/images/ad-victory.jpg

Все работы хороши!

« Трудовая слава »
45
от
Четверг, 3 ноября, 2011 (Весь день)
714
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/11/03/top68.ru-vse-raboty-khoroshi-5410.jpg?itok=5H2Rf_nl

   Куда пойти учиться? Выбор жизненного пути человека очень тесно связан с тем, насколько правильно найден ответ на этот вопрос. А чтобы ответ был правильным, необходима профессиональная ориентация будущих выпускников. Шаги региональной власти по реализации принципов непрерывного образования, проблемы профориентации старшеклассников, ориентированной на реальные потребности инновационной экономики и задачи доведения их до родителей и учащихся стали ключевой темой заседания областного родительского Совета, для которого на этот раз распахнул свои двери обладатель президентского гранта, многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева в п. Строитель.

   Какими мы хотим видеть наших детей? Наверное, прежде всего успешными, адаптировавшимися в жизни, имеющими счастливую семью и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Не секрет, что поиск своего места в жизни порой лежит через тернии, увы, далеко не всегда ведущие к звездам. Рыночная экономика – дама капризная. И весьма сложно предсказуемая. И как часто случается в жизни, что та профессия, о которой родители мечтали для своего горячо любимого чада, положив на алтарь заветного вуза силы, средства, нервы и время, оказывается на поверку не столь престижной, как думалось, и не столь востребованной, как хотелось. На рынке труда периодически появляются «пики» вакансий по тем или иным специальностям, тогда как другие, гипотетически позиционируемые как современные и нужные во всех отраслях, не интересуют ни одного работодателя. Но не нужно быть бизнес-аналитиком, чтобы спрогнозировать кадровую ситуацию, которая будет являться залогом успешного развития страны, ее прогрессивного движения во всех сферах. «Двигателем»  развития экономики становятся грамотные, образованные специалисты, профессионалы, мастера своего дела. Успехи современной цивилизации, наращивание ее «культурного слоя», повсеместное внедрение информационных технологий, усиление социальной роли личности, быстрое развитие техники и технологии предполагают необходимую замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Иначе говоря, процесс образования должен быть непрерывным, человеку свойственно двигаться в своем развитии вперед, осваивая новые навыки, знания и умения. И здесь как нельзя лучше на цели и задачи общества по подготовке высококвалифицированных кадров накладывается президентский проект «Наша новая школа» - воспитание гармонично развитой личности, способной обучаться и усваивать новые знания, быть конкурентоспособными и грамотными специалистами. Подобно ящерице, отращивающей хвостик, быть готовым к виражам профессиональной карьеры и держаться на гребне волны именно благодаря способности к постоянному познанию нового. 
   Практически все выпускники этого года из трех средних школ нашего района стали студентами вузов. Каким образом? Одни получили высокие баллы по ЕГЭ, другие выбрали менее престижный институт, где конкурс поменьше, а третьи пренебрегли бюджетными местами, предпочтя сразу поступить на обучение на платной основе.
   Конечно, свобода выбора личности – это замечательно. Но, увы, по данным исследований, практически сто процентов выпускников школ имеют весьма смутные и эфемерные представления не только о своей будущей специальности – благо, что ЕГЭ позволяет подавать документы аж на пять направлений, но и вообще о реестре профессий и специальностей, не знают, какие существуют профессии, какие пользуются успехом, а какие – заставляют переучиваться. А ведь насколько меньше было бы разочарований, если бы каждый мог выбрать работу по душе. Тем более, что в этом заинтересована и власть.
   На Тамбовщине действует Стратегия социально-экономического развития области, определяющая в числе приоритетов повышение эффективности и конкурентоспособности экономики региона, в первую очередь – за счет развития наиболее перспективных отраслей экономики, к коим, безусловно, относится и сельское хозяйство. 
   Сегодня на базе средних школ открываются колледж-классы, где мирно уживаются система профессионального и общего образования. Это – один из кирпичиков в фундаменте программы, реализуемой в регионе – «Школа. Колледж. Предприятие». В нашем районе она представлена учащимися Сампурской школы.
   В сельских школах области работают более 50 процентов колледж-классов,  в них обучается около  200 человек, а практику проходят они в сельхозпредприятиях региона. В ходе профильной технологической подготовки старше-классник может попробовать себя в реальной профессиональной деятельности: осознать содержание этой деятельности; определиться, подходит ли она ему и решить продолжать обучение этой профессии на соответствующем уровне или сменить направление выбираемой профессии. И в то же время профессиональная деятельность делает понятным обучение общеобразовательным предметам, делая его мотивированным, способствует изменению жизненных ориентиров и потребностей. 
   Предполагается, что последующий перевод учащихся в систему среднего профессионального образования «на выходе» даст четко оценивающего ситуацию, конкурентоспособного специалиста. Такой масштабный проект региона направлен на ликвидацию «кадрового прорыва», и в перспективе консолидирующий усилия общего, профессионального образования и работодателя.
   Профориентация не может быть сегодня формальной – ведь от этого зависит будущее.
   Об этом шла речь на заседании Областного родительского совета, состоявшегося в современном, благоустроенном, оснащенном самыми современными средствами обучения  здании Многопрофильного колледжа в п. Строитель.
   К приходу гостей здесь приготовились основательно – подготовили экспозиции и презентации профессий. А их немало для тех, кто хочет завершить образование побыстрей, получить реальную профессию и начать зарабатывать опыт и деньги. А специальности действительно востребованные: «Парикмахер», «Автомеханик», «Дизайн», «Повар-кондитер», «Мастер-плиточник» и «Мастер сухого строительства». В общем, все работы хороши – выбирай на вкус. Родители, специалисты управления образования и науки, руководители учреждений образования обсудили важный вопрос современной образовательной среды – куда пойти учиться детям, чтобы получить хорошую профессию и жить достойно. 
   Проблема серьезная, особенно учитывая факт перенасыщенности рынка труда экономистами и юристами, дипломы которых пестрят многообразием названий вузов - академических и «однодневок», государственных и частных. Между тем, по данным управления образования и науки области, более 80 процентов выпускников вузов так и не трудоустраиваются по специальности! Сколько труда, денег, сил вложить в заветные «корочки» и… радоваться работе менеджера в сетевом магазине или салоне связи. А цифры эти реальные, озвученные специалистами.
   Почему же столь непопулярным стало обучение детей в техникумах и колледжах? Ведь они дают реальные специальности, востребованные и хорошо оплачиваемые? Или диплом СПО считается непрестижным? Нет, говорят работодатели, диплом «технаря» - это в условиях сегодняшнего дня реальный кусок хлеба. А порой – даже с маслом и икрой. Судите сами. Насколько востребована профессия парикмахера, какие стоят очереди к хорошему мастеру! А грамотный слесарь сантехнического оборудования, способный в считанные минуты «укротить» металлопластиковые трубы и справиться с шикарной сантехникой, которая без его профессионализма – лишь груда бесполезно-красивого сверкающего фаянса.  «А знаете, как востребованы наши выпускники-юноши, получившие профессию повара?», - спросили нас преподаватели колледжа. Они сразу же трудоустраиваются в престижные рестораны и кафе, получают хорошую зарплату.
   ...Дивный аромат выпечки, доносившийся из сверкающей стерильной, «операционной» чистотой «лаборатории кулинарии», весьма красноречиво характеризовал умения и мастерство студентов. Реализуемая после «практики» вкусная продукция расходится среди горожан «влет» - подтвердили преподаватели. В разговор вступают руководители других техникумов и колледжей – как оказалось, их выпускники тоже удачно трудоустраиваются, и многие, демонстрируя на практике принцип непрерывности образования, продолжают учебу в вузах. 
   Тенденция XXI столетия – устойчивое развитие общества, преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, и возможность дать ответ на вызовы нового тысячелетия. Все это зависит и от состояния образования и образованности людей. При этом только профессионалы способны делать свое дело и отвечать за него, способствуя выживанию общества и созданию условий для выхода из глубокого кризиса, обеспечивая возрождение национально-культурных традиций и развитие экономики и общества.
Автор: 
Светлана Сабитова
Читайте также:
Наверх