Лента новостей
Статья1 февраля 2012, 13:49

Дух, пронзающий века (Начало в № 82 от 9 ноября 2011 года, в № 90 от 7 декабря 2011 года, в №№ 1-2 от 11 января 2012 года, в № 3 от 18 января 2012 г.)

«Примите мою любовь…»

Памятен 2002 год. Отмечалось 125-летие со дня рождения архиепископа Луки. Вместе с художником Николаем Васильевичем Филимоновым мы трудились над созданием юбилейной выставки в музее истории медицины.
Обстоятельства жизни складывались так, что моё участие в работе казалось невозможным. Но для себя я поняла, что должна сделать выставку о тамбовском пути Святителя. Материалов было катастрофически мало. В фондах музея истории медицины - около десяти единиц хранения: три подлинных документа, две фотографии, два рисунка, знаменитые «Очерки гнойной хирургии» 1946 года, несколько копийных документов и фотографий. Мемориальных предметов не было вообще. Начались поиски.
Тогда судьба свела меня с семьёй Анны Петровны Житеневой, работавшей старшей хирургической медицинской сестрой эвакогоспиталя №5356, ассистировавшей хирургу Войно-Ясенецкому. Её сыну Альберту Владыка спас руку. Лариса Егоровна Фирсова поведала поразительную историю своей тётушки - Серафимы Яковлевны Акимушкиной, пациентки и духовной дочери Владыки. Бережно хранившиеся в этих семьях реликвии с автографами архиепископа Луки стали экспонатами выставки. Удалось найти материалы о человеке, близком по духу Валентину Феликсовичу. Хирург и прекрасный рисовальщик Тимофей Митрофанович Гроздов, сын последнего настоятеля Архангельской церкви в Тамбове отца Митрофана Гроздова, был автором карандашного портрета владыки.
Выставка «заговорила». Получился своеобразный экспозиционный диптих. Портрет архиерея, принявшегося в 1944 году «за великое и трудное дело восстановления Церкви Тамбовской и её жизни». И портрет хирурга, консультанта тамбовских эвакогоспиталей, для которого не было «случая, а только живой страдающий человек», спасшего жизни сотням бойцов и командиров.

Легко не было никогда…

Удивительным образом в последующие годы появлялись новые документы и свидетельства о владыке. Был рассекречен и стал доступен для исследователей знаменитый фонд Р-5220 в ГАТО. В нашем музее в 2004 году при разборе архива хозяйственной службы за 1940-е годы были обнаружены двадцать документов, относящихся к периоду пребывания архиепископа Луки на тамбовской кафедре. С новой мощью предстала для меня личность Святителя. Здесь, в Тамбове, у него были очень непростые отношения с советскими и партийными властями: первым секретарём тамбовского обкома ВКП(б) И.Волковым, председателем Тамбовского облисполкома И.Козырьковым, с руководством облздравотдела. Он находился под бдительным оком уполномоченного по делам РПЦ при СНК СССР Н.Медведева, затем П.Павлова, которые в свою очередь доносили о всех действиях архиепископа в УНКВД и в Москву.
Вокруг Владыки создавали атмосферу нетерпимости. «Внушают народу, что я не настоящий архиерей, что мне не надо подчиняться, что я лишён благодати Божией... А за что? За то, что я облегчаю страдания множества несчастных братьев наших, кровь свою за нас проливших». Смиренный Лука с великим спокойствием и достоинством переносил все скорби. Он не имел даже самого необходимого. Очень показательны в этом смысле документы 1945 года о передаче из музея «во временное пользование архиепископу Луке чёрной митры, необходимой ему для совершения предпасхальных богослужений», а также «о выдаче архиерейского жезла с одновременным возвращением чёрной митры».

С Божьей помощью

Отношения государства и Русской Православной Церкви переживали тогда непродолжительный период «ренессанса», продиктованного временным прагматичным отказом власти от тотальной борьбы с религией и церковью в тяжелейший для страны период войны с фашизмом. Однако глухое, скрытое, а здесь, в Тамбове, чаще открытое раздражение и противодействие властей возрождению церковной жизни было постоянным и сильным. Огромная сила духа и веры, «бесконечная великая и страшная ответственность, лежащая на епископской совести» давали возможность 67-летнему архиерею фактически в одиночку противостоять давлению властей и делать, казалось, невозможное для устроения и руководства церковной жизнью. В короткий срок Владыка добился передачи Тамбовской епархии хранящихся в краеведческом музее церковных ценностей. В марте и августе 1944 года и в июле 1945-го было передано около шестисот единиц хранения: сто двенадцать антиминсов, более двухсот икон, более двухсот богослужебных книг, предметы литургического цикла, священнические одежды , плащаницы, покровы, покровцы, воздуха из парчи и бархата, фарфоровые подсвечники. Весьма вероятно, что часть икон, переданных музеем - св. Марии Магдалины, св. Александра Невского, Вознесения, Преображения, св.Антония и Феодосия Печерских, преп.Серафима Саровского, - заняли своё место в иконостасе нижнего храма Покровской церкви Тамбова, освящённого Владыкой Лукой в честь преподобного Серафима Саровского в 1944 году. Сорок два храма, открытия которых в Тамбовской епархии добился святитель, его трудами, трудами священства и мирян приводились «в благолепный вид».

«И крепкое сохранить…»

И вот новый выставочный проект. Весной 2011 года Владимир Александрович Лисичкин, внучатый племянник архиепископа Луки и автор нескольких книг о Владыке, предложил создать выставку к 50-летию преставления Святителя. Он передал Тамбовскому областному краеведческому музею на временное хранение поистине бесценные материалы: документы, мемориальные вещи, подлинные реликвии из семейного архива. Всего 266 единиц хранения предметов - собрание, безусловно, редкостное и ценное. Перед музейщиками стояла сложная задача. Наряду с уникальными материалами - много копийных, которым надлежало придать экспозиционный вид. Недостаточно было свидетельств о тамбовском периоде, не хватало предметного ряда. Кроме того, предстояло «вписать» жизнь и служение святителя в интерьер музейно-выставочного комплекса - дома Лукьяненко, дворянской городской усадьбы постройки первой половины XIX века.
Началась работа над выставкой. Мы старались найти внутреннее смысловое единство музейного повествования о жизни Святителя Луки. Для нас им стали рукописи семидесяти двух проповедей Владыки. И выставка состоялась. В пяти экспозиционных залах - биография, история жизни, судьба, житие святителя и хирурга, сложное трагическое переплетении времени, событий, человеческих судеб.
Экспозиция решена подчёркнуто строго и лаконично. И вот что особенно важно для понимания и осмысления: при всей внутренней и внешней строгости к себе и к окружающим - неизбывная, спасительная, жертвенная, действенная любовь к людям, страждущим, отчаявшимся, заблудшим, слабым, маловерным, грешным, порочным, жестоким. Он вёл «малое стадо Христово», чтобы, по слову Иоанна Богослова, «изнемогшее поднять, падшее восставить, заблудшее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить».
«Примите мою любовь ...» - писал Владыка в марте 1944 года в обращении к верующим Тамбовской епархии. Эти слова стали названием выставки, её внутренним духовным, эмоциональным стержнем.

Шествие по указанному пути

Не могу не сказать о моём личном ощущении и восприятии образа Святителя Луки. Мне кажется, здесь, в Тамбове, впрочем, как и везде, Владыка был очень одинок. На его службах храмы были переполнены, у него были духовные чада, к нему шли и шли люди, больные и страждущие. Масштаб личности и духовная сила библейского пророка поставили святителя над событиями, над временем, над историей. Одиночество мыслителя стало его внутренним состоянием.
На Крымской кафедре Владыка продолжал нести людям свет веры, тепло молитвы, радость духовного и телесного исцеления. Он продолжал «везде и всюду проповедовать о Христе». Потерявший зрение, отвергнутый местным медицинским сообществом, он, будучи прекрасным диагностом, продолжал врачевать. «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять» - в этих словах Святителя весь его путь «делателя на ниве Христовой».
Один из самых запоминающихся образов выставки - триптих - увеличенные и распечатанные на холсте фотографии архиепископа Луки 1960 года. Владыка погружён в размышления: «…Служение Богу в истине должно быть шествием по указанному Господом пути страданий и подвигов духовных к той вечной Божественной Истине, которую явил миру Господь Иисус Христос. Убоимся же слепоты духовной, потянемся всем существом к Свету Истинному». Владыка подаёт нам своё архипастырское и святое благословение: «Примите мою любовь...»

…Мнения, отклики, размышления, напутствия - и это всё о нём - о человеке с большой буквы, врачевателе телес и душ, о святителе Луке, выраженное разными словами, как, впрочем, различны и все мы. С одним исключением: восторг, и слёзы, и любовь - это и грани человеческого неравнодушия, и основа памяти. Народной памяти.

Автор:Ирина Теплякова