Лента новостей
Статья17 июля 2014, 12:15

Забытый командор

В плеяде русских мореплавателей начала XIX века есть забытое имя организатора и руководителя первого кругосветного плавания 1803-1806 годов Резанова Николая Петровича (1764-1807). Кто же он такой, Колумб морей и океанов? Один из учредителей Российско-Американской торгово-промышленной компании, почётный член Российской Академии наук, писатель, экономист, дипломат, лингвист, путешественник, поэт и начальник канцелярии поэта Гаврилы Державина. Разве этого мало, чтобы не забыть о человеке? Но… забыли. Странно, что Резанова лучше помнят в Америке, а у нас в России о нём зачастую если и вспоминают, то мельком, как бы между прочим. Всё, что о нём написано, это в основном литература дореволюционных изданий. До сих пор пылится в архивах так и не изданный громадный труд врача Генриха Лангсдорфа о кругосветном плавании русских моряков, которое официально возглавлял именно он, Николай Петрович Резанов. В 80-е годы в США отмечался юбилей первого кругосветного путешествия россиян, а также презентация книги, посвящённая Резанову, и адмирал флота Ван Дёрс произнёс перед советской делегацией слова, которые могут казаться забавным парадоксом: «Кто знает, если б не его случайная смерть, то возможно Калифорния была бы сейчас не американской, а русской».


Знакомство с Русской Америкой

Пройдя низовые служебные должности и проявив усердие в службе, в 1791 году Резанов переходит на службу в качестве правителя канцелярии к Гавриилу Романовичу Державину, что открыло ему двери кабинетов и домов самых высокопоставленных вельмож России. В 1794 году Резанов по поручению Зубова отправляется в Иркутск, тогдашнюю столицу Сибири, где знакомится с «Колумбом Российским» - основателем первых русских поселений в Америке - Григорием Ивановичем Шелиховым.
Инспекторская проверка пушной компании Шелихова закончилась тем, что Григорий Иванович сватает за Резанова свою старшую дочь Анну. 24 января 1795 года тридцатилетний Николай Петрович женится на дочери Шелихова Анне, получая таким образом право на участие в семейном бизнесе. Задуманное Г.И. Шелиховым мероприятие - освоение американского побережья Тихого океана, создание русских поселений и в первую очередь на Аляске и Калифорнии - привели в восторг Николая Петровича. С этого момента судьба и жизнь Резанова тесно связана с Русской Америкой.
Вскоре после бракосочетания Шелихов неожиданно умирает в возрасте 47 лет и Николаю Петровичу приходится заниматься делами шелиховской компании и Русской Америкой. Он прекрасно понимает, что освоить территории Русской Америки и присоединить их к России невозможно без единой российской компании со своим военно-торговым флотом. Его кипучая энергия увенчалась успехом: император Павел I, сменивший на российском престоле умершую в 1796 году Екатерину II, подписывает указ о создании на основе компаний Шелихова и других сибирских купцов единой Русско-Американской компании (РАК), главное управление РАК переводится из Иркутска в Петербург, а уполномоченным представителем РАК назначается Резанов. Мечта сбылась, он активно начинает создавать поселения на Аляске, а в Калифорнии строит знаменитый Форт-Росс. Хотя в те времена Калифорния принадлежала испанцам, там было много свободных земель, где и селились русские переселенцы, климат был более благоприятный, нежели на Аляске.

Изыскание короткого пути в Америку

В 1802 году Николай Петрович подаёт на имя теперь уже Александра I докладную записку, в которой сообщает о неудобстве доставки в новые русские поселения провизии, строительных материалов через Сибирь и предлагает доставлять их морем, прямо из Европы в Америку. А чтобы определить самый короткий путь, предлагает организовать экспедицию. С этой целью и организовывалось первое кругосветное плавание, разумеется, не исключая научных исследований. К докладной записке Резанов прикладывает проект создания в Японии посольства, развития торговых отношений с далёким соседом.
Осенью 1802 года император одобряет докладную записку, проявив к ней высочайший интерес, подписывает указ о кругосветном плавании, «изыскания короткого пути в Америку». Резанов Высочайшим повелением назначается посланником в Японию и руководителем первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806 гг.) на шлюпах «Надежда» и «Нева», которыми командовали капитан-лейтенанты Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В указе Александр I писал: «Сии оба, судна - то есть «Нева» и «Надежда», - с офицерами и служителями поручаются начальству Вашему».
Казалось, всё идет, как мечтал Николай Петрович, но судьба преподносит ему удар… в октябре 1802 года умирает жена, оставив ему двух малолетних детей. Резанов был в растерянности. И в этой критической жизненной ситуации Николай Петрович обратился за советом к большому другу семьи Державину. Тот посоветовал готовить экспедицию, продолжать начатое дело и взялся помогать. Видимо, после разговора Державина с царём Александром I он срочно вызвал к себе Резанова по вопросу подготовки к плаванию.
Кроме даров японскому императору, Резанов, думая о жителях Русской Северной Америки, не забыл погрузить на корабли и целую библиотеку, в которой были книги по экономике, «скотский» лечебник и херасковская «Россияда».

«Кругосветка»

27 июня 1803 года Кронштадт и Петербург провожал экспедицию, якоря выбраны, паруса подняты. Проводить «Надежду» и «Неву» в Кронштадт прибыл император Александр I. Кстати, название шлюпам, купленным в Англии, дал царь. Прослезившись, он говорил свите, что желал бы тоже участвовать в кругосветном плавании и горит желанием зреть неведомые края, но государственные дела… Выражение, сказанное царем, «кругосветка» сразу закрепилось во дворе.
Корабли подошли к берегам Бразилии и остановились возле острова Санта-Екатерина, ремонтировались после штормов. Именно здесь стали портиться отношения Резанова с командирами кораблей и офицерами. Существует много свидетельств в литературе об этой ссоре, но нынешние историки напрочь умалчивают её, оберегая бесспорные авторитеты участников экспедиции. Суть же разногласий была такова: Крузенштерн, не имея на то никаких прав, требовал от Резанова полного ему подчинения, а Резанов, имея полномочия посланника и начальника всей экспедиции, не желал подчиняться капитан-лейтенанту.
У Сандвичевых островов корабли расстались: Лисянский увёл свою «Неву» на остров Кадьяк, а Крузенштерн направил «Надежду» в порт Петропавловск-на-Камчатке. Почему не в Японию? Да потому что не хотел подчиняться Резанову. Николай Петрович сразу сошёл на берег и, встретившись с начальником Камчатки, генерал-майором Павлом Ивановичем Кошелевым, рассказал о ссоре, оскорблениях со стороны офицеров и Крузенштерна. Тот сразу «образумил» бунтовщиков, явив перед ними свою грозную силу в виде солдат гарнизона, велел им извиниться перед Резановым и немедленно приступить к выполнению посольской миссии в Японию, согласно указу Александра I.
Распри были преданы забвению. Был конец августа, когда «Надежда» покинула Камчатку и, миновав Курилы, моряки увидели японские берега в бухте Нагасаки, «Надежда» бросила якорь. Шесть месяцев Николай Петрович пытался склонить японскую сторону заключить торговые соглашения, открыть посольство. Японский император наотрез отказался заключать какие-либо договора с Россией и даже вернул подарки, посланные ему Резановым, объясняя тем, что Япония не столь богата, чтобы ответить равноценными дарами.
Николай Петрович за эти шесть месяцев составил русско-японский словарь, который до сего времени считается у лингвистов высоким уровнем, описал обычаи, культуру японцев, природу островной части.
Сильный ветер с Камчатки летел навстречу «Надежде», наконец она бросила якорь на рейде Петропавловска-на-Камчатке, а Резанову предстоял ещё долгий путь - на Аляску и в Калифорнию. С дипломатией было покончено - теперь Резанов выступал в роли комиссара Российско-Американской компании, владения которой широко раскинулись на Американском побережье Тихого океана. Компании завидовали англичане, купцы Бостона, испанцы, которые были конкурентами русских. Всё было так! Резанов на «Марии» прибыл в Новоархангельск и застал его в нелучшую пору, надвигался голод. Николаю Петровичу повезло: с моря на рейд Новоархангельска бросил якорь бостонский корабль «Юнона», в трюмах была провизия, и Резанов не пожалел денег (купец соблазнился на подарки японскому императору), купил весь корабль с провизией. Зиму благополучно пережили.

Любовь и смерть

В конце февраля 1806 г. на «Юноне» поднят Андреевский флаг, выбраны якоря, и корабль с новым экипажем направился в Калифорнию. Плыли целый месяц. Наконец, рано утром прямо по курсу забрезжила бухта Святого Франциска. В этот же день Резанов проследовал в крепость Сан-Франциско, где встретился с её комендантом Хосе дон Аргуэлло, он же губернатор испанской Калифорнии. Говорили о расширении и строительстве новых русских поселений, торговле, коммерции, о европейской политике, Наполеоне. Николай Петрович плохо знал испанский и разговаривал в основном на французском, он всё-таки высказал главное губернатору Калифорнии: «Мы в России хорошо знаем, что Мадрид не желает развивать торговлю с русскими. А разве двор испанского короля, в котором так много красавиц, откажется от наших мехов с Аляски?» Но дон Аргуэлло посоветовал, что лучше договориться с их монахами-францисканцами, они в основном занимаются торговлей… И Резанов договорился, чтобы у жителей Русской Америки было вдоволь провизии и товаров.
Резанов был человеком обязательным, внешне приятным, умеющим говорить и слушать. Не прошло и недели, как он завоевал популярность, вошёл в семью коменданта Сан-Франциско, став в ней своим человеком. Но однажды его жизнь перевернулась: он влюбился в дочь коменданта - прекрасную черноокую испанку Марию Кончиту Аргуэлло, которой исполнилось шестнадцать лет. Состоялась помолвка, Резанов стал в Калифорнии почти всесильным человеком, рос и благоустраивался при нём Форт-Росс, цитадель русских поселенцев, он стал обителью русского духа. Россия вольно и невольно смыкала свои границы с испанскими рубежами в Америке.
Резанов отправился в Петербург, чтобы сделать личный доклад царю. Была весна 1807 года, и, подъезжая к Красноярску, Резанов пересел на лошадь. Где-то лошадь оступилась, он вылетел из седла и разбился о камни. Резанова привезли в Красноярск, где он умер в ясный, солнечный день в полном сознании. А Кончита донья Мария Аргуэлло ждала его сорок лет, не веря, что он умер. Она удалилась в монастырь. Год её смерти остался для потомков неизвестен.

P.S. Я приглашаю читателя в Калифорнию 1847 года, когда военные бриги США увозили на Сахалин русских поселенцев, а гордый Форт-Росс был продан американским правительством немецкому предпринимателю вместе с окружающей землёй. Русских лишили земли и предложили работать на немца. В 1850 году был образован штат Калифорния. Русские поселения просуществовали до 1881 года, но это уже были жалкие остатки от той могучей колонии русских в Америке. Как пишет историк А. Сгибнев, вместе с русскими на Сахалин переселились индейцы и алеуты: в те годы американское правительство (1830-1850) вело геноцид коренного населения (уничтожались в основном индейские племена), предоставляя возможность британским колонистам устраивать поселение.

Автор:Александр ЧУГАЕВ