Лента новостей
Статья11 февраля 2013, 14:58

Граница двух миров

Граница двух миров
Тайны прошедшего времени
Вспомогательная историческая дисциплина - некрополистика - пришла в Россию в начале ХХ века и стала очень популярной в последние годы. Предметом её изучения являются кладбища. Кто-то называет некрополистов, мягко говоря, чудаками, кто-то увлечённым сообществом, занимающимся важным делом - поиском могил известных, иногда забытых, людей, сохранением памяти о тех, кто уже ушёл, оставив в этом мире свой след. Организуя экспедиции, они помогают найти предков, восстановить их биографию, создают каталоги захоронений.
Есть и другая категория - тафофилы. Они тоже изучают кладбища, только с иной целью: побывав на границе двух миров, найти в обители смерти смысл жизни. Шёпот веков, философия вечности, средство познания бытия и ответ на вопрос, зачем человек живёт - вот что такое кладбище для тафофила. Таковым, например, считает себя писатель Борис Акунин. Его "занимает Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими". В книге "Кладбищенские истории" Б. Акунин пишет: "С некоторых пор я стал чувствовать, что люди, которые жили раньше нас, никуда не делись. Они остались там же, где были, просто мы с ними существуем в разных временных измерениях. Мы ходим по одним и тем же улицам, невидимые друг для друга… Мертвецы - наши соседи и сожители. Мы ходим по их костям, пользуемся выстроенными для них домами, разгуливаем под сенью посаженных ими деревьев…".
Сегодня во многих городах мира кладбища считаются музеями под открытым небом. Экскурсии по ним становятся неотъемлемой частью многих туристических маршрутов.
Кладбища - это наша история. Погребальные сооружения и плиты являются последними страницами в биографии людей. По ним можно прочесть основные вехи истории государства или судьбы отдельного народа.
"Помимо места для разговора с самим собою, кладбище - ещё и средоточие архитектурных и культурных традиций, - исследуя данную тематику, пишет в газете "Секретные материалы" журналист Е. Назаров. - Это касается как мемориальных захоронений, так и маленьких сельских погостов. И если первые являют собой образец архитектуры торжественной, порой даже помпезной, то вторые несут в себе совершенно особый народный дух. Разноцветные индивидуальные оградки - будто и после смерти дух нуждается в личном пространстве, покосившиеся от времени кресты, рядом - скромные лавочки, на которых можно вспомнить ушедших близких… Всё это - такая же часть нашей истории, как уплотнительная застройка, возведение мавзолея или шумный праздник на коммунальной кухне...".
Кладбища живут недолго
Традиция хоронить покойных появилась в глубокой древности. В Египте строили обширные некрополи. Создавали их в Греции и Риме. Римляне обычно располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живым о подвигах мёртвых. Кельты и германцы, предавая земле урны с пеплом покойников, помещали их рядами на общем поле.
Христиане сначала хоронили умерших в катакомбах, затем стали использовать для этой цели церкви. Позже честь быть захороненным в церкви стали оказывать только представителям знати, остальные должны были находить последнее пристанище на церковном дворе. Однако и церковных дворов со временем стало не хватать, пришлось строить кладбища на окраинах городов.
Если подумать, то кладбища живут не так долго: пока живут те, кто приходит туда ухаживать за могилами. Проходят годы, и брошенные холмики зарастают травой, постепенно сравниваются с землёй, на которой потом построят дома, заводы… Сколько старых кладбищ исчезло в г. Рассказове и Рассказовском районе!
Рядом с церковью Иоанна Богослова когда-то стояла Дмитриевская церковь. Оба храма занимали территорию от современных Центральной до Привокзальной площадей, от Куйбышевского проезда до ул. 8 Марта. За церквями находилось приходское кладбище. Здесь хоронили рассказовских меценатов, священнослужителей, уважаемых жителей (теперь на его месте пожарная часть, магазины, сквер). В годы советской власти кладбище разграбили, надругалась над могилами, а памятники растащили, и впоследствии одни использовали их как строительный материал, другие, перебив фамилии, ставили на новые могилы (такие памятники до сих пор можно увидеть на Центральном кладбище города). Кстати, там же сохранилась могила представительницы рода Полторацких - Екатерины Ивановны Полторацкой, фигуры для Рассказова исторической: добрый человек, талантливый музыкант, она обучала детей музыке, работала в 20 - 30-е годы ХХ века, была очень красивой женщиной, наряжалась в дорогие одежды, ходила важной походкой, с высоко поднятой головой… Благодаря ей в лексиконе рассказовцев появилось выражение "барыня Полторацкая". Если какой-нибудь человек зазнавался, ему вслед кричали: "Ты смотри, какой важный, прямо барыня Полторацкая!".
Каменная поэзия
Дожившие до наших дней старинные надгробные памятники и плиты теперь стоят на территории Иоанно-Богословской церкви. Для тафофилов, изучающих эпитафии, они, безусловно, будут интересны.
Людям XIX века были свойственны безграничная вера в вечную жизнь и некий романтизм в уходе из этого мира. В результате рождалась каменная поэзия. Вот, например, эпитафия с надгробного памятника рассказовскому купцу Мирону Фёдоровичу Слободскому (он скончался в 1881 г.):
Всегда въ заботахъ пребываемъ
Безъ страха век провождаемъ
И въ жизни сей весьма гордимся
На страшный судъ предстать не тщимся
Осуждение будет грозно
А кается уже тамъ будет поздно.
На территории храма Иоанна Богослова можно увидеть памятник с могилы Екатерины Васильевны Малиной - супруги помещика Малина (урождённой Тулиновой). Кстати, от этой фамилии произошло название микрорайона "Мальщина". Ещё здесь стоят надгробный памятник некой Елене Васильевне Луковкиной и чудом уцелевший памятник Александру Александровичу Анциферову (Анцыфорову). Он был военным человеком, отличался самодурством и жестокостью, был сластолюбив и развратен. Завел среди крестьян военную дисциплину, за малейшую провинность порол крестьян розгами. По легендам, ему достаточно было увидеть в поле мужика, евшего кашу с маслом, как он приказывал нещадно сечь беднягу. Зимним развлечением помещика являлось катание с горки. У крутого спуска рядом с домом он усаживался в кресло, ставил стол с закуской и бочонок с водкой. Многочисленной дворне предлагалось покататься с горы на ногах. Тех, кто падал - до смерти загрызали спущенные собаки, тех, кто достигал подошвы катка - барин щедро угощал. Не выдержав таких издевательств, крестьянин Шмаков застрелил Анциферова.
Исчезнувшие храмы
В микрорайоне Арженка г. Рассказова на современных улицах Комитетской и Коммунальной (в прошлом ул. Церковной) в 1861 году была построена Покровская церковь, которой выделили 33 десятины пахотной земли. Вокруг также находилось кладбище. В 1929 г. храм признали негодным к эксплуатации, закрыли и вскоре разобрали, используя строительный материал для возведения других зданий. Надгробные памятники и плиты жители забрали "на собственные нужды". Сейчас на месте кладбища магазин и огороды.
Та же участь постигла другой храм - Троицкую церковь. В 1895 г. она была каменной и находилась на месте жилых домов №№ 26, 28 по ул. Некрасова. Её разобрали в 40-х годах ХХ века, кладбище разграбили, осквернив могилы многих уважаемых людей - дворян, священнослужителей, меценатов и фабрикантов, рабочих и крестьян - тех, кто строил этот город, тех, в чьих жизнях кроется его история.
В селе Ахтырке около разрушенной церкви стоит крест и мраморная плита со словами: "Церковь построена в 1816 г. премьер-майором Н. И. Сатиным…". От церковного кладбища тоже практически ничего не осталось.
Больше нет церкви в с. Новгородовке: деревянный трёхпрестольный храм был построен в 1886 году на средства прихожан; главный престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Архистратига Михаила и во имя святителя Николая. Не существует храм в селе Татарщине: каменная церковь с престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы была построена на средства помещика Беклемишева. В этом же списке церкви в с. Алексеевке (постройка деревянная, возведена графиней Адлерберг в 1872 году, престол один, во имя Вознесения Господня), в с. Коптеве (церковь деревянная, построена прихожанами, престол один, во имя Рождества Богородицы), в с. Липовке (церковь деревянная, построена прихожанами в 1906 году, престол один, во имя Св. Апостола Иоанна Богослова), в селе Подоскляе (церковь деревянная, когда построена - неизвестно, престол во имя Рождества Христова), в с. Осиновке (церковь деревянная, построена в 1871 году на средства прихожан, престолов два: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный - во имя святителя Николая) и другие.
Помяни Мя Господи
Село Преображенское (Бабино) Рассказовского района, основанное в XVIII веке, являлось вотчиной помещиков Бабиных. Во время Отечественной войны 1812 г. они принимали беженцев-дворян из захваченных французами губерний. В 1867 году помещик выстроил здесь каменную церковь в честь Преображения Господня, затем её перестроили братья Берг, от нее теперь мало что осталось. Около храма располагался погост. На нём покоились сами Бабины, их родственники, священнослужители, офицеры, уроженцы села. В 20-е годы ХХ века церковь закрыли, как и погост, разграбили, осквернили. Около разрушенного храма сегодня стоит памятник с могилы барона Ивана Карловича Притвица и часть мраморного памятника с надгробия Н. А. Бабина с эпитафией:
Помяни мя Господи егда прiидеши во Царствiи Твоемъ.
Николай Александровичъ Бабинъ
родился 25 декабря 1801 г. скончался 28 февраля 1871 г.
На Хитровском сельском кладбище находится некрополь потомственных владельцев села и окрестных земель - семьи Загряжских, чей род ведёт начало от времён Дмитрия Донского. Некрополь воссоздан и освящён в 2006 г. (могилы были разорены в первой половине ХХ века). Сейчас здесь стоят памятники штабс-ротмистру Ивану Михайловичу (1803-1846), отставному майору Андрею Ивановичу (1832-1889) и секунд-майору Михаилу Петровичу (1769-1836) Загряжским. Рядом надгробный камень их няни Анны Голубковой (1798-1890). Фамильный склеп Загряжских находился на территории хитровской церкви. Храм - деревянный, время построения неизвестно, престолов два - главный во имя Св. Николая и придельный - во имя Св. м. м. Адриана и Наталии. В 1941 году церковь отдали под клуб, кладбище вокруг неё разорили, могилы помещиков разграбили, достали из них одежду, обивку гробов, кости бросили в склеп и в речку, тяжёлые памятники раскидали. На бывшем кладбище в советское время построили детский сад, как говорят, буквально на человеческих костях, хотя рядом - пустырь…
Мечеть и мектеб
Интерес представляет и мусульманское кладбище в с. Татарщине. Село основано из разросшегося конгломерата мелких поселений, земли для которых давались "за государеву службу" различным служилым людям, в том числе и Касимовско-Темниковским татарам (XVII - XVIII века). В селе была православная церковь (разрушена в 20-е годы ХХ века), мечеть и мектеб. В "Ведомости о числе приходов и духовных лиц" отмечается, что мечеть построена в 1890 г., однако в 1815 г. она уже существовала, так как в этом году муллой был утвёржден Рахматулла Мусеев Енгалычев. В конце XIX века имамами и мугаллимами стали Сахибгирей Нигматуллин Енгалычев и Хамза Губайдуллин Енгалычев, утверждённые в 1872 и 1880 гг. соответственно. Мечеть просуществовала до гражданской войны 1918-1922 гг., во время которой ее сожжгли и больше не восстанавливали. Тем не менее, в селе и в течение всего советского периода были имамы. Как утверждают местные жители, кладбище, на котором они хоронят умерших, - "новое" и основано в 1475 году. Как оказалось, эта дата - по мусульманскому календарю. На самом деле кладбищу около 100 лет. Ему предшествовало кладбище "старое", сколько лет ему - точно не известно.
Из всех кладбищ мусульманское организовывалось особо строго. Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище запрещалось, а если у него умирала беременная жена - христианка или иудейка - её хоронили на отдельном участке, но так, чтобы ребёнок во чреве матери лежал головой к Мекке. Все надгробные камни также обращены фасадом к Мекке, и узкая вертикальная плита с надписями - единственное, что должно украшать могилу мусульманина. Таково требование шариата: богатое надгробие может вызвать зависть у малообеспеченных мусульман.
Автор:Марина ЕЛЮТИНА.