Лента новостей
Статья29 мая 2015, 15:34

Высота "102.0"

Как уже писали «ЖН», накануне празднования 70-летнего юбилея Великой Победы делегация нашего района побывала на волгоградской земле, возложила венок погибшим воинам-сталинградцам (поездка состоялась благодаря финансовой поддержке администрации района и активному участию председателя районного совета ветеранов В. А. Трунова). С нами провел замечательную экскурсию по городу-герою председатель Волгоградского совета ветеранов, который объединяет почти 300 тысяч человек, А. Д. Струков. К представителям славной Тамбовщины у него особое отношение: достаточно вспомнить погибшего во время одного из боев нашего земляка гвардии генерал-майора В. Глазкова, чья простреленная шинель находится среди бесценных экспонатов музея-панорамы «Сталинградская битва».

Точка отсчета

Кстати, обстоятельный и подробный рассказ об этом уже вышел на страницах газеты. У меня же другая цель: передать свои ощущения от посещения мемориального комплекса, или памятника-ансамбля, «Мамаев Курган». Задача, скажу вам, не из простых. Надо учесть тот факт, что многие и многие из наших читателей видели героическое великолепие Волгограда: экскурсии сюда стали делом обычным. Все это, с одной стороны, радует, а с другой заставляет искать какие-то необычные подходы к поиску и осмыслению уже известных исторических фактов, их мастерскому воплощению в многочисленных образах мемориального комплекса. Мамаев Курган, на мой взгляд, по форме напоминает монументальный слепок с грандиозных событий Второй мировой войны, а по сути отражает величие, боль и страдания человеческого сердца, способного вбирать в себя вселенскую глубину…

Об этом думалось, пока расшифровывала диктофонные записи с поездки, «бродила» по интернету, читала «Хронику Сталинградской битвы», выпущенную в 2014 году федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Не отпускал меня и вопрос: с чего начать? Может быть, с того, что сама земля Мамаева Кургана, ставшая местом самых ожесточенных боев, издавна привлекает к себе внимание историков, археологов, исследователей, которые не могут понять, что такого необычного есть в этом волжском холме?

Существует, например, мнение о том, что Волгоградская область является своего рода точкой Земли, центром ее уничтожения, а Мамаев Курган, или высота «102.0» (столько метров над уровнем моря), и есть та самая точка, поэтому фашисты и стремились захватить его. Или еще гипотеза, наверное, совсем абсурдная: якобы в Мамаевом Кургане спрятана чаша святого Грааля… А некоторые считают, будто Мамаев Курган хранит в себе сокровища древних цивилизаций, и они могут открыться после того, как на Земле прекратятся все войны, то есть никогда… По одной из версий, прозвучавшей во время экскурсии по Мамаеву Кургану, здесь находился форт-пост, охранявший Золотую орду. Курганом же, воинским захоронением, предложил назвать это место автор мемориала – народный художник СССР скульптор Е. Вучетич.

Можно начать и с хроники страшных боев, которые шли одновременно со сражениями на улицах города. С сентября 1942 года по январь 1943-го курган переходил из рук в руки более десятка раз: столь необходим он был в качестве стратегического пункта контроля за ходом ведения военных действий. А можно предложить описание Аллеи пирамидальных тополей, площадей «Стоять насмерть!» и Скорби, Пантеона, других памятников, входящих в мемориальный комплекс. Рассказать о капсуле, зарытой в 1970 году, с обращением к потомкам вскрыть ее в 2045-м, когда будут отмечать столетие Великой Победы. Поразить размерами фигуры Родины-Матери, вес ее восемь тысяч тонн, она массивнее и выше известной во всем мире статуи Свободы в Америке… Конечно, все это поражает, удивляет и вдохновляет.

«Главный русский заяц»

«Ставку» я сделала на четыре исторические фигуры, которые сказали свое веское слово в Сталинградской битве и создании ее незабываемых образов. Вот на символических стенах-руинах, где воссозданы картины великой битвы, а возвышаются они серой бетонной массой по обеим сторонам лестницы, ведущей на холм к фигуре Родины-Матери, надпись: «За Волгой земли для нас нет!». Слова принадлежат снайперу Василию Зайцеву, огромный слепок ладони которого на символической стене словно останавливает отступающие под натиском врага советские войска.

Снайпера Василия Зайцева после Сталинграда узнала вся страна. Родом он из Челябинской области, служил на флоте, откуда старшина 1-й статьи вместе с другими тихоокеанцами в сентябре 1942 года прибыл в Сталинград, где и стал снайпером. В нем сочетались острота зрения, чуткий слух, выдержка, выносливость, военная хитрость, что и помогало ему быть точным и смертельно опасным для врага. Для уничтожения «главного русского зайца» гитлеровское командование направляет в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенига.

И вот перед Василием Зайцевым встала сложнейшая задача: найти и обезвредить профессионала самой высшей пробы. Советскому снайперу это удалось. О поединке Зайцева и Кенига созданы фильмы, есть достаточно воспоминаний, кстати, и самого Василия: «…После обеда наши винтовки были уже в тени, а на позицию фашиста упали прямые солнечные лучи. Из-под листа железа что-то заблестело – снайперский прицел… Выстрел…Как только стемнело, наши пошли в наступление, и в разгар боя мы из-под железного листа вытащили убитого фашистского майора…»

Винтовка майора Кенига находится сейчас в музее вооруженных сил в Москве, а снайперское безотказное оружие Зайцева – в музее-панораме «Сталинградская битва». Сам герой перезахоронен на Мамаевом Кургане, как он и просил. Здесь же, на кургане, на площади Скорби, похоронен и командующий 62-й легендарной армией, в которой служил Зайцев, генерал-лейтенант, а впоследствии маршал Советского Союза Василий Чуйков, главный военный консультант при создании мемориала. Это вторая ярчайшая историческая фигура, выбранная мной.

Генерал Штурм

Выпускник академии имени М. Фрунзе, участвовавший накануне войны в освобождении Западной Белоруссии, занимавшийся военной дипломатической работой, Василий Чуйков в 1942 году стал командовать 62-й армией, которая навечно вписана в летопись героической обороны Сталинграда. Именно командарм Чуйков ввел в войска новую тактику – тактику ближнего боя. И в Сталинграде родилась новая тактическая единица – штурмовая группа. Все это было сделано с целью грамотного ведения уличных боев, которые начались в Сталинграде с 13 сентября 1942 года, когда фашисты приступили к штурму города.

«Врывайся в дом вдвоем – ты и граната, – наставлял своих бойцов Чуйков. – Оба будьте одеты легко: ты – без вещевого мешка, граната – без «рубашки». Врывайся так: граната – впереди, ты – за ней…» В Берлине Василия Чуйкова, который после Сталинградской битвы принимал участие в проведении операций по освобождению Запорожья, Никополя, Одессы, Люблина и других, называли «генерал Штурм». Образ этого выдающегося полководца навечно запечатлен в облике бойца, который будто выходит из Волги на защиту Сталинграда и Родины-Матери, на одной из площадей мемориального комплекса «Стоять насмерть!».

200 дней и ночей

Как свидетельствует хроника Сталинградской битвы, 26 января 1943 года части 21-й армии в районе Мамаева Кургана соединились с наступавшей с востока 62-й армией Чуйкова. Войска противника были расчленены на две группы: южную – в центральной части города и северную – в районе заводов «Баррикады» и тракторного. Штаб гитлеровской 6-й полевой армии Паулюса меняет местоположение: из подвала здания больницы Водников переходит в подвал центрального универмага (во время экскурсии по городу нам его показывал А. Д. Струков). Здесь и был пленен Фридрих Паулюс, получивший звание генерал-фельдмаршала в ночь на 31 января 1943 года, накануне своего пленения.

Эта историческая фигура, сыгравшая, скажем так, одну из главных ролей при наступлении на Сталинград, никак не могла остаться в стороне от моего выбора. В фигуре Паулюса, кстати, блестящего немецкого полководца, воплотилась вся мощь гитлеровской военной машины, которая рвалась на захват стратегической «улицы» России – Волги, а затем и всей топливно-энергетической базы страны. Во многом она стала и драматической, являя крах доктрины немецкого превосходства… Первую мировую войну Паулюс закончил в чине капитана. Впоследствии, сделав великолепную карьеру, он принимает участие в подготовке и проведении наступательных операций в Польше, Голландии, Бельгии, Франции, а также разработке плана вторжения в Англию. Паулюс – один из авторов плана «Барбаросса». В январе 1942 года принимает командование 6-й полевой армией, которая в составе группы войск «Б» ведет наступление на Сталинград. Но не вышло!

Имея задачу в течение одной недели овладеть городом, армия ведет безуспешные бои в районе Сталинграда 200 дней и ночей – именно столько длится великая битва на Волге. Сам генерал-фельдмаршал напишет позднее: «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». Дальнейшая судьба Паулюса имеет крутой поворот: он вступает в антинацистский союз немецких офицеров, на Нюрнбергском процессе бывший генерал-фельдмаршал выступал в качестве свидетеля со стороны советского командования.

Под небесами

Пожалуй, самой монументальной из выбранных мной является фигура автора мемориального комплекса «Мамаев Курган», скульптора Евгения Вучетича. Его критиковали за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, но он не обращал на это внимания. Главным для него оставался высокий нравственный дух искусства, на мой взгляд, небесный размер создаваемых образов. Все это необычно, совсем не по-земному. Да и сам скульптор, являясь как бы ангажированным властью, никак не «влезал» в советские стандарты.

Вучетич – сын черногорца, участника «белого» движения, и матери, урожденной Стюарт, имевшей французские корни. Учился он ремеслу ваяния в Ростове, Ленинграде. В 1937 году получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Во время войны Вучетич работал военным художником Московской студии военных художников имени М. Грекова. Так что суть создания военных образов знал: проживал вместе с ними, что называется, и жизнь, и смерть. А одним из основных образов скульптора был меч. Вот что писал Вучетич по этому поводу: «Я только трижды обращался к мечу – один раз меч подняла Родина - Мать на Мамаевом Кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров…Второй меч держит наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику…Третий меч человек перековывает на плуг (оригинал установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке), выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

…Высоко-высоко, кажется, под самыми небесами, летит фигура Родины-Матери, получается, что это пятая, выбранная мной. Эффект полета неслучаен: таким образом она, по замыслу автора, оберегает город, страну да и всю Землю от врагов. У нее космический характер, но она многое «видит» и «чувствует», даже «слышит». Вот набежала волжская волна, вот пролетели неугомонные птицы, а вот слышна песня-сказ о Мамаевом Кургане, на котором полегли тысячи и тысячи бойцов.

На Мамаевом Кургане тишина,
За Мамаевым Курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна…

Автор:Э. Розман