Лента новостей
Статья19 марта 2012, 16:29

О храмовом строительстве

Церкви Божии
К открытию Тамбовской епархии в 1682 году в крае существовало 186 приходских церквей. При этом в каждом приходе насчитывалось около 2000 прихожан. А к 1873 году в епархии насчитывалось уже 1103 церкви и 18 монастырей, в 1913 году – 1500 церквей и 30 общин и монастырей.
Обилие дешёвого строительного материала обусловило возведение рубленых церквей, конструкция которых напоминала по форме крепости с шатровыми башнями.
Строителями храмов были сами местные жители, и часто характер постройки определялся национальными традициями поселенцев. Черты восточной архитектуры в силуэт православного храма привносили татарские поселенцы, появившиеся в тамбовском крае с 13 века. Однако реформатор церкви патриарх Никон запрещал возводить любимые народом шатровые церкви из-за не церковной символики, рекомендуя Церковь Божию “о пяти верхах”. И всё же вместо узаконенного пятиглавия русские мастера старались поставить высокие шатры, как символ непокорности и свободолюбия, и украсить церковь как мирскую постройку.
В истории церковного строительства на Тамбовщине выделяются периоды массового сооружения храмов: конец 18 столетия, середина и конец 19 века, начало 20 столетия и современное строительство. Причины этому были разные: христианизация края, появление новых общин, исполнение обетов, многочисленные завещания, в благодарность за избавление от чумы. Да и пожары многократно уничтожали деревянные сооружения. Но храмы быстро возрождались из пепла на прежних местах.
Сооружение церквей стоило огромных денег. Значительная часть храмов в Тамбовской губернии строилась на средства почётных потомственных граждан. В своём большинстве это были представители делового мира – купечество. Они не всегда обладали необходимой художественной культурой, но располагали крупными капиталами.
Много церквей было возведено на средства, собранные прихожанами (кружечные и тарелочные сборы).
С середины 18 века дворянство, освобождённое от военной и гражданской службы, в своих сельских усадьбах строят храмы, заказывая проекты известным русским архитекторам или используя их прежние работы.
К возведению каменных церквей тамбовские строители обратились лишь с середины 18 века. Исключение составил Спасо-Преображенский собор, заложенный в камне в 1694 году.
В 1823 году некоторые российские архиереи изъявили желание иметь в епархиях планы и фасады церквей разной величины, так как испытывали большие неудобства при сооружении. Александр I распорядился составить достаточное количество гравированных проектов за счёт казны. Были также подготовлены короткие пояснения для строителей о выборе места для церквей, кладке фундамента и возведении стен и купола.
Новый стиль строительства
Постоянный поиск национального архитектурного стиля привёл к рождению русско-византийского направления. Новый стиль был рекомендован государством как национально-патриотический и нашёл отражение среди образцовых проектов в альбоме, выпущенном К. А. Топом в 1844 году. Но в крае не было ни одной одинаковой церковной постройки. Творческая индивидуальность мастера создавала новые творения, в которых сочетались воедино пространство и время, камень и дерево, объём и свет. Монументальные церкви и часовни часто строились по специальным проектам, определённым непосредственно Синодом.
В организации строительства церквей в сёлах Тамбовской губернии часто принимала участие церковная община и жители села. На сходе они выбирали мастера или подрядчика, доверяя ему возведение храма. Торговый лист закреплял ответственность мастера за конкретные сроки начала и конца строительства, за качество использованных материалов и выполненных работ. Размер неустойки за задержку строительства дисциплинировал подрядчика, и в течение года он отвечал за прочность и добросовестность выполненных работ.
Восьмерик
на четверик
Прихожане небольших сёл губернии не имели средств на строительство роскошных каменных сооружений. На их скудные пожертвования возводились недорогие деревянные церкви из местного материала. Наибольшее число таких храмов в этот период появилось в центральных и северных районах губернии. Архитектура их, как правило, непритязательна и проста: восьмерик на четверик, шатровые кровли и разнообразные украшения – резные кокошники, резное узорочье на карнизах и наличниках. Часто колокольня возводилась над папертью, что придавало храму подобие корабля.
Среди подобных построек наиболее примечательны Архангельская церковь в Царёвке (1743 г.), Троицкая в Кёрше (1779 г.), Вознесенская в Алкутах (1797 г.), Богоявленская в Изосимове (1783 г.), Воскресенская в Серповом (1797 г.), Богоявленская в Первом Пересыпкино (1765 г.) (Гавриловский район). Величавый деревянный храм во имя Дмитрия Солунского в селе Дмитриевщино (Рассказовкий район) был обшит тёсом и выкрашен в белый цвет, железная кровля окрашена зелёной краской. Четырёхконечные чугунные кресты с изображением сияний над церковью и колокольней были позолочены.
От барокко к классике
Новая волна храмового строительства в начале 19 века, связанная с возросшей ролью дворянства в истории России, распространилась и на крупные имения Тамбовской губернии. К этому времени как в гражданском, так и в церковном строительстве наметилось стремление к упрощению архитектурных форм. Дорогостоящее барокко уступило строгому и простому классическому стилю.
Традиционный тип церковного зодчества сохранился, но восьмерик принял форму цилиндра, а четверик – куба. Неизменным оставался стиль многоярусных колоколен, сооружённых при соборных городских храмах и в крупных монастырях.
Одной из первых в епархии в начале века была поставлена однопреспольная Казанская церковь в богатом и многолюдном приходе села Воронцова на красивейшей лесной местности, возле реки Цна. Строилась церковь по храмозданой грамоте, выданной в 1802 году епископом Феофилом владельцу имения А. И. Воронцову по проекту известного архитектора А. И. Мельникова. Фасады, оформленные колоннами и фронтонам, были оштукатурены амбастром и украшены изящной лепниной. Внутренний интерьер соответствовал романскому стилю, все своды и купол расписаны красивыми орнаментами и живописными сюжетами из Священного писания. Небольшой двухъярусный иконостас имел простую полукруглую форму. Иконы итальянской живописи были исполнены на полотне.
В селении Кирсановского уезда – Карауле – генерал-майор И. Я. Арбенев возводит в 1806 г. каменную церковь Троицкую с Покровским приделом. Она была построена по принципу корабля – храм, трапеза, колокольня. Над кубическим основанием её поднимался круглый барабан с четырьмя полукружьями окон, фасады оформлены портиками и колоннами.
Архитектурные жемчужины
Среди тамбовских церковных сооружений начала 19 столетия было немало архитектурных жемчужин. Одна из них – Ахтырская церковь, построенная в 1816 г. премьер-майором Н. И. Сатиным. В плане она представляла правильный круг с примыкавшими к нему полушариями трапезной. Один из тамбовских архиереев объяснял пристрастие к храмам такого типа тем, что в правильно очерченном круге нельзя определить начало и конец, а храм в своей идеальной форме служит символом вечности. Позднее появляются новые храмы на основании “Кратких наставлений о строительстве каменных церквей”. Меняется принцип и стиль сооружения. Вот как выглядел Троицкий храм в селе Бондари, построенный на средства владелицы суконной фабрики Татьяны Лион. Храм устроен в виде громадной круглой башни с куполообразным верхом; над куполом помещена звонница, выше звонницы – глава (яблоко) с изящным крестом. Внутри церкви расположены обширные хоры с приделом в честь мученицы Татьяны, богато украшен художественной живописью, дорогим иконостасом и утварью.
Годы потерь
К сожалению, очень много храмовых сооружений разрушилось не только временем, но и человеком. Построенные уже в 20 веке, они прошли через ряд революционных волнений, войны и очередных витков борьбы с памятниками истории и культуры. С лица земли катастрофически быстро стирались вехи русской самобытности. Это годы потерь Успенского храма в Кирсанове (1950 г.), церковных сооружений в Знаменке (1946 г.), Воронцовке (1951 г.), Вановые (1964 г.), Софьинке (1954 г.), Васильевке (1953 г.).
Некоторые из обречённых на разрушение храмов всё-таки сохранились, но в руинах. Большая церковь во имя Покрова Богородицы в экономии А. Н. Сатиной в Гавриловке составляла единство храмового сооружения и природы родного края. После революции здесь разместился сельский клуб: с храма были сняты купола и верхние ярусы колокольни, а в алтарной части открылась танцевальная площадка, в трапезной – кинозал.
Не будем безвольно созерцать
Имена большинства строителей и архитекторов тамбовских церквей неизвестны, проекты и сметы давно уничтожены временем. Конкретные имена епархиальных архитекторов появляются в архивных документах во второй половине 19 столетия. Ещё Указом св. Синода от 1878-1879 гг. запрещались переделки церковных зданий, построенных во второй половине 18 века без предварительного осмотра их археологическими комиссиями.
По строительному уставу 1900 года церкви, древние и не древние, но замечательные по зодчеству, подлежали охране и ремонту, а по своему национальному характеру, красоте, уютности заслуживают специального внимания и бережного отношения.
Прошли многие десятилетия несостоятельных попыток построить новую культуру на разрушенных прежних святынях, возрождения нравственных и духовных ценностей, признания своих ошибок. Утеряно безвозвратно больше, чем осталось. Так не будем же безвольно созерцать, как гибнет наше культурное наследие.
Автор:Е. ВОЛОДИНА