Лента новостей
Статья25 июля 2012, 10:57

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны

Сегодня о Великой Отечественной войне много говорят и пишут. Однако тем ценнее по крупицам собранные воспоминания,
дневниковые записи, фотографии…В редакцию «Города на Цне» пришло письмо от жителя Тамбова Чугаева А.А., в котором он просит на страницах издания рассказать о своем отце, которому пришлось пережить военное лихолетье.


Дорогой жизни

Мой отец Чугаев Алексей Иванович родился в 1911 году в Пензенской области, Барановский район, с. Андреевка. Окончил четыре класса сельской школы, и в четырнадцать лет пошёл работать на лесопилку в селе Барановка, принимал участие в организации коммуны «Красный зоотехник» (позднее с 1927 г. - колхоз), работал на общественных работах при Андреевском сельсовете. В 1927 уехал в город Астрахань, где устроился на работу учеником кузнеца в судоремонтном заводе. Проработав на заводе полтора года, получил специальность кузнеца, затем перевёлся матросом на нефтеналивной танкер-пароход и до 1932 года работал в астраханском пароходстве. Без отрыва от производства окончил курсы механиков дизель-паровых машин, а также штурмана на проводке судов.

Приехав в отпуск в «деревню» (здесь сломали церковь в 1927 году и стали называть деревней) в 1932 году, в июле, органами НКВД насильственно бы оставлен в колхозе «Красный зоотехник» убирать и молотить зерно паровой машиной (это была единственная техника в колхозе). А в начале 1933 года по решению Барановского сельхозуправления был направлен на учёбу в «Моршанскую тракторно-механическую школу системы НКЗ СССР». Производственную практику проходил в совхозе «Моршанский», но голод 1933 года привел к возвращению на Родину в село Андреевка (колхоз развалился), и отец остался работать в совхозе трактористом-комбайнёром, где трудился более 45 лет. Отец хорошо знал технику и, пожалуй, в округе по уровню знаний (теории и практике и машиноведения) ему не было равных - например, выполнять кузнечную сварку. С соседних колхозов ему везли детали для сварки.

Так рождается тяга к чтению

Однако он не ограничивался знанием техники, много читал классику, любил историю, его стараниями была собрана небольшая библиотека, более ста книг: Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, М.М. Пришвин, М.Ю. Лермонтов, К.Г. Паустовский, Г.Н. Троепольский, книги о войне. Примечательно, что я в 12-13 лет прочитал «Войну и мир», «Казаки», «Хаджи-Мурат» Л.Толстого и как сведущий специалист о чём-то спорил с луговчанами-стариками. Начитанность помогала мне неплохо учиться в школе. Луговчане любили читать книги и всегда их брали у нас, аккуратно возвращая. Учёта книгам никто не вёл, но к лету книжная полка собиралась полностью, а зимой - пустовала.

При графе Воронцове в деревне была библиотека, заведовал ею учитель. После революции книги увезли в Моршанск, библиотеку закрыли - вероятно, тяга к чтению у луговчан сохранилась с того времени. В 1940 году отец окончил курсы шофёров при Моршанской школе механизации. За хорошую работу отца не раз награждали премиями, направляли по путевке в Москву на сельхозвыставки. Жизнь налаживалась, обустраивалась.

Завтра была война…

22 июня 1941 года в жизни отца и всего советского народа произошёл перелом - волна жирной бороздой разделила жизнь на две части: до войны и после войны. Весть о начале войны застала отца работающим в поле - приехавший к ним бригадир тракторной бригады и сообщил о начале войны. Имея бронь тракториста, он мог ждать призыва, но как высокосознательный гражданин и передовик производства 23 июня подал заявление об отправке на фронт. Просьба была удовлетворена: вечером 24 июня отец с проходящим воинским эшелоном убыл с направлением от военкомата в Рязанские сборные лагеря М.В.О.

Но судьба распорядилась иначе: вместо фронта его направили обучаться миномётному делу. И только после окончания курса, присвоив звание сержанта-миномётчика, с маршевым батальоном первого сентября 1941 года он был отправлен на Западный фронт в район города Тулы. Принимал участие в обороне города в составе маршевого батальона, затем переведён в 4-ю танковую бригаду (ком. М.Е. Катуков) механиком-водителем. Однако в середине ноября бригада была выведена на переформирование, и приданное ей пополнение переведено в Московский военный округ для формирования резервов.

В конце ноября отобранные офицеры и сержанты убыли в Сибирь для формирования 315-й стрелковой дивизии. Формирование дивизии происходило до первого апреля 1942 года. Когда представитель Ставки по формированию резервов К.Е. Ворошилов принял дивизию, согласно приказу от НКО от пятого апреля дивизия была направлена в состав Юго-Западного фронта (ком. Маршал Тимошенко). Первого мая новый приказ - дивизия передаётся в резерв С.В.К. (И. В. Сталин) и место сосредоточения - г. Камышин.

В боях у Котлубани

20 июля 1942 года дивизию передают в состав вновь созданного Сталинградского фронта, а 19 августа 1942 г., совершив марш в 130 км, подразделения дивизии заняли оборону в районе станции Котлубань (северная оконечность Сталинградского фронта). 23 августа первый тяжёлый бой 1328 полка дивизии, и затем два месяца изнурительных боёв.
За этот период потери дивизии огромны: по справке штаба дивизии от 17.09.42 г., численность дивизии 10500 чел. на 1.08.42, а через два месяца - 2750 чел. Полная потеря, мат. Части дивизии, справка по 1328 полку, численность на 1.08.42 - 2500 чел., а на 17.09.42 - 365 чел. Потери сами за себя говорят о накале боёв.

Отец как-то говорил, что если есть ад на земле, то он был в районе станции Котлубань. Дивизия выстояла в этих боях, ни на один метр не отошла. 12 сентября отца назначили командовать взводом. 10 октября при штурме высоты 106.7 (проводилась Орловская наступательная операция) в бою тяжело ранен и двое суток пролежал в авиаворонке. Тогда полностью погиб первый батальон - одно из лучших подразделений 1328 полка. Но успешная ночная атака разведроты по захвату высоты спасла отцу жизнь.

Госпиталь

Воевать больше не пришлось, с октября по март лечился в госпитале г. Камышина. Отец очень сожалел, что не смог по ранению добить врага в Сталинграде, выстояв в начальном периоде обороны города: жалко, дивизия наступала, била немца и их друзей, а сержант, комвзвода, лежал на больничной койке, получал письма из полка и радовался его успехам.
При прибытии в госпиталь отцу сразу сделали операцию по удалению осколков из ног. И когда санитар раздевал отца, снимал гимнастёрку, из нагрудного кармана выпала пластинка - медальон с надписью фамилии, откуда родом и вместе с ней выпал осколок. Пластика сохранила отцу жизнь - случайность это или судьба?
Перенеся десяток операций, хирурги так и не удалили осколки от разрывных пуль, отец носил их в своём теле до конца жизни.

Домой!

В мае 1943-го года вернулся отец с фронта, выполнив присягу до конца, а на второй день за ним пришёл управляющий отделением с просьбой выйти на работу: трактора поломаны, трудиться некому, в отделении одни женщины, старики да дети-подростки. Каково с перебитыми ногами, на костылях, работать на тракторе? Назначил директор совхоза отца бригадиром тракторной бригады. Надо было жить дальше, содержать семью. Уму непостижимо, как всё это выдержал отец? А ответ простой: он был честным и порядочным, не отделял судьбу родины от своей - говорил, что она у нас одна и другой нет.
Воспитание в семье сводилось в концепцию «Сталинградской педагогики»: не дай бог своим детским озорством опозорить отца-сталинградца, вели себя достойно. Судьба была щедра к моему отцу, она протащила его через Московскую и Сталинградскую битвы, через множество боёв, страданий, он был свидетелем героической обороны города на Волге, видел гибель боевых друзей… Война, изувечив плоть осколками и пулями, оставила отцу жизнь, но была беспощадной к нему, да и к кому в то суровое военное лихолетье она была доброй.


***

Шло время, удаляя годы войны, но память постоянно возвращала отца к военным событиям. Говорил, что иногда закроет глаза и видит десятки пикировщиков над позициями полка, от взрывов бомб и снарядов дыбится земля, воздух наполнен свистом пуль и осколков, под ногами трясётся земля. Картины виденного и пережитого заставляют сжиматься сердце, и выступает холодный пот. Память - властная сила, ей не прикажешь и не откажешь.
У нас в семье два военных праздника: День Победы и Второе февраля - день окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. День Победы отец встретил, работая в поле, как и начало войны, - это символично. Светлая память о воине-сталинградце бережно сохраняется в нашей семье. Отец подарил нам Сталинград, и память о подвиге будет сопровождать будущие поколения нашей семьи.

Автор:А. А. Чугаев