Лента новостей
Статья3 февраля 2016, 12:00

Тамбовцы крейсера «Варяг»

Легендарный бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой отгремел близ корейского порта Чемульпо (ныне Инчхона) на заре кровавого XX века - 9 февраля (по старому стилю 27 января) 1904 года, вписав в историю российского военно-морского флота одну из ярчайших героических глав.
Насчитывающий пять с половиной сотен человек экипаж «Варяга» составляли представители различных регионов огромной Российской империи, начиная от Прибалтики и заканчивая Приморьем. Были там и уроженцы далёкой от морей Тамбовской губернии…

Погибший дважды

Судьба легендарного крейсера удивительно трагична и во многом созвучна судьбе породившей его страны – талантливой и дремучей, великой и несчастной, блистательной и нищей вотчине Романовых, чьи скипетр и держава к исходу третьего века правления основательно поблекли и погрузили народы России в кровавую купель революций и войн.
Белоснежный четырёхтрубный красавец «Варяг» спустили на воду в Филадельфии, на верфи Крампа в 1899 году, а в мае 1901-го, преодолев океан, он отшвартовался в гавани Кронштадта. 31 августа на его палубу ступили ноги двух венценосцев – Николая II и Вильгельма II, а затем - мало кто об этом знает - большая политика забросила корабль в Персидский залив, где «Варяг» перед уходом на Дальний Восток демонстрировал мощь Императорского флота.
25 февраля 1902 года крейсер вошёл на внешний рейд Порт-Артура – крепости, которая вскоре также войдёт в Пантеон воинской славы России.
После боя с японской эскадрой, «Варяг» был затоплен на рейде Чемульпо своей командой, но вскоре был поднят врагами, отремонтирован и по злой иронии судьбы, переименованный в «Сойя», до 1916 года бороздил моря под японским флагом.
В ходе Первой мировой войны Россия выкупила «Варяг» и ряд других кораблей. Служба крейсера продолжилась в холодных водах, в составе флотилии Северного Ледовитого океана.
Оттуда накануне революции его отправили на ремонт в Англию, где он и нашёл свою гибель, к 1925 году почти до основания разобранный на металл на скалах Ирландского моря - у городка Лендалфут.
«Флаг не спускать!»

…В ночь с 8 на 9 февраля вспышки минных выстрелов, залпы батарей Порт-Артура и кораблей Тихоокеанской эскадры повели отсчёт драматичных событий русско-японской войны – войны, ставшей прологом революций, началом конца царского самодержавия.
«Варяг» встретил её на рейде нейтрального государства - корейского порта Чемульпо, где и получил от японского адмирала Уриу ультиматум с предложением выйти в море. Иначе «благородные» самураи грозили расстрелять наши корабли прямо на якорной стоянке. И русские приняли бой!..
Дружным «Ура!» встретили экипажи весть о грядущей схватке. Подъём духа был такой, что даже вольнонаёмные члены команды - повара и музыканты - не пожелали сходить на берег.
Английские, французские и итальянские корабли провожали «Варяг» и «Кореец» российским гимном. «Мы салютовали этим героям, - напишет позднее капитан французского «Паскаля» Сенес, - так гордо шедшим на верную смерть!»
Бой с эскадрой из 15 кораблей, из которых один броненосный «Асама» превосходил по мощи и «Варяг», и «Кореец» вместе взятые, продолжался ровно час.
Потопив миноносец и повредив несколько вражеских кораблей, героический «Варяг» получил четыре подводных пробоины и был иссечён тысячами осколков.
Поднявшись на борт для помощи раненым, иностранные моряки увидели страшную картину: палуба была залита кровью, надстройки исковерканы, большинство орудий подбиты, из кормового отсека вырывался смрадный дым пожара. В строю осталось 14 офицеров и 420 матросов!
34-х павших и умерших от ран похоронили на чужом берегу. Прах части из них был перенесён на родину, во Владивосток, лишь в 1911 году.
Такие разные судьбы

Весть о подвиге «Варяга» и «Корейца» очень быстро разлетелась по стране и всему миру. Вернувшимся на родину экипажам кораблей был оказан небывалый приём. Героев чествовала Одесса, Севастополь, Москва и наконец Санкт-Петербург.
Они стали первыми в истории России экипажем корабля, который в полном составе наградили – офицеров орденом Святого Георгия, а матросов Георгиевским крестом.
Тогда же была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», а командир крейсера, капитан I ранга Руднев стал флигель-адъютантом Николая II. Однако на этом царские милости закончились. Началась рутинная служба. Будни, которые сложились у всех по-разному.
Герои боя у Чемульпо были на восставшем «Потёмкине», принимали участие в мятеже лейтенанта Шмидта и кровавых событиях революции 1905 - 1907 годов. А год 1917-й разбросал их, как и всю Россию, по разные стороны баррикад…
В экипаже «Варяга», скорее всего, находилось больше тамбовцев, но мы, опираясь на электронные архивы, смогли доподлинно установить лишь пятерых земляков: Степана Черемисина, Андрея Николаевича Викторова, Николая Ионовича Попова, Василия Морозова и самого известного из тамбовских варяжцев – Фёдора Фёдоровича Семёнова.
Про матроса 1-й статьи Степана Н (?) Черемисина известно лишь, что призвался на службу он из села Селезни Тамбовского района и был после боя награждён Георгиевским крестом №97786 и медалью.
Немногим больше удалось узнать (надеемся, что только пока) и об уроженце села Остроухово Токарёвского района, матросе 1-й статьи Андрее Викторове, которого в ходе боя 9 февраля 1904 года легко ранило на баке (носовой части) крейсера. Он, как и все варяжцы, награждён, но впоследствии лишён Георгиевского креста решением суда. Что даёт нам право с очень высокой долей вероятности утверждать, что Викторов активно участвовал в революционных событиях 1905 года.
Его жизненный век оказался долог, и он вместе с другим уроженцем нашей губернии Фёдором Семёновым попал в число варяжцев, спустя полвека, в 1954 году, награждённых медалью «За отвагу».
Николай Попов из притамбовской Тулиновки также получил ранение на баке - тяжёлое и, оставленный в госпитале Красного креста в Чемульпо, вернулся в Россию в мае 1904 года - на Черноморский флот. И также был судьями лишён награды.
Кочегарный квартирмейстер 1-й статьи Василий Морозов на флот попал из села Никольское, что в 4 – 6 километрах от Токарёвки. Во время боя долго находился в ледяной воде и после возвращения домой заболел чахоткой (туберкулёзом) и вскоре умер. Награждён Георгиевским крестом № 97651.
Очень ярким оказался жизненный путь уроженца Тамбовской губернии (к сожалению точное место рождения не установили) хозяина трюмных отсеков крейсера «Варяг» Фёдора Семёнова.
Его отвагу и мастерство в числе других отметил в рапорте командир «Варяга» Всеволод Руднев. Именно получивший в ходе боя лёгкое ранение Фёдор Семёнов был в числе тех, кто, открыл кингстоны крейсера и последним покинул тонущий корабль.
По возвращении в Россию сын малоземельных крестьян, вчерашний батрак-пастух, в юности покинувший губернию ради мечты о море, Семёнов с головой окунулся в революционную «кашу».
Фёдор Фёдорович участвовал в Севастопольском восстании, был приговорён к смертной казни и лишь былые заслуги заставили власть смягчить приговор.
В 1920 Семёнов в рядах Красной Армии штурмует Перекоп, а в 1924 году отправляется поднимать деревню.
Волею партии большевиков его забросило в Южный Казахстан, где он стал одним из организаторов и руководителей первого, впоследствии знаменитого хлопководческого совхоза «Пахтаарал».
Фёдор Семёнов прожил долгую, достойную жизнь, последние годы которой связаны с Ташкентом, где в возрасте 92 лет - в 1966 году(?) - отважный моряк ушёл из жизни и был с почестями похоронен. Чуть позже в этом городе славному варяжцу установили памятник.
Автор:Владимир Поветкин