдены останки древних животных.
Житель с.Подъём Черников Иван Степанович в 1925 году недалеко от села в ручье нашел бивень мамонта. Река Пичавка в районе с. Заречье в 1942 году вынесла огромный череп. Им заинтересовались школьники. Это оказался череп шерстистого носорога - современника мамонта.
По рассказам старожилов, кости мамонта находили и раньше в Типце, Ионовом бараке.
Рыболовы в районе п.Первомайский нашли шлифованный каменный молоток. На берегу реки Кашмы к востоку от с. Пичаево не раз находили черепки глиняной посуды. По определению Московского государственного исторического музея, эта керамика относится ко второму тысячелетию до нашей эры.
Таким образом, следы человека на территории нашего района и села относятся к очень далёкому периоду.
Мужчины носили на шее массивные серебряные и бронзовые обручи, опоясывались кожаными ремнями с серебряными, бронзовыми и железными бляхами, на руках - браслеты. Женщины носили на голове венчики и повязки, украшенные бронзовыми привесками, на шее гривны и бусы, на руках браслеты, перстни, кольца.
Первые письменные упоминания о нашем крае имеются в Шацкой писцовой книге Фёдора Чеботарёва «О владениях великой старицы инокини Марфы Иоанновны в Верхноценской волости», составленной в 1623 году. Эта волость территориально охватила бассейны нижней и средней Цны и являлась обширными владениями царской фамилии.
К 20-м годам относится возникновение Пичаева, по церковному названию Преображенского. В книге историка В.П.Семёнова имеются краткие сведения о селе.
Основание села относится к 1703 году, когда на месте разрозненных и отдалённых друг от друга дворов и хозяйств начали строить монастырский двор и часовню для переселенцев из Солотчинского монастыря Переяславля - Рязанского. Земля, где стало основываться Пичаево, и близлежащие селения, также возникшие одновременно, являлись собственностью Солотчинского монастыря, куда в начале 18 века и стали переселять крестьян старых монастырских вотчин Рязанского уезда.
Эти и более подробные сведения не раз публиковались на страницах нашей газеты. Но интерес к истории родного края у представителей разных поколений не оскудевает, а для творческих людей она нередко служит источником вдохновения.

Автор:Елена Еремеева