Лента новостей
Статья29 ноября 2011, 14:50

Забота, ласка и требовательность

Еще только ожидая ребенка, матери и отцы мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь честным, жизнерадостным, доброжелательным, трудолюбивым человеком.

Именно в дошкольном возрасте закладываются в ребенке прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие дошкольников мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и взрослыми выражено слабо. Отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей. Следует помнить, что положительные состояния ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность - благотворно сказываются на жизнедеятельности организма в целом. Состояние же уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний ведут к нежелательным результатам.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности в установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.
Поспешите выразить ему одобрение, если видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить. Искренне разделите радость ребенка, которому удалось то, что раньше не получалось (никак не складывалась из кубиков высокая башня!). Поощряйте старания детей, выражайте уверенность в том, что они справятся с поручением, которые им дают. Особенно важно поддержать робкого ребенка. Есть дети, которые легкомысленно за все берутся и при этом хвастливо заявляют, что они все умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца. Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться.
Не скупитесь на ласку, это вовсе не означает отсутствие требовательности. Взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берется малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше им не повторится... Доверие взрослых придает ребенку уверенность в своих силах, вызывает желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.
ОЧень важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям. Иногда те бывают назойливы: задают вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда вы заняты... Но не отмахивайтесь от ребенка. Например, отец может сказать: "Ты пока поиграй, а как только я освобожусь, мы с тобой поговорим. Я буду помнить, о чем ты меня спрашиваешь". Пяти- , семилетнего ребенка вполне удовлетворяет такой ответ: ведь отец всегда держит свое слово!
Важно, чтобы взрослые с готовностью учили ребенка тому, что он еще не умеет. Здесь надо запастись терпением. Заинтересованность взрослых успехами малыша укрепляет его веру и свои силы.
Автор:Ирина Орлова