Лента новостей
Статья31 мая 2016, 15:08

Имя на могильной плите

Среди могил людей, погибших на боевом посту и похороненных в сквере на улице Первомайская, есть одна, на плите которой написано: «Тихон Иванович Коряка, 1914-1943».

НАСТОЯЩЕЕ имя того, кто покоится в этой могиле — Тихон Федотович Каряка, гвар­дии техник-лейтенант 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия, базировавшегося на аэродроме Ники­фо­ровка в годы Великой Оте­чест­венной войны.

Тихон Федотович родился в 1914 году в селе Белики нынешнего Кобеляцкого района Полтавской области в се­мье русского крестьянина, где всего было 12 детей. С 1935 года проходил службу в Ра­боче-крестьянской Красной Армии, в авиации. В 1937-1939 годах обучался в военной авиационной школе техников, по окончании которой получил звание младший во­ентехник и проходил службу, вероятнее всего, в Харькове (относительно мест службы Т.Ф. Каряки в этот период точными сведениями мы не располагаем, — прим. автора).

В феврале 1942 года Ти­хон Федотович прибыл в 1-й полк на должность бортового авиатехника самолёта ТБ-3. В том же году переучился на Ли-2. А к лету 1943 года его на­значили техником звена. При этом Каряка продолжал ле­тать в качестве борттехника. Всего он совершил более 100 боевых вылетов и вернулся из них живым. А погиб на аэродроме по нелепой случайности. При ремонте самолёта Ли-2 Тихон Федотович находился в нише, в которую при взлёте убирается шасси. При подаче давления в гидросистему предохранитель, пред­назначенный для предотвращения складывания ша­с­си во время стоянки на земле, не сработал. Вероят­но, Тихон Федотович забыл его установить или проверить установку, которую должен был произвести другой техник. Шасси убралось в нишу, где в этот момент находился Каряка. Он погиб на месте. И хотя его жизнь прервала не пуля вражеского истребителя или снаряд зенитного орудия, это нисколько не умаляет боевых заслуг борттехника.

Тихона Федотовича с по­честями похоронили в центре будущего посёлка, а позднее перезахоронили в сквере. Однако, отчество и фа­милия при этом почему-то ока­зались искажены, хотя в именном списке потерь и наградном листе он указан именно как Тихон Фе­до­тович. Правда, фамилия и в документах на­писана через «о» (местами заметны следы исправления), хотя, по утверждению родственников, это неправильно.
Семья Тихона Каряки — супруга, дочь 1937 года и сын 1938 года рождения — накануне войны перебралась к его родителям на Полтавщину. Там они оказались в нацистской оккупации, но смогли выжить. После освобождения получили похоронку и вернулись в Харьков. Впрочем, су­пруга Тихона Федотовича Ве­ра Андреевна спустя какое-то время вновь уехала в село Белики, где на деньги, полученные от государства в качестве выплаты за погибшего мужа, родственники построили ей небольшой дом, в котором она и прожила до самой смерти.

Дочь Тихона Каряки Та­мара Гончаренко жила в городе Симферополь, столице Кры­ма. В 1979 году она приезжала в Дмитриевку, чтобы по­сетить могилу отца. Внучка отважного борттехника Лидия Щербакова также проживает в Симферополе, а её брат — в Евпатории.
Сын Тихона Федотовича Анатолий жил в городе Кре­менчуг Полтавской области, скон­чался в 2015 году. Он вы­растил двух дочерей. К сожалению, со своими крымскими род­ственниками они теперь не общаются.

Наверное, было бы правильно устранить ошибку хотя бы в отчестве Тихона Федо­товича Каряки на его могиле, пусть и спустя много лет. Это справедливо по отношению к нему самому, его потомкам и всем, кто отдал жизнь за свободу и счастье Родины.


Автор благодарит Лидию Щербакову и подполковника запаса Виктора Алёшина за предоставленные сведения и фото.

Автор:Дмитрий Хатунцев