Лента новостей
Статья5 июня 2012, 10:03

Архитектор Ленинграда

Современники, лично знавшие нашего земляка, - одного из основоположников теории и практики советского градостроительства, архитектора Льва Ильина - единодушно называли его "удивительным человеком". Изучая биографию Льва Александровича, с подобной характеристикой трудно не согласиться, ведь его жизнь - яркий пример страстной увлеченности всем, что есть творчество, поразительной работоспособности и энергии, неувядающей силы духа, редкой разносторонности в искусстве при неослабевающей преданности архитектуре.

Детство


Родился Лев Александрович 13 (25) июня 1880 года в имении матери Людмилы Ивановны (урожденной Сатиной). Имение находилось в селе Подоскляе Тамбовского уезда (ныне Рассказовского района). Его отец - Александр Александрович - юрист по образованию, десять лет прослужил в канцелярии Кутаисского военного губернатора. Через два года после рождения сына добился отставки - чтобы быть вместе с семьей. Александр Ильин любил живопись, архитектуру, литературу, музыку, и в этой атмосфере любви к искусству воспитывал сына. Однако Льву он прочил военную карьеру - это было традицией в семьях Ильиных и Сатиных. Именно поэтому глава семейства в 1890 году привез сына в столицу - определил на учение и воспитание в Александровский кадетский корпус.

Кадетский корпус

В этом заведении Лев провел долгих семь лет. Казарменный дух был чужд творческой натуре мальчика - в военном деле он вскоре разочаровался, жил только близостью семьи, проводившей зиму в Петербурге, и рисованием, которым искренне заинтересовался еще дома (в кармане у кадета всегда был карандаш и блокнот, в который он зарисовывал карикатуры на одноклассников). Когда в выходные и праздничные дни отец брал его на прогулки по Петербургу, мальчик с интересом знакомился с городом и художественными сокровищами столицы. Петербург произвел на Ильина неизгладимое впечатление!

Первые шаги

Окончив в 1987 г. кадетский корпус, Лев вопреки воле отца подал документы в Институт гражданских инженеров, выдержал вступительные экзамены и был зачислен на первый курс. За что Александр Александрович даже лишил сына материальной поддержки. Не имея средств к существованию, Лев устроился на работу в частные конторы архитектурно-строительного профиля: составлял проекты оформления интерьеров, рисовал эскизы мебели, надгробных памятников.
Размолвка с отцом длилась недолго. Видя целеустремленность и самостоятельность сына, Александр Александрович простил его.
Начиная с 1899 г. Лев ежегодно проходил студенческую практику в Тамбове, работал помощником городского архитектора. Однако обучение в институте не дало необходимых знаний, а поездки с отцом в Европу, с ее богатейшей гаммой красок и запоминающихся впечатлений, острее заставили почувствовать необходимость углубления художественного образования. В 1903 г. Лев Александрович поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств, став учеником архитектурной мастерской профессора Л. Бенуа.

Становление

Ильин сразу же показал себя активным и талантливым специалистом. Стал членом Петербургского общества архитекторов и Общества гражданских инженеров. В течение 15 лет, с 1902 года до самой революции, вел в них большую работу: избирался в состав правления, участвовал в работе конкурсных комиссий. Лев Александрович и сам часто принимал участие в архитектурных конкурсах: первая подобная работа была в соавторстве с сокурсником Бубырем - проект доходного дома Анненской церкви, а первой самостоятельной работой стал проект фасада городской трансформаторной станции. В мае 1904 г. его назначили архитектором Ксенинского института. В 1905 году Ильина пригласили на преподавательскую работу - вести женские архитектурные курсы, которые внесли изменения в личную жизнь: одна из курсисток - Марианна Яралова - стала его женой.

Постройки

Ильин брался за разную работу - и за отдельные здания, и за целые комплексы… Среди наиболее значимых построек - крупный комплекс больницы им. Петра Великого (ныне им. Мечникова), а также ряд мостов - Михайловский (ныне Садовый), Пантелеймоновский (ныне им. Пестеля), Народный мост на Мойке и Введенский - у Витебского вокзала. По его проекту проводилась реконструкция Большого проспекта Васильевского острова и Московского проспекта, благоустройство и озеленение Лиговского проспекта, оформлена стрелка Елагина острова.

Новый этап

При новой власти архитектор тоже был востребован. С 1918 г. он стал членом Художественной коллегии Петроградского наркомпроса, в нее входили известные художники, скульпторы, литераторы, критики, архитекторы. Последующее десятилетие было для Льва Александровича плодотворным: в 1921 г. он стал организатором и председателем общества "Старый Петербург", членом редколлегии журнала "Зодчий", занимался преподавательской деятельностью. Но главное дело того периода - создание Музея города (с 1918 г.), бессменным директором которого он оставался до 1935 года. Здесь Ильин познакомился с Полиной Ковальской, ставшей его второй женой. Музей проводил не только большую исследовательскую и экспозиционно-выставочную работу, но и являлся единственной организацией, осуществлявшей контроль за планированием и созданием нового городского пространства Петрограда - Ленинграда.
Ильин был блестящим руководителем - его уважали, к нему прислушивались. "Лев Александрович - яркая, неповторимая личность, - говорил его коллега по Музею архитектор Лапиров. - За всю мою жизнь, а я проработал в разных учреждениях десятки лет, не помню такой полной свободы, когда я работал с ним, при неслыханной творческой дисциплине…".
С 1925 по 1937 Ильин фактически занимал пост главного архитектора Ленинграда (формально эта должность появилась позднее), руководил разработкой первого советского генерального плана города и его осуществлением. Участвовал в разработке генпланов Петрозаводска, Баку, Иванова, Ярославля и др., занимался проблемами жилищного строительства. С 1929 по 1931 гг. он - один из организаторов института "Ленгипрогор" (сегодня РНИиПИ Урбанистики).
В 1938 году в судьбе Ильина произошел тяжелый и неожиданный поворот. В Ленинграде официально установили должность главного архитектора, но Льва Александровича в ней не утвердили. Причем даже не поставили в известность, что он отстранен от дел. Причиной стал независимый характер градостроителя - он часто восставал против некомпетентности начальства, не терпел высокомерия и грубости.

Война

Он мучительно переживал новое положение. На первый план выдвинулась преподавательская работа. Опального архитектора стали обходить стороной знакомые, немногочисленные друзья заходили все реже. А еще тяжело заболела жена Полина, работавшая в институте ассистентом. Ее не стало в 1940 г. В том же году Ильин возглавил Институт градостроительства.
Когда началась Великая Отечественная война, Лев Александрович отказывается от предложения переехать в Москву и занимается защитой зданий и монументов, разработкой мер по маскировке высотных объектов, обмерами архитектурных памятников. Работает над рукописью очерка "Прогулки по Ленинграду".
В зимний день 11 декабря 1942 года на углу Невского проспекта и Фонтанки у дома № 68 разорвался снаряд. В зоне разрыва находились управляющая делами Дома архитекторов А. Виниченко с подругой и Лев Ильин. Он погиб на месте. Через несколько дней архитектора похоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища. 18 декабря "Ленинградская правда" поместила некролог. "В лице профессора Ильина, - говорилось в нем, - советская архитектура потеряла одного из крупнейших своих мастеров".

Память

В 1981 году на здании школы в селе Подоскляе была установлена мемориальная доска Льву Ильину. Сельские учителя и школьники гордятся именитым земляком: пишут о нем сочинения, читают его книги по архитектуре и градостроительству.
Автор:Марина ЕЛЮТИНА.