Лента новостей
Статья14 мая 2012, 15:51

За все, чем жили мы вчера...

К построенному в период колхозно-совхозного расцвета 70-х годов дому ветерана труда Валентины Ефимовны Самойловой мы с километр пробивались по превращенной апрельским паводком в небольшую, труднопроходимую речку улице старинного села Бахарево.
C каждым шагом, с каждым движением, словно раскисшая, «жирная» хлябь чернозема, нас все более захватывала в свои объятия история, которая, казалось, устроила здесь, на живописном, удаленном от цивилизации берегу Цны, затянувшийся привал…

«Ударником» по крестьянству
В стихии разномастных домов, овинов, мельниц, колодцев, плетней, мостков, цветущих садов, ухоженных огородов, именуемой «село Бахарево», в 1936 году появилась на свет наша героиня Валечка Комбарова. Появилась во времена для крестьян, прямо скажем, не самые хорошие, но и не лихие.
Шестой год уже как местные мужики и бабы вкушали «прелести» колхозного строительства, на благо которого отдали «в общий котел» практически все нажитое, получив взамен, как, намекая на «палочки» трудодней, горько шутили острословы, только хворосту вязанку: ни печку ею истопить, как следует, ни двор огородить…
Семья Ефима и Марфы Комбаровых до коллективизации в бедняках не ходила. Незаможных хозяйств вообще в Бахарево было мало. Устроив свой быт рядышком с Астраханским трактом, сельчане научились извлекать выгоду даже из своего административно-географического положения.
Особенно село славилось изделиями из овечьей шерсти. Практически в каждом овине блеяли кудрявые постоялицы, на всю зиму нагружавшие прядильно-вязальной работой женскую часть населения.
В новоиспеченный колхоз «Ударник», повздыхав, Комбаровы свели корову, несколько лошадей, отару овец и прочую гужевую и землепашескую наличность. Коллективная жизнь, на разгоне которой родилась Валя, в общем-то, была веселой, но уж больно «обрезала крылья» исконной предприимчивости, одинаково подтягивая живот и расторопным и ленивым.
Девочка стала первой и последней помощницей матери, рожавшей, как и все бабы той поры, много, но… не всем малышам Бог давал укорениться на белом свете. Из восьми новорожденных в семье Комбаровых выжили лишь четверо.
Через девять лет после первенца Василия, в 1932 году, семью пополнил Владимир, а через четыре зимы и лета после Вали - последыш Виктор, чьим годом рождения стал роковой сорок первый.
Лица отца не помню!..
В тревожно-суматошные дни июня 41-го чаще обычного на селе играли гармошки, потертыми мехами своими «трубя» поход мобилизованным мужикам. Женский плач мешался с заливистыми песнями, со звоном стаканов, пьяно-бравурными речами, в которых, как и положено, обещали, разбив врага на его территории, к осени вернуться домой.
Поутру же, когда хмель проходил, выходили вчерашние пахари, скотники да плотники за калитку и с почти звериной тоской жадно смотрели на знакомый с детства пейзаж: на голубоватый сатин прожаренного неба, на безучастно журчащую за огородами Цну, на дом свой, в котором каждый гвоздик знаком, потому как заколочен собственными руками…
- До слез обидно, - вспоминает Валентина Ефимовна, - но лица отца я не помню. Помню лишь, как везли его с другими колхозниками на телеге по селу, на окраине которого ждала их полуторка. Брат Володя (9 лет ему уже исполнилось) долго, пока хватало сил, бежал за машиной. Бежал и подтягивал спадающие штаны. Бежал и подтягивал…»
Ефим Комбаров не вернулся домой, к своей Марфе и четверым ребятишкам. Единственная дочь его считает, что погиб в одном из боев предпоследнего огненного года - 1944-го.
Вероятно, это так, но мы, решив проверить возможности поискового сайта «Мемориал», не нашли солдата Ефима Алексеевича Комбарова в списках погибших и пропавших без вести ни 1944-го, ни других годов Великой Отечественной.
Зато там, в списке безвозвратных потерь рядового и сержантского состава по Ленинскому РВК г. Караганда, значился Камбаров (типичная вольность написания фамилий тех лет) Ефим Алексеевич 1900 года рождения (все совпадает!) - рядовой, стрелок, призванный Семигорским РВК Тамбовской области в 1941 году.
В графе «родственники» указан отец Камбаров Алексей Герасимович, а графе «место жительства» Тамбовская область, с. Бахево (скорее всего, буквы «а» и «р» выпали по небрежности или название села было написано неразборчиво).
Как указано в документе, писем от солдата родственники не получали. А дальше карандашом выведено страшное: «Возможно учесть, как пропавшего без вести в июне 1942 года».
Отца ли нашей героини занесла военная судьба в далекую Караганду, или это лишь одно из множества совпадений? Разобраться в этом сегодня, спустя семь десятилетий непросто.
Василий сын Ефимов
На почтальона тогда смотрели с надеждой и ужасом, как на волшебника, способного по настроению вознести до небес или уничтожить. Но чудеса в пору многотысячных военных потерь происходили редко…
После того, как война забрала не только мужа, но и старшего сына Василия, не выдержав муторности ночей, как-то вечером пошла Марфа к местной провидице, слепенькой Кате, с главным вопросом: «Что будет, к чему готовиться?» Пошла с полуторагодовалым Витькой на руках.
Ответ ошпарил, будто кипяток: «Ждут тебя, Марфа, две похоронки!» Словно контуженная, вернулась женщина домой, сдерживая рвущийся крик, погладила спящих ребят и с отчаяния ткнулась лицом в подушку. На селе все знали, что Слепенькая Катя никогда не ошибается…
Не ошиблась она и на этот раз. Похоронку на Василия в дом Комбаровых принесли осенью 1943 года.
Все эти годы Валентина Ефимовна поминала брата как летчика, не вернувшегося с боевого задания. По ее словам, даже письмо пришло тогда от его девушки с подробностями гибели. Однако архивы Министерства Обороны, сосредоточенные на сайте «подвигнарода. ру», приоткрыли нам фронтовую судьбу Василия, отличную от семейного предания.
Как оказалось, с Василием Комбаровым произошла та же история, что и с его отцом. В наградном листе писарь произвольно исправил «о» на «а». Однако, указанные там данные однозначно говорят о том, что 14 августа 1943 года к ордену Красной Звезды был представлен именно брат Валентины, лейтенант Василий Ефимович Комбаров - вовсе не летчик, как считалось, а командир взвода управления 2-й батареи 660-го артиллерийского полка 220-й стрелковой дивизии, удостоенный награды приказом по дивизии №039/н от 23 августа 1943 года.
Вот что рассказал наградной документ о последнем месяце жизни лейтенанта Комбарова: «Тов. Камбаров в наступательных боях показал образцы высокой храбрости и мужества. Следуя в пехотных боевых порядках, поддерживая тесную связь с командиром роты, тов. Комбаров (так в тексте, то «а», то «о») быстро обнаруживал огневые средства противника, мешавшие продвижению нашей пехоты, и огнем батареи уничтожал их, давая возможность преодолеть укрепления противника. В бою за рощу 9 августа 1943 года тов. Комбаров обнаружил 2 ДЗОТа, 4 пулеметные точки и 3 замаскированных в засаде танка противника. Об обнаруженном доложил командиру роты, который принял меры к сохранению стрелков, вызвал огонь батареи, уничтожил 2 пулемета и подавил огонь ДЗОТа. Танки, не выдержав сосредоточенного огня, отошли и пехота без потерь продвигалась вперед, заняв рощу.
10 августа 1943 года тов. Комбаров участвовал при отражении 2-х контратак, где из личного оружия уничтожил 4 солдата противника. На всем протяжении наступательных боев, смело идя вперед, тов. Комбаров выявляет огневые средства противника и огнем батареи уничтожает или подавляет их».
Провоевал после этого орденоносец из Бахарево недолго. В списке безвозвратных потерь названной части от сентября 1943-го нашли мы уже знакомую по наградной реляции фамилию.
К сожалению, ошибки быть не может. В документе указаны не только дата и место призыва - с. Бахарево, но и место жительства, фамилия, имя-отчество матери, Марфы Тимофеевны.
Из него следует, что принимающий участие в боевых действиях с декабря 42-го командир огневого взвода 660-го артполка Василий Ефимович Комбаров был убит в бою 11 сентября 1943 года и похоронен в 300 метрах восточнее д. Мо… (дальше неразборчиво, то ли Могуямники, то ли Мочумники - можно выяснить по карте) Сафоновского района Смоленской области. На древней русской земле, повидавшей за века множество битв и принявшей тела тысяч доблестных защитников Отечества.
Мирное послесловие
Практически ничего не зная о судьбе старшего брата, Валя Комбарова, сменившая в 1958 году, после замужества, фамилию на Самойлову, так же, как и Василий, совершила подвиг, только не ратный, а трудовой. И так же, как он, была удостоена государственной награды - ордена Трудового Красного Знамени.
Всю жизнь проработала Валентина Ефимовна в родном селе - в колхозе «Заветы Ленина». Сначала трудилась вместе с матерью в полеводстве. Затем, когда в Бахарево поднялись корпуса ферм, стала свинаркой. Да не просто свинаркой, а передовиком, чьим примером вдохновляло партийное руководство на выполнение и перевыполнение пятилетних заданий.
Депутат сельского Совета народных депутатов нескольких созывов, обладательница звания «Мастер животноводства», внушительного набора знаков и грамот, мама дочки Нади, бабушка двух внучек и прабабушка четырех правнуков и правнучек Валентина Самойлова ушла на заслуженный отдых лишь в 1992 году, имея подтвержденного стажа сорок с лишним годков. А это значит, что славная рабочая ее биография началась практически сразу после окончания детства, в 13 лет.
Да и было ли оно, это детство, в современно-комфортном его понимании у мальчишек и девчонок 40-х годов, главным и очень жестоким воспитателем которых стала великая разлучница и злодейка - война.
Автор:Владимир Поветкин