Лента новостей
Статья19 декабря 2013, 13:00

Долгий путь воды

Долгий путь воды
Водопровод существует в Тамбове 130 лет. В конце 19-го века он считался чудом цивилизации. А сегодня стал настолько привычным, что никого из нас уже не удивляет и даже, напротив, делает равнодушными расточителями того прозрачного богатства, которое само прибывает к нам в дом. Однако так было не всегда.
Острая необходимость
Перенесёмся в наш родной Тамбов лет эдак на 150 назад. Город тогда был небольшой, почти сплошь деревянный, а воду брали для хозяйственных нужд из близлежащих рек и речушек – Цны, Студенца, Чумарсы, а для питья и приготовления пищи – из колодцев. На территории Тамбова было и немало родников, сегодня почти не сохранившихся.
Однако качество речной воды в городской черте было низкое. Как известно, Цна непосредственно у города расходится на два русла, одно из которых называлось в те времена коренным (то есть основным), а другое ериком.
Для технических нужд, например, для водяных мельниц, которые появились в те времена в Тамбове, речная вода была пригодной, а вот для бытовых, мягко говоря, не очень. Об этом говорят и постоянные эпидемии холеры, заражение которой распространяется как раз в основном через воду.
Так что идея строительства водопровода пришла в головы городских руководителей 19-го столетия вполне закономерно. Тамбов стал одним из первых провинциальных городов России, который сумел обзавестись водопроводом.
Точка отсчёта
Городской голова Дмитрий Иванович Тимофеев в вопросах строительства водопровода решил положиться на опыт профессионалов, а именно московского инженера Николая Петровича Зимина. По его совету были взяты пробы воды из лесных притамбовских речушек, в частности, Гремячки и Студёнки. И результаты превзошли все ожидания. Вода из Студёнки оказалась очень чистой и мягкой, хотя и содержала определённое количество органических примесей.
Именно это направление и стало приоритетным во всей дальнейшей работе по строительству тамбовского водопровода. В 1881 году бригада Зимина начала проводить изыскания в городском лесу. Вот она, точка отсчёта тамбовского водопровода. Однако до его ввода в эксплуатацию, как сказали бы сегодняшние технари, оставалось ещё ровно два года.
За непосредственное осуществление идей инженера Зимина взялся московский предприниматель Александр Вениаминович Бари. 22 ноября 1882 года город подписывает с ним контракт, стоимость которого по тем временам была огромна – 198,5 тысячи рублей. В контракте было предусмотрено, что соорудят водокачку на реке Студёнке, проложат водовод от Студёнки до Тамбова, а в самом городе будут построены водокачка и водопроводная сеть, а также пожарные краны и восемь водоразборных будок. Мощность водопровода определялась в 20 тысяч вёдер в сутки.
И работа закипела. Всё делалось вручную, но подрядчик срок выдержал, и ровно через год в конце ноября 1883 года водопровод дал первую воду. Именно в этот период началась пробная эксплуатация, которая продолжалась месяц, после чего в первые дни нового 1884 года город принял водопровод у строителей.
Что же представлял собой тогдашний водопровод? От водокачки на Студёнке вода шла к главному водоподъёмному зданию на берегу Цны, а затем распределялась по всему городу. Водопровод­ные трубы были уложены в землю на 2,5 метра глубиной с учётом уровня промерзания грунта зимой. Общая протяжённость водопровода, включая водовод от Студёнки, составляла 11,4 км, а резервуар на главной водокачке был вместимостью 40 тысяч вёдер.
Первые два месяца работы водопровода воду давали населению бесплатно. Но затем город, видимо, для того чтобы возместить расходы на содержание этого технического новшества, ввёл плату. Первоначально расплачивались за воду марками, которые продавались в городской управе. Система была примерно той же, что с современными талонами на проезд для льготников. В количествах меньше ведра вода отпускалась бесплатно. Бесплатно могли пользоваться водой и малоимущие горожане. Жители носили воду сами, либо им привозили её водовозы.
«Водосвет» и «Водо­канализация»
Тем временем тамбовский водопровод развивался. В начале 20-го века был реконструирован самотёчный водовод от реки Студёнки. Водопровод двигался по городу и перешёл за железную дорогу, где был построен уравнительный железобетонный бак, имевший целью улучшить водоснабжение западного района города. Это сооружение дало неофициальное название всему району – Белый бак.
В первые годы советской власти водопровод был объединён с электростанцией в трест «Водосвет».
В это же время остро встал вопрос о создании тамбовской канализации. Всерьёз задумались об этом только в годы первых пятилеток. В 1931 году строительство началось под руководством тамбовчанина Никифора Фирсовича Мишина. В 1936 году город приступил к эксплуатации канализационной системы.
В системе коммунального хозяйства Тамбова организуется трест «Водоканализация». Его первым директором стал Дмитрий Дмитриевич Белов, прошедший путь от слесаря до руководителя коммунального предприятия. С тех пор и работает в Тамбове «Водоканал».
Развитие «Водоканала» не прекращалось даже в суровые годы Великой Оте­чественной войны. А после войны «Водоканал» прокладывал новые линии водопровода и канализации, бурил новые скважины.
Задачи усложняются
Тамбов строился и благоустраивался. В 60-е годы канализация отставала в своём развитии от роста города. По сути, очистных сооружений не было, и все стоки направлялись в Цну, нанося ей непоправимый ущерб. Такое положение дел стало опасным. И городская власть приняла решение о строительстве очистных сооружений.
Именно в конце 60-х – начале 70-х годов в Тамбове складывается водопроводно-канализационная система, которая в основном сохранилась до наших дней. В те годы было принято решение о «кустовом» расположении скважин и строительстве станций обезжелезивания – водозаборных узлов. В 1968 году был пущен водозаборный узел № 3, а в 1973 году – водозаборный узел № 6.
Росло водопроводно-канализационное хозяйство города, усложнялись его задачи. Почти половину поднятой из подземных глубин воды забирала промышленность, причём расходовала она её бесконтрольно. Всё это вызывало справедливые жалобы населения. Пришлось самим промышленным предприятиям включаться в работу. Так, станцию обезжелезивания на ВЗУ № 2 строил завод «Тамбовмаш», а на ВЗУ № 4 – «Ревтруд».
В 1985 году была построена третья очередь очистных сооружений канализации. Проблема с загрязнением Цны в основном была снята.
В 90-е годы развитие «Водоканала» продолжалось, хотя темпы были снижены из-за общей кризисной ситуации в экономике.
C 2003 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» вошло в состав новой компании – «Тамбовские коммунальные системы».
Новая эпоха
В 2003 году принято решение восстановить круглосуточное водоснабжение. Для этого в 2005 году завершено строительство резервуара чистой воды на 10 тысяч кубометров в северной части города. В 2006 году восстановлен резервный вариант водоснабжения, который решил проблему обеспечения потребителей водой в случае аварии на одном из водозаборов. А с 1 сентября 2008 года вода подаётся 24 часа в сутки во всём Тамбове.
В тамбовской воде стало меньше железа и хлора. С 2006 года изменилась технология обеззараживания питьевой воды: на всех ВЗУ завершён переход с токсичного хлора на менее опасный гипохлорит натрия. В 2009 году завершён проект по строительству станции обез­железивания на ВЗУ-7.
Очищенная вода пришла в те районы города, которые снабжались водой напрямую из артезианских скважин. В 2008 – 2013 годах построены водоводы, которые подсоединили микрорайон бывшего завода строительных материалов и посёлок Пригородного леса к городской системе водоснабжения.
Снята угроза экологического бедствия на реке Цне. В 2007 году пущен в эксплуатацию новый цех механического обезвоживания осадка, расположенный на территории очистных сооружений канализации. Новая технология с использованием ленточных фильтр-прессов позволяет переработать осадок в легко транспортируемую массу и значительно сократить её объём. Сегодня стоки в пруды-накопители не попадают, что фактически сводит на нет экологическую угрозу для Цны.
2011 год – начало строительства второй нитки северного коллектора. Его цель – разгрузить канализационную систему северной части города и обеспечить водоотведение для проекта «Новый Тамбов». Вторая нитка протянется от Моршанского шоссе до улицы Чичерина на расстояние более 5 км. Проект планируется завершить в 2014 году.
Автор:Геннадий Минаев