/images/ad-victory.jpg

Художник Сергей Криволуцкий

« Сельская новь »
28
от
Среда, 8 июля, 2015 (Весь день)
1961
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/07/08/top68.ru-khudozhnik-sergei-krivolutskii-58662.jpg?itok=LtDPCKMl
О милых спутниках, которые наш свет 
Своим сопутствием для нас животворили, 
Не говори с тоской: их нет, 
Но с благодарностию: были.
 
Василий Жуковский
 

Сухотинский монастырь был славен художественными - рукодельными и рукописными работами. Организацию декоративно-прикладного творчества полностью финансировала подруга основательницы обители Варвары Александровны Сухотиной, тамбовская землевладелица Екатерина Михайловна Болдырева, позже ставшая настоятельницей обители. Она выстроила для иконописной мастерской просторный каменный двухэтажный дом и оборудовала его необходимыми принадлежностями и пособиями. Учителем пригласила талантливого тамбовского художника Сергея Ивановича Криволуцкого, который в 1896 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и был зачислен вольноопределяющимся в Высшее Художественное училище при Академии художеств, в мастерскую выдающегося художника-передвижника, профессора В.Е. Маковского. В этот период Криволуцкий создал первую картину “У деревенского художника", а за картину "Семья и искусство" (1899) был удостоен золотой медали, правом на заграничную творческую командировку и звания художника. Он принял приглашение и в течение четырёх лет обучал монастырских сестёр анатомии, перспективе, рисунку с натуры.

Его воспитанницы достигли значительных успехов в иконописи. Их работы, выполненные в радостных золотистых тонах, славились высочайшим качеством, становились украшением иконостасов, пользовались большой популярностью в крае. Монастырские послушницы писали по дереву, полотну, цинку, умело расписывали стены храмов церковными сюжетами. Новую двухэтажную трапезную в своём монастыре они оформили прекрасными иконами больших размеров. Молодые художницы принимали участие в местных выставках. Некоторым из них Криволуцкий настоятельно рекомендовал продолжить обучение в Москве. Нередко монастырь исполнял заказы на изготовление икон. До этого времени иконописное искусство в губернии было на низком уровне.

Работы мастериц Сухотинской обители ценились не только в губернии, они с успехом экспонировались в числе других произведений тамбовских женских монастырей на первой Всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1904 году. В 1911 году художницы оформили иконостас для новой церкви, построенной при станции Сампур.

Высокий уровень организации художественной школы в монастыре определялся глубоким интересом и постоянной помощью Е.М. Болдыревой. За это она неоднократно награждалась Синодом почётными грамотами и медалями. А в октябре 1911 года Синод присвоил иконописной мастерской Сухотинского монастыря имя Екатерины Михайловны Болдыревой.

Для Криволуцкого в эти годы начался период педагогической и просветительской деятельности. Вначале он преподавал в церковно-учительской семинарии. Затем переезжает в Козлов (ныне Мичуринск). Здесь в 1900 году организует бесплатные вечерние рисовальные классы, в 1901-м открывает художественную школу. В этом он идёт по стопам предшественника, академика живописи России Афанасия Дмитриевича Надёжина.

"Покровительствуемая Императорской Академией художеств, учрежденная художником Надёжиным школа рисования и живописи". Такая вывеска была на здании первой в Тамбовской губернии и третьей в России школы искусств, открытой им в 1832 году в Козлове. До этой даты живописец А.Д. Надёжин (1796-1879) совершенно случайно знакомится в Москве с козловским подрядчиком И.М. Машковым, приехавшим набирать мастеров для живописных работ в Вознесенской церкви. Так Надёжин впервые оказался в бойком торговом городке на реке Лесной Воронеж, а затем окончательно обосновался в полюбившемся ему Козлове.

Курс обучения в школе длился шесть лет. Помимо специальных предметов были своя общеобразовательная программа, любительский кружок и оркестр. В 1865 году здание почти полностью сгорело. В огне погибли лучшие работы учащихся и самого Надёжина. В 1871 году школа была закрыта. Среди её выпускников наиболее известны Д. Захаров, Г. Крылов, А. Васильев, М. Юрьев.

В отличие от Надёжинской, школа Криволуцкого не была упорядоченным учебным заведением. Занятия в ней носили свободный студийный характер. Из-за трудного материального положения в 1906 году Криволуцкий закрывает свою школу. Среди учеников Криволуцкого были A.M. Герасимов, С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, Д.Р. Панин, Т. Романов-Скороходов.

В городе хранят добрую память о нём. Работы Криволуцкого представлены в картинных галереях Тамбова, Санкт-Петербурга, Твери. Художник является почётным гражданином Мичуринска. Двухэтажный особняк его бывшей школы, находящийся на Вознесенской (потом Революционной) улице, взят на учёт как памятник истории и культуры России.

В газете "Мичуринская правда" от 17.10.2009 года В. Кострикин достойно оценил след, оставленный талантливым художником на родной земле: "Не пропало даром подвижничество на поприще изобразительного искусства основателей художественных школ старого Козлова - Афанасия Надёжина и Сергея Криволуцкого. В стране и за её пределами сегодня известны современные художники, живописцы и графики, наши земляки: народные художники России - академик Станислав Никиреев и Виталий Попов, живописцы Валерий Хабаров, Анатолий Солопов, Владимир Сизов, график и художественный редактор Владимир Краснов. Подрастают новые таланты в городской детской художественной школе, постигая искусство запечатлевать красоту природы и людей родной земли с названьем кратким - Русь, воспетую лучшими творениями наших мастеров - Александра Герасимова и Сергея Криволуцкого".

Он часто навещал своих воспитанниц-инокинь, радуясь их успехам, хотя семья художника к тому времени жила в Москве, куда Криволуцкие переехали в 1909 году. Он, работая в жанре иконописи, не прерывал связи с родиной. В 1914 году на Успенской улице Тамбова, что была недалеко от железнодорожного вокзала, открылась живописная мастерская, в которой он принимал заказы на иконописные работы. Она была его детищем, и он с упоением занимался любимым творчеством. Есть сведения, что в 1909-1910 годах он выполнил фрески в Покровском кафедральном соборе Самары.

Знаменитый художник родился 27 сентября 1869 года в селе Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, в этом же селе, находящемся сейчас на территории Инжавинского района, 27 июня 1922 года закончилась его жизнь, полная добра и служения людям.

 

 
Автор: 
Любовь СКОРОБОГАТЬКО
Читайте также:
Наверх