Лента новостей
Статья18 июля 2012, 09:33

Волжская твердыня

Сталинград, Сталинград, Сталинград…
Название этого города миллионы раз повторялось на страницах газет, звучало в разговорах, было темой обсуждения для рядовых граждан в различных странах мира в течение полугода.
Именно здесь решалась судьба Второй мировой войны, судьба нашей страны, судьба мировой цивилизации. Это понимали все: Сталин, Гитлер, Рузвельт, Черчилль, солдаты и офицеры обеих сторон, рабочие, крестьяне, обыватели, даже дети.

Восточный фронт, где было сосредоточено 70 процентов сил вермахта, определял судьбу мира, а не пески Ливии, джунгли Индонезии, воды Северной Атлантики и Тихого океана.

К лету сорок второго на советско-германском фронте сложилось тяжелейшее положение. Переоценив успех, достигнутый под Москвой в декабре 1941 года, Сталин посчитал, что так теперь будет всегда, и войну победоносно можно будет закончить уже в 1942 году. Ставкой Верховного Главнокомандования, а точнее вождём, были приняты ошибочные решения, которые привели к ряду страшных поражений и многочисленным жертвам. Верховный считал, что Красная Армия способна теперь наступать на всех направлениях, хотя опытные военачальники предлагали перейти к стратегической обороне, накопить силы, создать резервы, а затем уже наступать. Гражданский человек Сталин ("Штафирка" - так называл его за глаза Г. Жуков) считал иначе.
Неправильно было определено и направление главного удара немцев. Полагали, что они вновь будут пытаться взять Москву, и поэтому все основные силы советских войск были сосредоточены на центральном направлении. Все эти ошибки обернулись катастрофой.
В декабре 1941-январе 1942 попытка высадить десант на Керченском полуострове, чтобы помочь обороняющемуся Севастополю, закончилась гибелью десанта. В мае полуостров был оставлен, в июле Севастополь пал.
Любаньская операция (февраль-май 1942) по деблокированию Ленинграда привела к уничтожению 2-й ударной армии и сдаче в плен её командующего генерала А. Власова.
На Ржевском выступе, который нависал над Москвой и который предполагали срезать ударами наших войск, перемалывались десятки дивизий, бросившиеся в бой по бездорожью без авиационной и артиллерийской поддержки.
Желание окружить немцев под Харьковом (май 1942) обернулось окружением войск Юго-Западного фронта и пленением более 240 тысяч советских солдат.
Для врага открылся прямой путь на Кавказ и к Сталинграду. Создаются группы армий "А" (командующий - В. Лист) и "Б" (командующий А. фон Бок). Целью первой становится Кавказ, второй - Сталинград. Приоритетным поначалу считалось первое направление. Почему? Да потому, что там нефть, недостаток в которой Германия ощущала уже в середине 1942 года. Вторая мировая война - это война моторов. Моторам нужно горючее, горючее - это нефть, нефть - это промыслы Майкопа, Грозного, Баку. Это понимал и Сталин.
Вспоминает Н. Байбаков, уполномоченный ГКО на Северном Кавказе, впоследствии многолетний председатель Госплана СССР. Он пишет, что вождь, посылая его на Кавказ, напутствовал “по-доброму": "Нефтепромыслы не должны достаться врагу, они должны быть заминированы и взорваны. Если вы этого не сделаете, и скважины будут захвачены, мы вас расстреляем… Если вы взорвёте скважины, а немцев удастся остановить, мы вас тоже расстреляем…"
Было и ещё одно объяснение "любви" Гитлера к Кавказу. Всем известна склонность фюрера, да и всей нацистской верхушки, к мистике и оккультизму. По преданию, в районе Приэльбрусья находится некая пещера, где хранится легендарная чаша Грааля. Считалось, что эта чаша даёт её владельцу бессмертие и возможность господствовать над миром. Не случайно, позднее супермены из горнострелковой дивизии "Эдельвейс" обшарили все окрестные пещеры и ничего там не нашли.
Кроме того, Гитлер искренне считал, что многонациональный Кавказ ждёт-не дождётся, когда туда придут немцы и освободят нацменов от русской тирании. Он даже называл Советский Союз "колоссом на глиняных ногах" и был твёрдо уверен, что достаточно лишь небольшого внешнего толчка, чтобы этот колосс пал.
Перед группой армий "Б" после Харькова открывался прямой путь на Сталинград. Захват этого города был для вермахта не только вопросом престижа, но решал важную стратегическую задачу, а именно отрезать Красную Армию от той же самой нефти. Волга была основной артерией, по которой нефть поступала в центральные районы СССР.
28 июня немцы прорывают Брянский фронт и идут на восток. Назад пятятся также войска Юго-Западного и Южного фронтов, понесшие большие потери в предыдущих боях. 12 июля они расформировываются, и создаётся новый, Сталинградский, фронт (командующий - С.Тимошенко, с 23 июля - В.Гордов) задача которого - защитить город и не пустить врага к Волге. На дальних подступах ведётся строительство оборонительных линий. На них задействованы десятки тысяч людей. Общая их протяжённость достигает 2572 километров. Было выкопано и выброшено вручную 14 миллионов кубических метров земли, больше, чем потом на строительстве Волго-Донского канала. То же самое делается и на средних подступах. Все эти укрепления частично позволили задержать фашистов в голой степи. Огромная работа по созданию оборонительных рубежей велась и в самом городе.
Лицом современной России стало лицо Валуева. В то время лицом страны была Родина-мать, которая глядела на людей со всех плакатов. И каждый понимал, что Матери надо отдать всё, в том числе и жизнь. В Сталинграде продолжали работать заводы, формировались отряды народного ополчения и рабочей самообороны, из города эвакуировались женщины, дети, старики.
17 июля 1942 года 6-я немецкая армия (командующий Ф.Паулюс) и 4-я танковая армия (командующий - Г. Гот) начали наступление непосредственно на Сталинград. Им помогают союзники: 8-я итальянская армия, 3-я румынская и 2-я венгерская. Справедливости ради, надо сказать, что боеспособность этих частей была гораздо ниже, чем у немецких войск. У них не было особенного желания воевать за чужие интересы. Да и сами немцы считали их людьми второго сорта ("унтерменш"): и вооружение давали устаревшее, и питание - что останется от немцев, и внешнее отношение - на грани презрения. Короче, любви не было… И не случайно, в каждом союзном полку один батальон обязательно был немецким.
Гитлеровским частям противостояли две советские армии: 62-я (командующий - В. Чуйков) и 64-я (командующий - М. Шумилов). Они не смогли удержать оборону. 26 июля фронт был прорван. Именно в это время (28.07.1942) появляется приказ № 227, получивший в народе название : "Ни шагу назад!". Он нигде в то время не публиковался, а только зачитывался перед строем. В нём были горькие и несправедливые слова о том, что Красная Армия покрыла свои знамёна позором, что врагу отдана огромная территория, брошены на произвол судьбы миллионы людей, части оставляют позиции без приказа, массовыми стали случаи дезертирства и паникёрства.
По нему предписывалось: 1) без приказа не отступать; 2) за ненадёжными частями располагать части НКВ (заградотряды), которые должны были расстреливать отступавших. К слову, нет ни одного документального подтверждения, что свои стреляли в своих. В кино мы иногда это видим. 3) Из провинившихся (отступивших без приказа, оказавшихся в плену, в бою проявивших трусость) создавать штрафные отряды (в рамках фронта - батальоны, в рамках армий - роты). Виновные должны были искупить свои "преступления" кровью: или погибнуть, или получить ранение. Штрафники все были пехотой, независимо из какого рода войск они туда попали, все были рядовые, их не награждали. Командовали ими кадровые офицеры, которым день службы засчитывался за три. Их бросали на самые безнадёжные дела. В случае ранения они возвращались в обычные части.
К началу августа ожесточённые сражения развернулись на подступах к Сталинграду. В связи с тем, что линия обороны, удерживаемая Сталинградским фронтом растянулась на 700 километров, Ставка разделила его на два: Сталинградский - командующий В. Гордов и Юго-Восточный - командующий А.Ерёменко. Это дало какой-то положительный результат, но ситуации не изменило. 23 августа 6-я армия Паулюса рассекла советскую оборону и северо-западнее города вышла к Волге. В этот же день немецкая авиация произвела первый массированный налёт на город с тем, чтобы деморализовать его защитников. Сталинград был охвачен пламенем, в нём практически не осталось ни одного целого здания. С севера в него вошла армия Паулюса, с юга - Гота. Начались уличные бои. К исходу 12 сентября 1942 года линия фронта проходила в 3-4 километрах от центра города. Сражение шло везде: на улицах, в домах, за тракторный завод. В одних цехах держали оборону, а в других продолжали делать танки, которые сразу же вступали в бой.
Втянувшись в затяжные уличные бои, немцы наращивают группировку "Б", усиливая её войсками, снятыми с Дона и Кавказа. Если в июле группа "Б" насчитывала 42 дивизии, то в августе - 70, а к концу сентября - до 80. С 13 по 26 сентября идут непрерывные бои в центре и южной части города. Сталинград обороняют уже упомянутые выше армии 62-я и 64-я. Подпитка сил обороняющихся осуществлялась через Волгу, с востока , по понтонным мостам, которые подвергались постоянной бомбёжке. По воспоминаниям участников битвы (и с той, и с другой стороны): это был ад! Дым, смрад, непрекращающаяся стрельба, крики, стоны, грязь, пот, кровь. Упорство, жестокость. И так день за днём…
Участник боёв за Сталинград известный писатель М.Алексеев вспоминает следующий случай.
Переправа через Волгу. В обе стороны нескончаемый поток людей и машин. В город - свежее пополнение, техника, боеприпасы, продовольствие. Из города - раненые, беженцы, тоже техника, подлежащая ремонту. Одну из машин разворачивает, затор. На "Виллисе" подъезжает генерал Р. Малиновский (прим. - Министр обороны СССР в 1957-67 гг.). Приказывает сбросить машину в реку…
- Кто командир колонны?
Подбегает офицер, докладывает: "Капитан такой-то…”
- Дети есть?
- Так точно, двое!
- Родина воспитает!
Генерал стреляет, капитан падает, движение возобновляется.
Не нам судить.
14 октября фашисты предпринимают очередной штурм города. Наступление продолжается три недели. Министр пропаганды рейха Й. Геббельс сообщает нации, что Сталинград вот-вот падёт: через несколько дней, послезавтра, завтра, через несколько часов…
А он всё не падает и не падает…
Тяжёлые уличные бои продолжаются. Не поймёшь, где свои, где чужие. В полной мере нельзя использовать авиацию, артиллерию, танки. Зато есть, где разгуляться снайперам. И жертвы, жертвы, жертвы. Сражаются за каждый дом, за часть дома, за этаж. Всем, наверное, знакомо название "Дом Павлова". Дом, занимавший ключевое положение на перекрёстке улиц, в течение 58 дней (до 25 ноября!) защищала и удерживала группа под командованием сержанта Я. Павлова (всего их было 24 человека). Кстати, после войны Павлов ушёл в монастырь и тихо почил в Киево-Печерской лавре.
Немцы продолжают рваться к Волге. В одной из песен группы "Любэ" в припеве ради рифмы несколько раз повторяется: "Расея моя, Расея, от Волги и до Енисея". Я не знаю, кому Н.Расторгуев "отдал Расею" до Волги и за Енисеем. Наверное, НАТО и китайцам. Знаю только то, что лозунгом защитников Сталинграда был: "За Волгой для нас земли нет!" Когда плывёшь по реке в сторону Волго-Донского канала, то на берегу в граните на протяжении сотни метров выложена надпись: "Здесь сражались насмерть гвардейцы Родимцева!" И действительно, эти сибирские ребята полегли почти все, но немцев к Волге не пустили.
Ну не прошли они к Волге, хоть и очень хотели! И наше командование было уверено, что они не пройдут. Ещё в сентябре Ставка стала разрабатывать план контрнаступления под кодовым названием "Уран" (руководитель - А. Василевский). Произошла очередная реорганизация фронтов. Сталинградский фронт был переименован в Донской (командующий - К.Рокоссовский). Юго-Восточный, в свою очередь, переименован в Сталинградский. Создан был и новый, Юго-Западный, фронт (командующий - Н. Ватутин).
15 ноября вермахт предпринял последнюю попытку овладеть городом. Штурм Мамаева кургана ничего не дал, но наконец-то удалось захватить тракторный завод. И всё.
А 19 ноября началось советское контрнаступление. Про это у нас любят вспоминать, любят писать и, поэтому про это мы писать не будем.
Скажем только, что дом без фундамента не бывает, что последующие события (окружение 22 фашистких дивизий, пленение Паулюса, трёхдневный траур в Германии) было следствием того, о чём писалось выше.
В наших современных фильмах, посвящённых военной тематике, российские рэмбо крушат всех направо и налево, и, даже получив смертельное ранение, минут через пятнадцать приходят в себя, а через полчаса вновь начинают "мочить" врага. Никто не хочет читать "В окопах Сталинграда" В. Некрасова, “Горячий снег" Ю.Бондарева, "Они сражались за Родину" М. Шолохова. Грустно всё это…
В период обороны Сталинграда (17.07-18.11.1942) советские войска потеряли 644 тысячи человек, противник - около 700 тысяч.
Как говорится, смерть отдельного человека - трагедия, смерть сотен тысяч - статистика.

Автор:р. п. Знаменка