Лента новостей
Статья10 апреля 2013, 01:00

Инжавинский район на страницах газеты (1928 – 2013)

1941 год

Не сломленные духом в фашистской неволе


Памяти моего отца Серафима Федоровича и бывших военнопленных, оставшихся в живых или пропавших без вести, замученных, сожженных в годы войны, их стойкости и мужеству перед немыслимыми унижениями в фашистской неволе, их верности Отечеству посвящаю.
Волей случая в мои руки несколько лет назад попал интересный документ Комитета государственной безопасности о нашем земляке, уроженце д. Федоровка Карай-Салтыковского сельсовета М.А. Швечкове.
В нем было напечатано, что артиллерийский полк, в котором находился Швечков, в конце сентября 1941 года «с большими потерями оказался в окружении», а в октябре Михаил Афанасьевич «был пленен в районе г. Вязьма». Затем прошел через фашистские лагеря в городах Ельня, Смоленск, Шауляй. Дальше обратимся непосредственно к документу.
Из справки КГБ.
«В январе 1942 года при подходе частей Красной Армии лагерь был эвакуирован в западную часть Германии. В августе 1942 года М.А. Швечков совершил побег. Через месяц был пойман и отправлен в центральный лагерь в Германии – три месяца в карантине. Рыл канавы для водосточных труб. В г. Хемниц от работы уклонялся, разбив себе ногу… 14 апреля 1945 года освобожден американскими войсками… Проходил проверку в г. Пирна…».
Перечитываю написанные строки и ощущаю недовольство собой, какую-то недосказанность. В чем дело? Если быть честным, то, когда этот документ попал мне в руки, я еще мог переговорить с самим Михаилом Афанасьевичем, пока он был жив. Так нет же, все оттягивал под разными благовидными предлогами. Дескать, бывшие в плену люди избегают говорить о своем прошлом, их не разговоришь.
А это, кстати, вполне объяснимо – над ними довлели не только тяжелые воспоминания фашистского плена. Не секрет, что долгие годы к советским гражданам, оказавшимся в плену или угнанным на работу в Германию, относились как к людям второго сорта, незаслуженно оскорбляя словом «изменники». Ведь их же держали и в наших спецлагерях без разрешения писать домой.
Стоит ли удивляться, что жена Михаила Афанасьевича Е.В. Швечкова, проживающая и сейчас в Федоровке, долгое время не получала от него никакой весточки даже после освобождения мужа из фашистского концлагеря. Выплакав все глаза, Елизавета Васильевна и представить себе не могла, что он жив. Лишь с начала войны муж писал месяца два, а затем молчал долгие годы.
Что пережил он во время проверки, теперь не узнает никто. О своем пребывании в фашистском концлагере Михаил Афанасьевич, бывало, в кругу родных и близких изредка и нехотя вспоминал. Как мне при встрече говорила Елизавета Васильевна: «Станет рассказывать, а потом криком кричит. Это же надо пережить такое, чтобы понять». Однако о нашем спецлагере он молчал до последнего дня, как и другие. Почему? Пожалуй прояснит все это недавно опубликованное в центральной прессе разъяснение консультанта Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Л. Решина: «Людей, которые хоть несколько часов провели в немецком плену, ставили на спецучет по так называемым «окраскам». «Окраска» как бы зашифровывала совершенные «преступления», в том числе и политические - «троцкист», «меньшевик», а для военнопленных - «агент немецких спецслужб». Те военнопленные, которые были освобождены западными союзниками, получали еще более страшную «окраску» - им предписывалось сотрудничество с западными спецслужбами. Если человек был поставлен на такой учет, ему нельзя было работать по специальности, учиться в определенных вузах.
В 1956 году военнопленных амнистировали, то есть простили. Простили за «преступления», которых они не совершали. Причем, сначала простили из политических соображений людей, служивших в немецкой армии и полиции, а уж потом амнистировали и ничем себя не запятнавших военнопленных».
Думается, комментарии здесь излишни. Остается только добавить, как все это время приходилось Елизавете Васильевне с двумя малолетними детьми на руках, пока ее муж был в плену, проходил проверку. Ее судьба, как капля воды, похожа на судьбы многих жен, матерей наших военнопленных, фронтовиков.
Предоставим ей слово: «Мы молодость не видели – самые молодые годы он на войне провел (М.А. воевал еще и на финской войне. - В.Т.), а я и мужик, и баба была, все на мне было. Бывало, ребенка грудного на старика 70-летнего оставлю и за двенадцать километров зимой за кормами езжу. Привезу, забегу на минутку, покормлю и снова в путь…».
Но даже материнские, женские муки ей кажутся теперь сносными после пережитого мужем. Навсегда запомнила Елизавета Васильевна однажды сказанные им слова: «Чтобы нашим детям и внукам такое пережить никогда не пришлось». Пусть эти слова станут наказом-предостережением для всех нас и для последующих поколений…

В. ТОПОРКОВ

«Инжавинский вестник»,
№ 49 (8354) от 4 мая 1995 г.


Из воспоминаний А.Е. Барсуковой, 1916 года рождения, жительницы села Хорошавка, Инжавинского района, 1991 г.

[...] В Инжавино привозили эвакуированных из Белоруссии. Поезда ходить стали редко. Эвакуированные часто теряли своих детей, много ребятишек беспризорными ходили.
Мужа забрали, а я работала. Когда приходила получать зарплату, нас просили в другой графе расписаться - это для войны. Хлеб стал по карточкам. Тем, кто на торфу работал, на 1 чел. давали 400 гр. И 200 гр. на иждивенца. А в колхозах вообще ничего почти на трудодни не давали…
Ох, трудно жили. Как вспомнишь, все даже трясется. Почему вот люди сейчас хватают все в магазинах? Тогда наголодались.
(Из личного архива В.Л. Дьячкова. Фонозапись).

(Первый том -
«Инжавинский вестник», № 26 (10548)
от 25 июня 2009 года
)

17 октября
1941 года


В Инжавинском и Рудовском районах за время войны в партию не было принято ни одного члена или кандидата партии…
(Из доклада первого секретаря Тамбовского обкома ВКП(б) Н.А. Логинова на 9-ом пленуме обкома ВКП(б) об очередных задачах партийной организации области в связи с военной обстановкой).

(Первый том -
«Инжавинский вестник», № 19 (10541)
от 7 мая 2009 года)

Мы не забудем тебя,

Поля


В конце 1941 года в село Инжавино прибыл эвакогоспиталь № 1137. Разместился он в зданиях средней школы и районной больницы. Впоследствии сменилось еще три госпиталя за номерами 1189, 3349 и 5895. Врачи, медицинские сестры и весь обслуживающий персонал самоотверженно боролись за то, чтобы спасти жизнь воинов, проливших кровь во имя свободы и независимости Родины, вернуть им здоровье. Много полезного в этом отношении сделала наша односельчанка П.А. Аненкова…
Полина Афанасьевна проводила на фронт отца, мужа, четырех братьев. Задумалась, загрустила… В душе поднималось чувство ненависти к коварному врагу. Не терпелось что-то сделать для его разгрома, помочь Советской Армии в ее тяжелой борьбе с фашистскими ордами. Но как? Где найти место в общем строю? Ответить на эти вопросы помогло появление в селе Инжавино первого госпиталя…
- Труд работников лечебных учреждений, - говорит Полина Афанасьевна, - всегда сложен, а в военные годы - тем более. Не хватало людей, чтобы укомплектовать штат обслуживающего персонала, порой не доставало продуктов, посуды, оборудования… Бывало, ночь продежуришь в палате, а днем идешь в лес на заготовку дров или разгружаешь прибывший эшелон с ранеными, а то отправляешься по селам на сбор посуды. Своими силами мы соорудили водопровод, канализацию, смонтировали центральное отопление…
Много усилий она затратила, чтобы организовать швейную мастерскую, создать и обучить коллектив, наладить ремонт оборудования, изготовление матрацев и белья. Каждый, кто выписывался из госпиталя, примерив брюки, гимнастерку, шинель, считал своим долгом поблагодарить швей и их наставницу за высокое мастерство и внимание…
- Хотелось бы отметить одну особенность госпитальной жизни, - вспоминает она, - шла война, на койках лежали раненые, мы в хлопотах о них очень уставали. Казалось, что в таких условиях не до веселья, но человек всегда остается человеком - мы веселились, особенно в те дни, когда радио приносило известия об очередных победах Красной Армии. Помню, как лейтенант Михаил Базасов, рядовые Дмитрий Лунев и Николай Горбунов в такие дни поднимали своих товарищей, репетировали патриотические песни, а вечером устраивали концерты, которые обязательно заканчивались выступлением неугомонных танцоров. Работницы госпиталя, конечно, не могли оставаться в стороне: мы составляли женскую часть хора и лихо отплясывали со своими партнерами барыню, комаринского, гопака. Устали как и не бывало. Утром приходишь на работу обновленная, бодрая. Вот и получается, что наш народ нельзя победить, потому что его энергия неиссякаема…
«Мы никогда не забудем тебя, дорогая Поля!» - такую надпись в различных вариантах мы прочли на десятках фотографий, которые подарили ей при расставании бойцы и командиры, медсестры и врачи. Лучшего признания заслуг перед людьми и желать не надо.

А. НИКОЛАЕВ

«Инжавинская правда»,
№ 55 (5213)
от 8 мая 1975 года
1942 год

1 января
1942 года


Собрано: полушубки - 70, валенки - 516, шерстяные перчатки и рукавицы - 737, шерстяные носки и портянки - 252, шапки-ушанки - 92.
(Из сведений о сборе среди населения теплых вещей для Красной Армии по Инжавинскому району)

«Инжавинская правда»,
№ 54 (6846)
от 7 мая 1985 года

В 1942 году

На обед - суп из крапивы


В каких же условиях находились дети в детских домах в условиях военного лихолетья?..
Обратимся к приложению «Приготовление некоторых блюд» из брошюры Центрального научно-исследовательского педиатрического института НКЗ РСФСР «Питание детей», 1942 год:
«Суп из крапивы»: крапиву перебрать, очистить от стебельков, листья промыть в двух-трех водах, варить до мягкости, добавить соль. Перед подачей заправить маслом и сметаной. Раскладка: крапивы - 100 граммов, воды - 400 граммов, масла - 3 грамма, сметаны - 10 граммов…»
Зная обстановку тех лет, невольно засомневаешься: да были ли в их рационе питания вообще упоминаемые масло и сметана, даже в таком небольшом количестве?

Анастасия ТЕЛЬНОВА

«Инжавинский вестник», № 10 (10741)
от 6 марта 2013 года

От Советского
информбюро

Из вечернего сообщения
12 апреля 1942 года


В течение 12 апреля на фронте ничего существенного не произошло.
За 11 апреля уничтожено 5 самолетов противника. Наши потери - 2 самолета.
* Продолжая активные боевые действия, наши части на отдельных участках Ленинградского фронта уничтожили за 2 дня свыше 2 тысяч вражеских солдат и офицеров. Огнем артиллерии и разведывательными группами разрушено 22 ДЗОТа и блиндажа противника и уничтожено 6 танков, 10 орудий, 44 пулемета, свыше 30 минометов. Захвачены трофеи, в том числе 4 орудия, 10 пулеметов, миномет, автоматы, винтовки и другое вооружение.
* На одном из участков Калининского фронта в бою за укрепленный пункт наше подразделение уничтожило 2 немецких орудия и минометную батарею. Немцы потеряли убитыми 105 солдат и офицеров. Захвачено у противника 3 орудия, 5 станковых пулеметов и 6 минометов. Ружейно-пулеметным огнем наши бойцы сбили немецкий самолет.
* Наша стрелковая часть, действующая на Западном фронте, за 2 дня боев уничтожила свыше 300 немецких солдат и офицеров. На другом участке немецкая пехота при поддержке танков и артиллерии несколько раз пыталась контратаковать наши позиции. Все контратаки, доходившие порой до рукопашных схваток, были отбиты с большими потерями для противника. Огнем артиллерии подбито 5 немецких танков.

«Трибуна колхозника»,
№ 21 (1516)
от 14 апреля 1942 года

Доска почета

ПЕРЕДОВИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННОГО ЗАЙМА 1942 ГОДА


По решению бюро РК ВКП(б) и райисполкома на районную Доску почета районной газеты «Трибуна колхозника» заносятся передовики подписки и сбора средств на заем.
1. Трескинский сельский Совет (председатель тов. Ермохин, секретари партийных организаций тт. Бакин и Люльчак, финансовый агент тов. Демченко), закончивший подписку и сбор денег в сумме 200000 рублей, что составляет на одного подписчика 558 рублей.
Заносятся на Доску почета и колхозы этого сельсовета:
имени Буденного (председатель тов. Кондратьев),
«Красный путь» (председатель тов. Дуплин),
имени Тимошенко (председатель тов. Симаков)
«Парижская комунна» (председатель тов.Сошников),
«Посевщик» (председатель тов. Лобачев),
имени Молотова (председатель тов. Середа),
имени Сталина (председатель тов. Бакин),
«Путь женщин» (председатель тов. Матасов).
2. Шабловский сельский Совет (председатель тов. Новиков, финансовый агент тов. Фролова), закончивший подписку и сбор денег в сумме 143600 рублей, что составляет на одного подписчика 540 рублей.
Заносятся на Доску почета и колхозы этого сельсовета:
им. Свердлова (председатель тов. Евдокимов),
им. Сталина (председатель тов. Дотов),
им. Советов (председатель тов. Горшенев),
Им. Красной Армии (председатель тов. Куликов).
3. Караульский сельский Совет (председатель тов. Доркин, секретарь партийной организации тов. Яичников, финансовый агент тов. Зузина), закончивший подписку и сбор денег в сумме 104600 рублей, что составляет на одного подписчика 406 рублей.
Заносятся на Доску почета и колхозы сельсовета:
им. Политотдела (председатель тов. Цыпкин),
им. Чкалова (председатель тов. Алешин),
«Новый быт» (председатель тов. Силин).
Подпиской на Военный Заем 1942 года поможем нашей доблестной Красной Армии освободить от немецких захватчиков нашу Советскую территорию, граждан наших сел и городов, освободить наших женщин от позора и поруганий, которым подвергают их немецко-фашистские изверги.

«Трибуна колхозника»,
№ 21 (1516)
от 14 апреля 1942 года

Военный заем
1942 года


С исключительным восторгом трудящиеся нашего района отозвались на постановление Совнаркома Союза ССР о выпуске Государственного Военного Займа 1942 года.
Как только радио передало это постановление, во всех предприятиях, учреждениях и колхозах района прошли митинги. Рабочие, колхозники и интеллигенция в ответ на правительственное постановление организованно и дружно провели подписку на военный заем. Каждый трудящийся горит желанием как можно скорее подписаться на заем, тем самым стремится помочь Родине в ее борьбе с ненавистным врагом - гитлеровскими бандитами.
По району к 22 часам 13 апреля из 6100 трудоспособных колхозников охвачено подпиской 5560 на сумму 1800000 рублей, собрано наличными 1690000 рублей. Из 2472 рабочих и служащих с фондом зарплаты 582171 рубль охвачено подпиской 2233 человека на сумму 693190 рублей, собрано наличными 14000 рублей. Подписка и сбор средств продолжается.
Всего по району за 5 часов после передачи постановления о выпуске Военного Займа охвачено подпиской 7793 человека на сумму 2493190 рублей, собрано наличными 1704000 рублей. Участие в подписке на заем является делом чести каждого рабочего, служащего и колхозника нашего района. Председатель колхоза «Живой колос» Грушевского сельсовета, тов. Данков подписался на заем на 5000 рублей и тут же их внес наличными. На 6000 рублей подписался на заем председатель колхоза «Труд» тов. Дадонов Шумиловского сельсовета. Деньги внес наличными. Председатель колхоза имени Чкалова Караульского сельсовета тов. Алешин подписался на 3000 рублей и деньги внес наличными. 65-летняя домашняя хозяйка, тов. Люльчак (Калугино), подписалась на 3000 рублей и внесла их наличными.
Рядовые колхозницы сельхозартелей «Сознание» т. Герасимова Мария Александровна, «Герой труда» т.т. А.А. Шулимова и А.В. Киселева подписались на 1000 рублей каждая и полностью погасили наличными.
Первыми по району закончили подписку и сбор денег руководители колхозов «Сознание», председатель тов. Киселев, и «Герой труда», председатель тов. Стрельцов, Калугинского сельсовета.
Наряду с этим есть и такие сельсоветы, как Лопатинский (председатель тов. Годунова), который отстал по реализации займа и плетется в хвосте.
Советские займы пользуются у населения огромной популярностью.
Новый заем есть заем укрепления военной силы Советского Союза. Каждый рубль, вложенный трудящимися в этот заем, поднимает боевую мощь нашей Красной Армии и ускоряет разгром фашистов.

«Трибуна колхозника»,
№ 21 (1516)
от 14 апреля 1942 года

Комсомольцы, пионеры и учащиеся, принимайте участие в организации досуга детей!


Из Обращения комсомольцев, пионеров и школьников Инжавинской средней школы к комсомольцам, пионерам и школьникам Инжавинского района

Тыл и фронт неотделимы, и обязанность наша, находящихся в тылу, помогать всеми средствами, всеми силами борьбе с врагами. Начинается период сельскохозяйственных работ. Все свободные руки должны быть использованы на социалистических полях.
Мы, комсомольцы и учащиеся Инжавинской средней школы, будем работать на полях колхоза имени Кагановича. Но помимо этого, мы сейчас берем на себя часть работы по организации детских яслей и площадок. Для того, чтобы дети были заняты и веселы, мы готовим им игрушки, шьем куклы, делаем игрушки из картона, дерева, организуем сбор игрушек, которые уже не используются нами.
Мы уверены, что эта небольшая наша работа будет иметь большое значение, так как сделанные нами игрушки будут находиться в яслях и площадках, а тем самым мы освободим от заботы их матерей, которые будут работать на колхозных полях…
Помощь в проведении полевых работ - помощь в борьбе с наглым врагом.

КОРУНА,
секретарь комитета ВЛКСМ,
КОЛОБЕНКОВА,
КОНАЕВА, КОЛЫХАН,
члены комитета,
РАСПОПОВА, ПИЛЬГУН, ШАРАПОВА,
АННЕНКОВА,
отличники учебы


«Трибуна колхозника»,
№ 21 (1516)
от 14 апреля 1942 года

Ночные налеты лейтенанта Прокуратова


С первого дня Отечественной войны находится на фронте старший лейтенант Павел Прокуратов. Командир подразделения автоматчиков, он показал себя на фронте бесстрашным воином, способным решать любые задачи.
Прокуратов прославился ночными налетами на фашистов в группе автоматчиков-истребителей. Первого декабря прокуратовцы совершили ночной налет на М., уничтожили две автомашины и сарай с боеприпасами, захватили 7 винтовок и один пулемет. В ту же ночь они уничтожили два 37-миллиметровых орудия, истребили около 30 немцев и привели с собой одного пленного. 4 декабря они совершили новый налет и истребили 40 немцев.
20 декабря Прокуратов и его бойцы разогнали роту немцев и заняли деревню… За мужество и доблесть, проявленные на фронте, Павел Васильевич Прокуратов получил достойную награду - орден Красного Знамени.
(Прокуратов из села Инжавино, работал в РК ВЛКСМ).

«Трибуна колхозника»
от 1 мая 1942 года

Ответ матери Прокуратова


Кроме Павлика у меня еще два сына и муж на фронте. Горжусь своими сыновьями, что они стойко, мужественно и бесстрашно сражаются с фашистской нечистью…
Как мать, даю наказ: бейте беспощадно немецких оккупантов, уничтожайте их всех до единого и с победой возвращайтесь домой.

«Трибуна колхозника»
от 3 мая 1942 года -
«Инжавинская правда»
№ 54 (5212)
от 5 мая 1975 года
Автор:Наш корр