Сегодня

Среда, 17 октября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Вызывающее поведение - сигнал о помощи

Номер газеты: 
71
Дата публикации: 
09.11.2011

   Недавно при финансовой поддержке детского фонда «Виктория» прошло очередное занятие в школе замещающих родителей на тему: «Трудности поведения. Вопросы дисциплины». Понимание родителями причин трудного поведения детей важно не только в замещающих семьях. Далеко не все информированы о способах преодоления трудностей в поведении детей, далеко не в каждой семье пользуются допустимыми методами поддержания дисциплины. Так что полезно будет познакомиться с содержанием разговора на семинаре многим родителям, да и бабушкам, и дедушкам.

Докопаться до истоков проблемы

   Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели. Если ребёнок ведёт себя «плохо» - значит, он пытается сообщить вам что-то важное. Возможно, он просит о помощи. Прежде чем принимать меры, постарайтесь понять причины трудного поведения ребёнка. Иногда причины кроются в прошлом негативном опыте ребёнка. Это может быть отсутствие других, «хороших» моделей поведения. В этом случае просто наберитесь терпения и объясняйте ребёнку, какое поведение вы ожидаете. Подавайте ему пример. Поощряйте поведение, которое считаете правильным. Иногда требуется время, чтобы избавиться от старых привычек.
   Возможно, своим поведением ребёнок пытается рассказать вам, что происходило с ним до того, как он оказался у вас. Если это так - это означает, что ребёнок начал вам доверять. Выслушайте ребёнка, посочувствуйте ему, позвольте рассказать о своих переживаниях. Если прошлый опыт ребёнка был очень травмирующим, то может понадобиться помощь специалистов.
   Иногда причины связаны с текущей ситуацией. Трудное поведение появляется, когда ребёнок испытывает стресс, напряжение, утомление, когда к нему предъявляются слишком высокие или жёсткие требования. Также причинами могут быть недостаток эмоционального тепла и внимания со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений, конфликты в семье, насилие. Во всех этих случаях нужно изменять ситуацию. Иногда взрослым нужно изменять своё поведение или взгляды. Трудности в поведении являются закономерным и ожидаемым этапом адаптации ребёнка в приёмной семье. Однако, если трудности длятся на протяжении нескольких месяцев или появляются после периода долгого проживания ребёнка в семье, то с большой вероятностью это связано с особенностями текущей ситуации и сложившимися отношениями в приёмной семье.
   Надо помнить о том, что сам ребёнок не всегда может понять, что с ним происходит, и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребёнка - задача взрослых.
   Следует помнить также и о том, что взрослым тоже иногда нужна помощь и поддержка. Мы тоже можем уставать, испытывать напряжение и стресс. Иногда нам трудно встать на позицию сопереживания ребёнку, потому что его поведение вызывает у нас гнев, обиду, тревогу, недоумение, страх, растерянность и т.д. Обращайтесь за помощью, если чувствуете, что не справляетесь сами. На нашем занятии замещающие родители учатся правильно вести себя с детьми, если они проявляют истерики, агрессивное поведение, воровство и т. д.

Всегда сохраняйте спокойствие

   Истерики - это ответ ребёнка на трудности, с которыми он сталкивается, в частности, на запреты, ограничения, неудачи, невозможность получить что-то прямо сейчас и прочее. В основе истерики лежит гнев, который появляется в ответ на запреты и ограничения. Реагируя сильным протестом, ребёнок пытается получить то, что он хочет. Дети, которые воспитывались в детском доме и затем оказались в семье, также часто прибегают к истерикам в ответ на новые правила, ограничения и запреты (с которыми они не сталкивались в детском доме). С истериками помогают справиться такие действия взрослых:
       - отразите чувства ребёнка, можете связать их с ситуацией: «Ты рассердился, потому что я не даю тебе конфету»;
       - опишите действия ребёнка, не оценивая и не объясняя их: «Ты громко пла-чешь»;
       - старайтесь сохранять спокойствие, даже если ребёнок сильно возбуждён;
    -маленького ребёнка, если он перевозбуждён, можно взять на руки и крепко обнять, ограничив таким образом его движения; в это время продолжайте отражать чувства ребёнка;
    - когда истерика носит ярко выраженный демонстративный характер, может помочь тактика «сознательного игнорирования»: отойдите на несколько шагов от ребёнка и не реагируйте никак на его поведение, или уйдите в другую комнату; делая это, вы должны сначала убедиться в безопасности ребёнка (маленькие дети иногда настолько не контролируют себя во время истерик, что могут нанести себе травму); однако не злоупотребляйте этим приёмом, поскольку подобное поведение взрослого может быть сигналом ребёнку о том, что вам безразличны его чувства;
не эффективно объяснять что-либо, «читать нотации» или наказывать ре-бёнка, который находится в состоянии истерики;
      - когда ребёнок успокоился, с ним можно обсудить существующее правило: «сначала надо съесть второе, и только потом я дам тебе конфету», «ты мо-жешь выбрать только одну игрушку в этом магазине», «мы с тобой договаривались, что уйдём с площадки в три»;
     - помните, что неуверенная позиция взрослого, непоследовательность и не-согласованные действия разных членов семьи, стремление в ответ на истерику предоставить ребёнку всё, что он хочет, провоцируют дальнейшие истерики ребёнка.

Погасите агрессию любовью и заботой

    Причин агрессивного поведения ребёнка существует много. Наиболее рас-пространёнными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребёнка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребёнок жил в среде, где насилие считалось нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита. В зависимости от причин могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребёнка.
   Если агрессивное поведение ребёнка - последствие пережитой травмы, то нужно помочь ребёнку справиться с трудными переживаниями. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости, и т.д.; позвольте вы-ражать свои чувства безопасным для других людей способом. Если чувствуете, что не справляетесь сами - обращайтесь за профессиональной помощью.
   Научите ребёнка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте тверды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребёнку во всём этом.
Уделяйте ребёнку достаточно внимания, теплоты, заботы, любви; убедитесь, что ребёнок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным. Проводите с ним время, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте о его чувствах и делах.
   Помните, что если ребёнок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, подвергается физическим наказаниям или эмоциональному насилию в семье) - агрессивное поведение ребёнка будет закономерной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.

Воровство – от недостатка … внимания

   У детского воровства также существует множество причин, среди которых чаще всего встречаются: недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родителей; «выученный» способ поведения (если воровство было способом выживания или поощряемым поведением); несформированные представления о том, что такое «своё» и «чужое», отсутствие своих личных вещей (особенно часто это встречается у воспитанников интернатных учреждений); неуважение со стороны взрослых к «собственности» ребёнка (например, взрослые свободно распоряжаются личными вещами и игрушками ребёнка); отсутствие собственных карманных денег (в том возрасте, когда это уже необходимо); иногда причиной воровства ребёнка становится давление на него и вымогательство со стороны других детей. Понять причины воровства поможет информация о том, при каких обстоятельствах, что и у кого ребёнок взял, а также как распорядился этими вещами.

Автор: 
М. Кузьмичева
О. Вандушева
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх