Лента новостей
Статья16 апреля 2014, 15:13

Я бы в слесари пошёл, пусть меня научат…

Когда-то сосновское ПТУ было кузницей рабочих кадров для всего района. Подростки, у которых руки откуда надо растут, учились здесь на электриков, трактористов, штукатуров-маляров. После окончания они были востребованы на предприятиях и в хозяйствах.
Рабочие кадры в дефиците

Но пришли другие времена, когда стало модно независимо от того, есть ли способности к наукам или нет, заполучить диплом о высшем образовании. В иных случаях неважно, какой, лишь бы корочки. И вот уже целое десятилетие поступают после школы учиться на юриста или экономиста. В последние годы рынок труда этими специалистами перенасыщен. И устроиться по специальности всё сложнее. А квалифицированных рабочих кадров - раз два и обчёлся. Между тем в последние годы в области возникают крупные сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия, и вопрос подготовки для них кадров стоит всё острее. Сегодня вопрос среднего профессионального образования один из ведущих для управления образования области. Снова вспомнили о сосновском ПТУ, которое в последние годы прозябало в забвении. Теперь оно называется филиалом моршанского многоотраслевого техникума. В прошлом году он переселился с улицы Мичурина на улицу Лесную, и занимает теперь добрую половину большого здания бывшего сосновского интерната.
Выбором учебного заведения довольны

Я беседую с директором Алевтиной Коваль и завучем Ольгой Мержоевой. Спрашиваю, что изменилось для обучающихся в связи с этим новосельем. Ольга Андреевна больше двух десятилетий работала в старых стенах. Ей есть с чем сравнить. Если раньше это были только производственные классы, то сегодня сосновский филиал техникума живет полной студенческой жизнью. Одновременно с дипломом о приобретенной профессии подростки получают аттестат о среднем образовании. А раньше общее образование для пэтэушников заканчивалось вместе с 9-м школьным классом. Есть классные комнаты, есть отдельные производственные классы, общежитие, столовая, бытовка, большой спортивный и тренажёрный залы, библиотека. И всё это буквально с иголочки, после недавно проведённого ремонта дышит свежестью и чистотой. На что из областного бюджета выделялось полтора миллиона рублей.

Алевтина Коваль имела до этого опыт хозяйственника, когда возглавляла Верхнеярославскую школу. С присущей ей ответственностью и щепетильностью, засучив рукава, она принялась налаживать и студенческий быт. И сегодня то, что было здесь раньше и что теперь, как говорится, две большие разницы. Мы попадаем в жилую зону, где в светлых комнатах живут ребята по три пять человек в каждой. Есть общая комната отдыха с большим плазменным телевизором и мягкой мебелью. В бытовке можно перекусить, что-то приготовить собственными руками. Для этого были приобретены плиты, большие холодильники, новая кухонная мебель. Обновлённый санузел, душевые. Здесь живут подростки из разных сёл района, половина обучающихся из Сосновки.

Андрей Молчанов, Андрей Перфилов, Дима Кочетов из Отъясс. Они учатся в Сосновском филиале многоотраслевого техникума на автомеханика и одновременно получат бесплатно водительские права. Выбором учебного заведения довольны. Профессия нужная и с проживанием очень удобно.
- Зачем в Тамбов родительские деньги катать, платить за съёмную квартиру,- говорит Андрей Молчанов, - там училища без общежитий. А тут и обед из трёх блюд бесплатный.

После окончания учёбы им как раз срок идти в армию, и они пойдут туда уже с профессией. Кстати, руководство техникума намерено сегодня заключить договор с районным военкоматом для подготовки ребят для работы и на военных машинах. И преподаватель для этого есть – Юрий Архипов, и военную технику для занятий имеется возможность получить.
Проблемы производственной практики

Планов у руководства вообще много, сейчас техникум в основном мужской. Юноши получают профессии электромонтёра третьего разряда, по электрооборудованию сельскохозяйственного производства, слесарей по ремонту автомобилей, операторов заправочных станций. Эмансипация давно смешала женские и мужские профессии. Однако число охотниц противоположного пола на такие специальности весьма ограниченно. Всё-таки не женские это дела. Но надо чтобы и у девушек была возможность обучаться профессии рядом с домом.
- Хотим уже в этот году организовать на своей базе обучение на повара, - говорит Алевтина Коваль. - Ведь единственное в Тамбове училище, которое их готовит, переполнено, а желающих стать профессиональными кулинарами сегодня много.

А ещё у них задумка восстановить бывшие интернатские большую и малую теплицы, которые могли бы стать отправной точкой для создания материальной базы для подготовки специалистов по ландшафтному дизайну. Тоже популярная современная профессия. Сегодня руководители района и посёлка активно берутся за его благоустройство, и возможно, в скором времени мастера садово-паркового и ландшафтного строительства потребуются и в Сосновке.

В конце прошлого года в районной администрации прошла конференция на тему подготовки квалифицированных кадров для АПК, в которой участвовали руководители района, сельскохозяйственных предприятий, представители Мичуринского аграрного университета, Моршанского техникума и его Сосновского филиала. Одним из инициаторов конференции был глава района Вячеслав Семикин. Сам в недавнем прошлом руководитель крупного аграрного предприятия, он не понаслышке знает, какая острая нужда у них в квалифицированных рабочих кадрах. На современных животноводческих фермах сегодня все процессы механизированы, на поля пришла новейшая техника, чтобы управлять ей и даже просто установить и подключить доильный аппарат, необходимо владение информационными технологиями. И таких специалистов готовит сегодня сосновское профессиональное учебное заведение. Но по-прежнему проблемным остаётся вопрос производственной практики обучающихся. В хозяйствах неопытных ребят не допускают до импортных машин, используют всё больше на подхвате, а так профессию не освоишь. Работодателей можно понять: техника дорогостоящая, а своей такой у сосновского техникума пока нет. Где же выход?
- Мы предлагаем , - говорит Алевтина Владимировна заключать договор с хозяйствами, в котором было бы прописано, что три-пять учеников закрепляются за наставником, который бы отвечал за них, учил и позволял садиться за машину. Надеемся и себе заполучить когда-нибудь современную технику.

А вот с общеобразовательным обучением проблем нет. Учителя базовой школы №2 выезжают проводить уроки на место. Но производственные мастерские пока остались по-прежнему адресу. Для их перевода требуется ремонт дополнительных площадей и новые средства, которые должны прийти из областного бюджета. Речь сегодня идёт уже о создании в области нескольких кластеров по разным направлениям – промышленность, сельское хозяйство и так далее. Заказ на подготовку кадров будет формироваться под потребности экономики региона. Возможно, и сосновский филиал сольётся с моршанскими строительным и текстильным техникумами. И задача производственных мастеров готовить настоящих профессионалов, мастеров золотые руки.

О тех, кто их выводит в люди

Кстати, у нас мастера производственного обучения, профессионалы своего дела и хорошие педагоги, знающие психологию подростков – Юрий Перевезенцев, Юрий Архипов, Александр Гурылёв, Лев Попов. Лев Николаевич более 30 лет обучает ребят профессии, готовит к жизни. Когда-то дипломированный инженер- электрик не думал, что будет «возиться с детьми». Но бывший директор ПТУ 17 пригласил его поработать, и у Попова обнаружились недюженые педагогические способности. Он воспитал уже не одно поколение сосновских мальчишек, многие родители с благодарностью относятся к нему, мастеру и человеку, который не только их сыновьям профессию в руки дал, но и мозги порой хорошо поправлял. А сегодня эти бывшие подростки уже приводят к нему своих детей. В феврале состоялся очередной выпуск – 105 подростков получили рабочую специальность.

Профессиональное образование в развитии

Тамбовская область стала победителем конкурсного отбора на лучшую программу развития профобразования. По решению Правительства РФ, регион получит на реализацию проекта около 15 млн. рублей. Средства будут направлены на организацию подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Работа будет проводиться по четырём основным направлениям. В их числе - обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. В области система начального и среднего профобразования развивается очень активно - работают 22 учреждения, в которых учатся около 15 тысяч человек. Молодые люди получают знания высокого уровня по самым разным специальностям, и потому выпускники колледжей и техникумов востребованы как на предприятиях региона, так и за его пределами. На Тамбовщине и дальше будет уделяться самое пристальное внимание профессиональному образованию. Область активно развивается, новые производства требуют квалифицированных специалистов, и система профобразования ориентируется на запросы предприятий.
Автор:Вера Попова