Лента новостей
Статья1 августа 2012, 01:00

Чем гордится земля бондарская…

Чем гордится земля бондарская…
Чем гордится земля бондарская…

Село Бондари, крупное старинное село - административный центр Бондарского района Тамбовской области. Расположено в 75 км к северо-востоку от Тамбова на реке Большой Ломовис, притоке Цны, с населением свыше 4 тыс. человек. Основано в 1699 году, раньше называлось село Анастасьевское.
(Из справки Российского Государственного архива древних актов)


Как всё начиналось…
В далёком прошлом Бондари представляли собой заболоченную, лесистую местность, расположенную по дну громадного русла реки послеледникового периода. Эта местность, покрытая ольховым и осиновым лесом, кустарниками тальника и вербы, была надёжным убежищем разного рода зверю и пернатой дичи. Первыми русскими поселенцами были беглые крестьяне. Первоначальным занятием населения было земледелие и охота, позже - неземледельческие промыслы: бондарное ремесло, выжигание древесного угля, выгонка смолы и дёгтя. От преимущественного занятия бондарным ремеслом село и получило название Бондари.
Автор «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» утверждал, что, находясь в окружении дубового массива леса, жители села Бондари занимались бондарным производством в виде поделок, бочек, кадок, лоханок. Впоследствии эта профессия перешла в столярное производство: поделка рам, дверей, табуреток. Далее появились мастера сапожного дела.

Гончары и плотники
В каждом селе занимались различными ремесленными работами, например, деревня Фёдоровка славилась своими гончарами. Лепили из глины крынки, кувшины, вазы, игрушки для детей, свистки и другую утварь для домашнего обихода. Всё это вывозили в другие сёла, выезжали в районный и областной центры. Знают о фёдоровских мастерах и за пределами Тамбовской области. Да и мы помним о них - это Попков Пётр Яковлевич, Денисова Надежда Григорьевна, Иванов Григорий Сергеевич, Попков Григорий Фёдорович, братья Гудковы, Стройковы, Павловы и другие.
Деревня Комаровка славилась, да и сейчас славится, своими плотниками. Их умелые руки знают в самой столице. Ну а в области многие приезжают сделать заказ не только на строительство дома, но и сделать красивый сруб для церкви или часовни. Сейчас мастерство плотников продолжают дети: Новокрещёнов Евгений Николаевич, братья Шишкины Михаил и Виктор, Кулешов Александр Иванович, Коняев Сергей Александрович, Столяров Александр Михайлович, Садохин Виктор Васильевич, Михеев Виктор Васильевич и многие другие.
В селе Кривополянье были и есть мастера плетения из лозы, лыка (кора липы для плетения лаптей). В основном плели мужчины: Проткин Василий Дмитриевич, Болдырев Александр Федотович, Болдырев Николай Николаевич, Верещагин Иван Фёдорович, Верещагин Алексей Иванович и другие. Мастерами плетения были и женщины - Содохина Прасковья Яковлевна, Болдырева Вера Яковлевна. Плели не только корзины, но и мётла, веники. По заказу могли сплести кресло, диван, лапти и другое.
Во времена коллективизации около села Кривополянье и деревни Хмелина добывали торф, который использовали для отопления и как органическое удобрение для сельского хозяйства. Из берёзовой коры гнали дёготь, а дерево использовали для заготовки древесного угля. Возглавляли артели Болдырева Александра Ивановна и Рыкова Анна Алексеевна.
Всё население сельсовета было занято работой, лентяев здесь не любят. Кто в поле, кто в лесу. Людям нужно было жить, кормить детей, семью. Из рода в род, из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку передавалось мастерство. Строили коммунистическое общество.
В 1961 году все колхозы объединили в одно хозяйство - совхоз «Пахотноугловский». Это было одно из крупнейших хозяйств района. Бывшие колхозы Кривополянского сельсовета приобрели статус отделений совхоза. Во 2-е отделение вошли сёла Кривополянье, Большое Никольское, Фёдоровка, Хмелина, Красная Поляна (выселки Большеникольские). 3-е отделение совхоза составили сёла Городище, Бычки, Комаровка. Управляющим 2-м отделением был Ваняшин Иван Никанорович, жители сёл и сейчас вспоминают его добрым словом. Честный и справедливый был руководитель.

Вязание
Узорное вязание на спицах - старинный и своеобразный вид художественного ремесла. Вязаные платки, чулки и рукавицы из шерсти домашнего прядения носят в центральных русских районах, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Раньше эти изделия входили в комплекты национальной одежды.
В нашей области промысловым центром по вязанию ажурных шерстяных платков считается село Прибытки. Искусство вязания передаётся из поколения в поколение. Вяжут все: начиная от детей 7-8 лет до женщин преклонного возраста, пока позволяет зрение.
Чтобы связать платок, необходимо подготовить сырьё. В селе разводили белых овец, которых стригли 2 раза в год, шерсть мыли, перебирали, чесали, затем пряли пряжу. Раньше весь этот процесс проходил вручную. В 70-х годах прошлого века в Рассказово была построена прядильная фабрика, на которой вязальщицы могли обменять шерсть на пряжу. Это облегчило процесс вязания, и значительно увеличилась производительность труда.
Платки вяжут на двух стальных спицах двухизнаночной гладью. Готовые белые платки стирают в мыльном растворе, отбеливают, натягивают на раму (пяльцы), обычно размером 1,10х1,10 см. В годы войны вязали гладкие серые платки с узорной каймой. В 70-80 г. широким спросом у населения стали пользоваться белые узорные платки. Орнамент геометрический, в нём сосредоточены жизненные наблюдения, преображённые творческой фантазией.
В осенне-зимний период собирались на посиделки молодые девушки в одном доме, а женщины постарше в другом доме, и так - по селу несколько групп. Это было место и для работы, и для общения, обсуждались местные новости и события в стране, иногда пели песни, слушали музыку. Мужчины собирались в соседней комнате, играли в карты, домино, обсуждали политические события.

Директор Бондарской МТС в 1950-е годы Тадас Владиславович Быстрицкий в своей книге «Страницы жизни» вспоминал:
«В сёлах Прибытки, Вердеревщино и в самих Бондарях женщины и девушки, а иногда и мужчины занимались вязанием из шерсти платков и полушалков, которые пользовались большим спросом не только в области, но и далеко за её пределами. Моя хозяйка, Мария Ивановна, у которой в то время я квартировал, также ежедневно занималась вязанием платков. Для этого она покупала на базаре или в деревнях шерсть, относила её на ческу, потом на веретене сучила нить и вязала. Связав несколько платков, складывала их в сундук, зажигала в нём кусок серы и закрывала. Спустя некоторое время сундук открывался, и вынимались отбеленные платки. Таким же образом действовали и все вязальщицы. Длинными зимними вечерами собирались семьями или с соседями и вязали, одновременно рассказывая или обсуждая всякие новости, были и небылицы».

Автор:Ольга Ладыженская.