Лента новостей
Статья14 октября 2015, 10:11

Вернувшийся из небытия

5 октября 1942 года в именной список донесения за №28152 о безвозвратных потерях личного состава 502 отдельного огнемётного танкового батальона за период с 20-го по 30-е сентября 1942 года было внесено имя Монетова Сергея Васильевича: сержант, командир башни, год рождения - 1914, место рождения - Тамбовская область, Уметский район (в донесении - Умецкий), Скачихинский сельсовет. Ещё в одной графе указан адрес жены Монетовой Марии Тимофеевны - Скачихинский сельсовет. Адрес указывался для того, чтобы выслать родственникам похоронку. Её Мария Тимофеевна так и не получила. Причина этого неизвестна. Какими-то окольными путями до неё дошла весть, что муж погиб. Но где, когда, где похоронен, этого она так и не узнала.

С войны на войну

На Великую Отечественную Сергей Васильевич Монетов попал уже обстрелянным солдатом. За его плечами была советско-финская война 1939-1940 гг. После демобилизации он совсем мало пробыл дома, и в 1941 году снова ушёл воевать.
К сожалению, неизвестно, куда первоначально был призван С.В. Монетов, но доподлинно известно, что в апреле 1942 года он находился в Кузьминках под Москвой, где в числе других, согласно Директивы НКО № 724987сс от 09.05.1942 г,. был сформирован 502-й отдельный огнеметный танковый батальон. В этом батальоне командиром башни одного из танков был сержант Монетов.
Очень возможно, что Сергей Васильевич изначально по призыву попал в подразделение огемётных танков, поскольку вопрос о таких боевых единицах стоял в повестке дня военного руководства страны. Так, народным комиссаром обороны СССР от 3.10.1940 года был издан приказ, который гласил: “В целях сосредоточения огнеметных танков в танко-огнеметных батальонах и быстрейшего их укомплектования личным составом и огнеметными танками
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отдельные химические роты танковых бригад Т-26, штаты №№ 10/944, 010/944 и 10/982, расформировать и исключить из перечня частей танковых бригад Т-26.
2. Личный состав и материальную часть химических рот, распоряжением Военных Советов округов, обратить на укомплектование танко-огнеметных батальонов танковых дивизий и танковых бригад...”.

На Волховском фронте


22-24 августа 1942 года огнеметные танковые батальоны 500-й, 502-й и 507-й прибыли в состав 8-й армии Волховского фронта (чуть позже - подошёл 503 ОТБ). К этому моменту советскими войсками была начата Синявинская операция (19 августа - 10 октября 1942 года) - наступательная операция советских войск Волховского и Ленинградского фронтов, проведенная против 18-й немецкой армии группы армий "Север" с целью прорыва блокады Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны.
Несмотря на то, что проведенная операция не привела к прорыву блокады, советские войска своим наступлением не позволили противнику осуществить план захвата Ленинграда, сковали значительные силы немецких войск и тем самым способствовали обороне Сталинграда и Северного Кавказа.
Синявинская операция не является танковым сражением. Однако по применению в боях редчайших боевых гусеничных машин представляемый период советско-германского противостояния на северо-западном театре военных действий является уникальным. Именно в этой операции Красная армия впервые в массовом количестве применила тяжелые огнеметные танки КВ-8 и средние ТО-34, а германское командование испытало ставший знаменитым в последующем тяжелый танк "Тигр".

Задача - уничтожить укрепление

Задача отдельных огнемётных танковых батальонов - уничтожение долговременных укреплений противника. Машинами разных типов огнеметные батальоны оснащали не случайно (это было уже сделано на Волховском фронте по опыту предыдущих боев). Для 47-тонного КВ-8 огнемет АТО-41 являлся основным вооружением. Запас огнесмеси размещался в трех баках: на 450 литров на дне танка и два по 120 литров в нише башни - всего 960 литров. Смесь могла быть стандартной - из мазута и керосина или вязкой - специального состава. Запас огнесмеси позволял сделать 92 выстрела. Боекомплект 45-мм пушки составлял 88 артвыстрелов. Также имелось 4 пулемета ДТ, один из которых был зенитным. Штатные средства связи сохранялись. КВ-8 начали производиться на ЧКЗ с апреля 1942 года. Синявинская операция стала их первым массовым "боевым крещением".
В среднем на ТО-34 тот же огнемет АТО-41 являлся дополнительным вооружением, установленным в лобовой части корпуса танка, вместо пулемета ДТ.
Таким образом, устанавливался некий симбиоз: КВ-8 подавляли с помощью огнеметов укрепленные точки врага (ДОТы, ДЗОТы и т. д.) на дистанциях ближнего боя (до 100 м), но в период сближения с противником (от 1,5 км до 100 м) они (КВ-8) нуждались в защите мощных 76,2-мм пушек ТО-34 .
Большая часть техники была задействована в общем наступлении 8-й армии на участке Гонтовая Липка - Вороново.
80 огнеметных танков (из имевшихся 87 машин), введенных в бой на небольшом участке фронта, - это нешуточная мощь! В результате первых же атак советских войск 27 августа германская оборона начала разваливаться, а противник начал общий отвод своих войск с оборонительных рубежей. Однако большое количество наших танков так и не достигло переднего края обороны немцев. Много советских боевых машин застряло в ручье Черный и подорвалось на минных полях.
502 оотб вместе с 265 стрелковой дивизией атаковали в направлении северной окраины Тортолово.
В ночь на 30 августа в районе этого населённого пункта противник оказывал сильное сопротивление и не давал возможности продвигаться нашей пехоте. Тогда 5 танков 502 огнемётного батальона скрытно подошли к немецким окопам и применили огнемёты. Было сожжено 3 блиндажа, 6 домов и до роты солдат и офицеров.
В течение периода проведения Синявской операции бои были очень тяжёлыми. Почти все деревни на территории проведения операции оказались полностью разрушены и сожжены. Большинство из них были стерты с лица земли и навсегда исчезли с карт района и области. Вот неполный перечень этих деревень: Вороново, Лодва, Погостье, Виняголово, Карбусель, Гайтолово, Синявино, Анненское, Арбузове, все эстонские хутора, находившиеся в районе ст. Михайловская, их было более тридцати.

Тяжёлые итоги

Вот как описывал финал Синявинской операции генерал армии К. А. Мерецков: "20 сентября противник перешел в контрнаступление, пытаясь отрезать наши авангардные части (в них находился и 502 ОТБ)… Шесть пехотных дивизий, три горноегерских и части танковой дивизии стали сжимать клещи вокруг нашего авангарда. На земле и в воздухе развернулось ожесточенное сражение… Горели леса и болота, земля застилалась густым едким дымом. За несколько дней этой невероятной по своей силе артиллерийско-минометной и авиационной дуэли весь участок был превращен в изрытое воронками поле, на котором виднелись одни обгорелые пни…"
21 сентября в районе посёлка 1-й Эстонский была предпринята попытка контратаки стрелкового полка, которую поддержал 502 ОТБ. В танк, где находился С.В. Монетов попал снаряд, выпущенный с вражеской стороны...
Наш материал мы начали с донесения о безвозвратных потерях 502 ОТБ. Есть в нём графа о месте захоронения каждого из погибших. Напротив фамилии Монетов она пуста, как и напротив других фамилий этого экипажа. Почему так, становится понятно из предыдущей графы “Когда и по какой причине выбыл”. Там записано: “Сгорел в танке 21.09.42 г. Пос. 1-й Эстонский”.

Послесловие

Земля в районе Синявино (ныне Кировский район Ленинградской области) - это множество обелисков, памятников, братских могил. Мы внимательно посмотрели один из форумов в Интернете, посвящённый как раз захоронениям в этом районе. И почти наверняка пришли к выводу, что останки сержанта Монетова могли быть погребены в братской могиле на месте деревни Гайтолово. Этот адрес нам назвал и внук Сергея Васильевича, названный, кстати, в его честь, Сергей Зырянов, живущий ныне в Умёте.
Есть у погибшего солдата и правнук - Илья Ивашкин. Это он нашёл информацию о прадеде. Пусть она совсем небольшая, но она вернула из небытия ещё одного защитника нашей Родины - сержанта 502 отдельного огнемётного танкового батальона Монетова Сергея Васильевича. Вечная ему слава и память!
Автор:Подготовил Владимир Муленко