Возрождена церковная традиция

« Инжавинский вестник »
37
от
Среда, 9 сентября, 2015 (Весь день)
1402
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/09/09/top68.ru-vozrozhdena-tserkovnaya-traditsiya-61533.jpg?itok=RPl0EXgY

От центра рабочего посёлка Инжавина до села Карандеевка паломники совершили крестный ход чудотворной иконой. Эту икону так и называют – Карандеевская, по месту, где она была обретена. Ныне это главная святыня Уваровской епархии.


Известность она получила в середине XIX столетия. Исследователь Валентина Кученкова в книге «Тамбовские православные храмы», вышедшей из печати в 1992 году, пишет: «В 1842 году огонь уничтожил в Карандеевке сельский храм и всю церковную утварь, уцелела лишь обгоревшая икона Скорбящей Богоматери. Владелец имения П.С. Кулешов построил новый Архангельский храм. При этом, по легенде, он выполнил просьбу жителей и Богоматери, явившейся ему во сне. Обильный урожай гречихи дал строителю деньги для приобретения хорошего соснового леса...»

Церковное предание гласит, что его супруга всё это время молилась у уцелевшей во время пожара иконы Скорбящей Богоматери. Не с этого ли момента, а ещё и не потому ли стали почитать её как чудотворную, что эта святыня – единственная, сохранившаяся во время пожара? История о многом умалчивает, а мы строим лишь догадки и предположения, однако осталось много свидетельств, что по молитвам к Божией Матушке возле этой иконы кто-то исцелился от болезни, окреп духовно, получил какую-то другую, нужную ему помощь в житейских нуждах. И, как вспоминают старожилы, такое часто происходило во время совершения крестных ходов с иконой на Ворону после водосвятных молитв с погружением крестообразно нижней её части в воду.

Об этом упоминают и краеведы О.Ю. Левин и Р.Ю. Просветов в книге «Кирсанов православный».

Такие крестные ходы, до тех пор пока их не запретили, совершались в день празднования этой иконы, а он приходится на пятницу Троицкой недели. В послереволюционные годы богоборчества, когда была разрушена церковь в Карандеевке и уничтожались святыни, эту икону разрубили на три части и выбросили. Народное предание повествует: благочестивой женщиной были найдены две части, а третья дописана позже. О том, как бережно хранили эту святыню жители села, можно судить уже по тому факту, что икона эта уцелела до наших дней. Кратко изложенная эта история из книги «Кирсанов православный» размещена на последней странице акафиста, специально, по благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия написанного к 150-летию её прославления и изданного в этом году.

ВОТ уже более двадцати лет, как Карандеевская икона Божией Матери находится в Михаило-Архангельском храме микрорайона Терновое, куда её передал Владимир Николаевич Толстых – племянник почившего последнего хранителя. А принимал икону нынешний настоятель этого храма протоиерей Виктор Соколов. С тех пор Карандеевская икона стала здесь главной храмовой святыней, всегда особо почитаема. Придя на воскресную или праздничную службу, прихожане непременно совершают перед ней коленопреклонённые поклоны, обращаются со своей сугубой молитвой, украшают. Даже в зимнее время возле иконы часто можно видеть живые цветы.

В пятницу на Троицкой неделе, когда здесь совершаются праздничные богослужения, сюда приезжают почитающие эту икону верующие из разных мест.

В этом году в честь празднования 150-летия со времени обретения иконы прихожане Михаило-Архангельского храма и жители села Карандеевка во главе с протоиереем Виктором Соколовым на Троицкой неделе совершили крестный ход к месту обретения иконы, которое по преданию находится у колодца, неподалёку от разрушенного сельского храма. Вот там протоиереем Виктором Соколовы и был совершён водосвятный молебен.
К слову, храм в Карандеевке, как и в микрорайоне Терновое, тоже был освящён во имя Михаила Архангела.

Только тот крестный ход состоялся с копией Карандеевской иконы, хранящейся в музее туристического комплекса «Русская деревня», так как храмовая святыня буквально накануне по благословению владыки Игнатия на время была перенесена в храм вмц. Параскевы.

ПРОИЗОШЛО это в день 150-летия обретения Карандеевской иконы Божией Матери. Как уже рассказывалось в нашей газете в № 25 от 17 июня т.г., впервые после богослужения, совершённого полным архиерейским чином в Михаило-Архангельском храме, состоялся крестный ход от этого храма в центр посёлка, к месту, где предполагалось начать строительство Никольского храма. Участие приняли духовенство и паломники всей епархии. Возле закладного камня там состоялся молебен. А затем на летний период по благословению владыки Игнатия икону оставили в маленьком храме вмц. Параскевы. Там перед ней еженедельно каждую среду совершались молитвы с чтением акафиста – верующие уповали на помощь Божией Матери в начале строительства Никольского храма.

И вот такое строительство начато. Как заметил настоятель Никольского прихода иерей Михаил Дымсков, произошло современное чудо: в течение десяти лет никак не могли приступить к строительству храма, а теперь дело пошло.

Но пришло и время возвращать Карандеевскую икону в Михаило-Архангельский храм. Конечно же, снова крестным ходом с участием духовенства и паломников епархии. Но только на этот раз решили его продлить до Карандеевки и совершить на реке Вороне водосвятный молебен, возродив давнюю традицию.

ОТ ЦЕНТРА Инжавина до места водосвятия в селе Карандеевка путь неближний – 11 километров. Крестный ход начался от строящегося Никольского храма. В воскресный день, после совершённых богослужений в своих храмах, в Инжавино приехали священники со всей епархии и многие паломники. Вместе с пожелавшими принять участие в крестном ходе жителями нашего посёлка они отправились в путь. С хоругвями и церковными песнопениями проделали его менее, чем за три часа с остановкой у Михаило-Архангельскаого храма, где встречать Карандеевскую икону во главе с настоятелем Виктором Соколовым вышел церковный причт. Здесь же к паломникам присоединились и местные жители. Никто за время пути не отстал, и как заметила 68-летняя паломница из Мучкапа Людмила, с которой мы побеседовали, не почувствовал особой усталости.

Путь к реке Вороне лежал через территорию туристического комплекса «Русская деревня». Там участников крестного хода сердечно встретили, предоставили возможность немного отдохнуть перед оставшимся участком их маршрута. А он пролегал по пересечённой местности и по довольно крутому спуску к реке. Паломники приобретали церковные свечи, акафисты Карандеевской Божией Матери и изготовленные по специальному заказу епархии иконы с её образом, делали пожертвования на храм. Такую возможность им предоставили прибывшие чуть ранее из Инжавина служители церковной лавки Никольского прихода.

До чего радостным было общение с паломниками. Столько знакомых и незнакомых лиц! Все улыбающиеся, делятся впечатлениями от участия в крестном ходе и от встречи с открывшимся их взору с этого высокого места чудесным ландшафтом: видом на леса, луга и поля, деревенские строения, на голубую полоску, причудливо извивающегося русла реки Вороны. Священник из Мучкапа – отец Андрей Саврасов держит за руку шестилетнего сына Арсения. Паломницы рассказывают, что у отца Андрея в семье девять детей: пятеро своих и четверо приёмных. Все они здесь, с ним. Тут же знакомлюсь с одной из его дочерей – Олей. Она переполнена впечатлениями. Отец Андрей замечает, что весь путь дети прошли без проблем.

СВОИМИ впечатлениями делятся так же паломники из Гавриловского и Кирсановского районов. Но вот уже поступило распоряжение двигаться дальше. Чтобы сделать общий снимок, спешу забежать вперёд вместе с другими фоторепортёрами и киношниками. Журналисты тамбовской телестудии «Новый век» уже не первый день ведут здесь съёмки об истории Карандеевской иконы. Всем интересно и весело наблюдать, как они запускают беспилотники, и ведут съёмку с высоты.

Путь не очень долгий. Вот река уже видна. На берегу и совершается водосвятный молебен. Карандеевскую икону разместили на помосте у самой воды. Священник из села 2-ая Гавриловка протоиерей Владимир Овсеенко после молебна трижды опускает крест в реку, освящая воду. Почерпанной оттуда водой священники кропят всех участников крестного хода. Затем три других священнослужителя крестообразно нижним краем трижды опускают в воду икону.

Обращаясь с пастырским словом к участникам крестного хода, настоятель Никольского прихода, он же благочинный Инжавинского церковного округа, иерей Михаил Дымсков вкратце напоминает всем упомянутую выше историю Карандеевской святыни. О том, как она переходила от одного хранителя к другому, а одним их самых ревностных хранителей был Дмитрий Яковлевич Толстых. Хранителей преследовали, но вера в народе жила несмотря ни на что, – заметил отец Михаил.

– На самом деле мы не знаем во всей полноте историю этой удивительной иконы, она полна чудес. Сейчас ведём такую исследовательскую работу, – сказал он и сообщил: владыка Игнатий благословил сделать почитание этой иконы епархиальным.

– После погружения в воду поставим эту икону на середину луга, каждый сможет поклониться ещё раз. А потом она будет отправлена в Терновое, где пробудет до 26 сентября. У нас в епархии два кафедральных города – Уварово и Кирсанов. 26 сентября по благословению владыки Игнатия икона поедет в Уварово, чтобы местные жители могли ей поклониться, а через неделю отправится в Кирсанов, где тоже пробудет одну неделю. Потом снова вернётся в Терновской храм.

Он выразил надежду, что такие крестные ходы с иконой станут доброй традицией.

И ВОТ икона уже поставлена на берегу для поклонения. Мы довольно долго ждём, пока после водосвятия к ней подойдут поклониться все желающие, чтобы можно было увезти икону в Михаило-Архангельский храм. Почти все паломники стараются совершить перед иконой по три земных поклона, прикоснуться к ней губами и прошептать свою краткую сугубую молитву.

Многие после водосвятного молебна отправляются окунуться в речку, как это делали раньше их предки. Оживлённые, бодрые, умиротворённые поднимаются паломники в гору, где на лужайке возле двухэтажного здания туристического комплекса их ждёт заботливо приготовленный его работниками горячий чай с пирожками. И снова – обмен впечатлениями.

Затем паломники размещаются в прибывших за ними автобусах и разъезжаются по домам с верой и надеждой, что в следующем году вновь примут участие в крестном ходе.

Представители церковного причта Михаило-Архангельского храма на машине увозят икону на место её постоянного пребывания. У церковных ворот их вместе с иконой встречает настоятель храма – протоиерей Виктор Соколов. Икону под колокольный звон вносят в храм и размещают на прежнем месте. В эти минуты весь храм, кажется, так и засиял, стал ещё роднее и уютнее. Эти три месяца нам, прихожанам, так её недоставало – растроганы до слёз. Украшаем, молимся, совершаем поклоны. Настоятель читает акафист. Сердце ликует– икона вернулась!
 

Фото автора

Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх