Лента новостей
Статья4 июня 2014, 12:17

Закрывается школа - умирает село

Закрывается школа­ - умирает село

Большие проблемы маленьких школ

Малокомплектные школы– это особый мир. Тут по-­домашнему уютно, все, без исключения, знают друг друга, к каждому ученику учителя находят индивидуальный подход. Но проблем в маленьких школах гораздо больше, чем в обычных, и почти во всех «малокомплетках» они одинаковые.
Первомайский филиал Бондарской школы - яркий пример среднестатистической малокомплектной школы, где руководителю и учителям приходится бороться, чтобы школа жила и давала детям полноценные знания.


Что же такое малокомплектная школа?
Главные отличительные признаки – маленькое количество учеников, отсутствие параллельных и некоторых классов вообще, объе­динение начальных классов и увеличение затрат на обучение одного ученика.
Всего в 2013-2014 учебных годах насчитывалось 843 ученика. Самое большое количество было в Бондарской - 494. Оно и понятно, потому что эта школа – основная. Следом за ней следует Пахотный - 137 человек (с учётом детей из других школ), на третьем месте - Нащёкин­ский филиал - 81 ребёнок. 38 учащихся посещали Граждановский, 35 - Кёр­шинский, 21 - Макси­мовский и 11 - Озёрский филиалы. Одинаковое число обучающихся (9) в Первомайской и Шачин­ской школах. Последнюю строчку в этом рейтинге занимает Вердерев­щинский филиал, где в этом году обучалось всего 8 учеников.
Сравнивая эту статистику с цифрами прежних лет получается, что этого количества недостаточно для всех школ. Однако, следуя формуле, школа прекращает своё существование, согласно реформе образования, в том случае, если в каждом классе будет меньше, чем семь человек…

Малокомплектная – не значит слабая
Но, несмотря на все трудности, Первомайская школа добивается успехов. Педагоги повышают свою квалификацию, проявляют неординарные творческие способности, участвуя в таких конкурсах, как «Учитель года», «Народный учитель», нередко занимая призовые места.
Каждая малокомплектная школа, будучи «ущемлённой» по основным учебным дисциплинам, развивает свою уникальную линию: приусадебный участок, крае­ведение... «Берендеи», так называлось Первомайское школьное лесничество, которое славилось на всю область, в его копилке - множество побед и завоеваний. Правда, это лесничество, так сказать, уже успели «передать» в Пахотноугловскую школу.
В данном вопросе - немало нюансов, но государственная политика направлена на сокращение малокомплектных школ или их реструктуризацию - превращение в филиалы базовых школ. Положительный аспект этого процесса - социализация детей из сельской местности, качественное образование, комфортные условия обучения, разнообразные формы получения знаний и разноуровневое предметное обучение. Но так ли всё на самом деле? Зачем, к примеру, Пахотноугловскому филиалу брать под своё «крыло» школьное лесничество, когда он занимается другим направлением. А в пос. Первомайский лес «под рукой»…

Стоит ли экономить на детях?
C нового учебного года остро стоит вопрос о закрытии Первомайского филиала… В первый класс в это учебное заведение в 2014-2015 учебном году собирается пойти только один ребёнок. Мало. Не поспоришь. Но как же слова первых лиц государства которые говорят о том, что если в школе обучается хотя бы один ребёнок, она будет существовать?
Конечно, большинство местных жителей, родителей, да и самих учащихся дружно встают против такого решения чиновников. Дело в том, что по существующему законодательству, ликвидация школы невозможна, если на то нет согласия схода. А согласия пока и не было…
Подливают масла в огонь несколько фактов. Прежде всего, плачевное состояние самого здания. Удостовериться в этом мне пришлось в начале мая, когда шли дожди. Признаюсь, родную школу, где я познавала азы науки целых 7 лет, сразу и не узнала. Нет, я вовсе не имею в виду её ухоженность. Напротив, как и прежде, школа встретила меня уютом, спокойствием, умиротворённостью, тишиной школьных коридоров. Речь о другом. Некогда высокие и чистые, белоснежные стены и потолок в прямом смысле этого слова превратились в дуршлаг. Сердце сжималось от увиденного. Нетронутыми стихией природы остались считанные классные кабинеты, всё остальное, увы, постепенно смывает водой.
Правда, увиденное шокирует не только меня. Некоторые хотят помочь и исправить такое положение дел. Так, директор лесхоза хотел было протянуть руку помощи, выделив стройматериалы для ремонта кровли. И протянул бы эту руку, но... Почему-то кто-то не захотел эту помощь принять. Как утверждают сами жители, такое «ЦУ» было дано откуда-то свыше… Видимо, умирать, так умирать… Зачем вкладывать деньги туда, что уже и так идёт ко дну. Вот так и получается, пока мы будем молчать, пока будем «входить в положение», пока будем говорить «жалко детей» и т. п. - школа медленно, но верно канет в Лету, а здание и всё её содержимое будут разбазарены. В принципе, это для нас не ново – посмотрев вокруг себя, мы не увидим многого из того, что было для нас раньше ценно и значимо. Вспомним Куровщинскую, Митро­польскую школы… Получается, закрывать в нашей стране научились, а вот созидать пока не очень получается.
Так оно или нет, но, администрация школы, как бы она ни хотела, осилить такую ношу уж точно не сможет. Нет ни средств, ни рабочей силы, есть только одно огромное желание. Но, как видно, этого мало.
Да, мы забыли о ещё одном факторе. В районе «сминусуют» в следующем учебном году ещё парочку филиалов - Вердеревщинский и Шачинский. Об этом велись разговоры ещё в прошлом году, но исполнение «временно было приостановлено». Потихоньку это претворяется в жизнь. Подумаешь, одна школа, потом другая, зато будет основная школа и несколько филиалов, куда придётся автобусом за десятки километров доставлять ребят. Но ведь он может сломаться, и как следствие - сорваться воспитательный процесс. Если при закрытии школ дети будут подвозиться на 10 километров и более, они должны будут просыпаться в 7.00, возвращаться домой около 16.00, соответственно - будет подорвано их здоровье. Надо ли это?
Я думаю, не спасёт здесь и суперсовременное оборудование школы. Кто хочет учиться, тот и так учится. Скорее всего, под оптимизацией школ имеется в виду экономия средств из местных бюджетов. Но стоит ли экономить на детях?

Спасём родную…
Примерно по такому же острому сценарию развиваются события и в других сёлах, где закрыли местные школы. А ведь когда-то здесь учились десятки, сотни ребят. Чтобы сохранить школу, жители писали во все инстанции и даже посылали «ходоков» в область.
Вот эти «малокомплетки» пока и оставляют на год-два, так сказать, до выяснения всех обстоятельств. Но даже такая временная «передышка» в борьбе жителей за школу вселяет надежду, что вся эта конфликтная история разрешится, в конце концов, в их пользу…
Думаю, не надо оспаривать тот факт, что категорические решения властей ударяют по святая святых – нашим детям. Родительский инстинкт не нуждается в вожаках. Он срабатывает мгновенно и навсегда. Если МЫ не будем бороться за своих детей, тогда кто?!
Только задумайтесь, ну закроют Первомайскую школу, что дальше-то? Здание опустеет, более того, разрушится, тогда как в ней могли бы учиться дети. Пусть их будет немного, хотя бы начальное звено, но они же есть пока… И, кстати, успеваемость и качество знаний в подобных школах совсем неплохое. А если учесть и тот факт, что в стенах таких заведений ещё и хорошее нравственное воспитание, то остаётся только глубоко вздыхать. А сколько золотых и серебряных медалистов вышли из Первомайской школы в прежние годы, по целевым направлениям от лесхоза в лесные институты поступил не один школьник, возвратясь потом в родной Первомайский дипломированным специалистом. Уверена, что с закрытием школы уйдёт и эта составляющая. А жаль!
Настораживает тот факт, что район снова может лишиться очередного хорошего здания. Может, стоить его сохранить? Выпускники прошлых лет, откликнетесь, думаю, пришло ваше время. Если это в вашей власти, давайте всем миром поможем сохранить школу. Со всеми предложениями обращайтесь к руководству данного учебного заведения. И заранее спасибо всем откликнувшимся!

Послесловие
Безусловно, малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Имеет ли право работать школа, где учится 10 учеников, вопрос дискуссионный и, наверное, вечный. Тут одного мнения никогда не будет. Можно понять и тех, кто за её закрытие. Нецелесообразно содержать целое здание и штат из-за 10 учащихся… Но на практике такие школы работают по всей стране. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет более 65 %. Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревне исчезнет, то исчезнет и сама деревня.
Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где у ребят нет возможности учиться. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потерей национальной самобытности?

P.S. Пока версталась газета, редакции стало известно, что в пос. Первомайский всё же состоялось собрание жителей. Обсуждался вопрос закрытия филиала. Несмотря на множественные протесты, школу руководство района всё-таки решило закрыть. И мнение жителей как раз вовсе не учитывалось. А тот первоклассник, который должен был идти в школу в родном селе в следующем учебном году, теперь будет посещать семейный детский сад или что-то в этом роде, деятельность которого, по мнению жителей, находится под большим вопросом.

Если у вас, дорогие читатели, есть конкретные предложения по «спасению» таких вот образовательных учреждений района, обращайтесь в редакцию газеты. Мы вас непременно выслушаем и, может быть, все вместе (конечно, при помощи руководства района) сможем продлить им жизнь, хотя бы на короткое время.
Автор:Валентина Шишкина бывшая ученица школы