Лента новостей
Статья7 сентября 2015, 13:36

В режиме динамического развития

В последние дни августа педагоги района собрались на традиционную августовскую конференцию, чтобы подвести итоги работы муниципальной системы образования в 2014/15 учебном году и определили приоритетные направления деятельности и задачи на ближайшую перспективу. В работе конференции приняли участие депутат областной Дума Николай Шмырёв, глава района Сергей Ефанов, председатель районного Совета народных депутатов Олег Орлов, начальник отдела образования администрации района Валентина Климонова, проректор по непрерывному образованию Мичуринского государственного аграрного университета Елена Симбирских, главы муниципальных образований, ветераны педагогического труда.

Работа конференции началась с выступления главы района Сергея Ефанова. В своём докладе Сергей Николаевич остановился на самых важных моментах стратегии развития образования района. Сегодня образовательный комплекс – самая крупная составляющая социальной сферы района. В его составе 19 организаций реализуют программу общего образования, 8 – дошкольного образования, 5 – программу дополнительного образования. В них обучаются и воспитываются 1338 детей и работают 252 педагога.

Школьный автобусный парк позволяет обеспечить подвоз детей из всех школ района, содержание которых экономически невыгодно, а школьная гостиница может принять всех желающих. Сергей Николаевич особо подчеркнул, что районная администрация не стремиться закрыть, а наоборот, сохраняет все малокомплектные школы, потому что без них исчезнет и село.

В настоящее время расходы на образование составляют 56,5 процента бюджета района. Удалось обеспечить рост заработной платы педработников в соответствии с указом Президента РФ. В 2014 году средняя зарплата в дошкольных учреждениях составила 14035 рублей, в школах – 21180 рублей. Глава района поставил задачу перед руководителями образовательных учреждений (ОУ) установить систему критериев оценки продуктивности учительского труда, которая с введением эффективного контракта будет напрямую связана с материальным положением работника.

Сергей Николаевич рассказал о деятельности районной администрации по созданию качественных бытовых условий обучения и воспитания. В частности, в текущем году, несмотря на дефицит бюджета практически завершена реконструкция кровли Дубовской школы, ведётся газификация Покрово-Чичеринской школы. Из средств местного бюджета было выделено 2850 тысяч рублей на проведение работ, связанных с началом учебного года. Кроме того, привлекались и спонсорские средства.

Дорога в школу и обратно и пребывание в образовательном учреждении должны быть для ребёнка безопасными. Так, сделан значительный рывок по обеспечению пожарной безопасности. В районе нет школьных автобусов со сроком эксплуатации более 6 лет, на содержание школьного автопарка ежегодно расходуется 4900 тысяч рублей.

Ряд задач требует незамедлительного решения. В их числе глава района назвал капитальный ремонт учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования в селах Дубовое, Кочетовка, Волчки, Яблоновец. Задача на перспективу – строительство Петровского детского сада. Уже изготовлен проект, согласовано оборудование, разработана концепция развития образовательного учреждения.

Важнейшими показателями продуктивности и качества педагогического и управленческого труда, результатом деятельности школы являются государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен. Обязательные экзамены сдавал 61 выпускник, и 55 человек сдавали экзамены по выбору. Минимальный порог на ЕГЭ по русскому языку (24 балла) преодолели все выпускники. Однако, средний балл по району (61,28) оказался ниже регионального показателя (69,48). Впервые выпускники получили право сдавать ЕГЭ по математике на базовом и на профильном уровне. Профильный уровень выбрали 95% выпускников, более половины из них не преодолели минимальный порог. Средний балл по району составил 27,08 (среднеобластной – 44,40). На базовом уровне 15,6 % выпускников получили неудовлетворительные оценки. Четыре выпускника 11-х классов не получили аттестаты о среднем общем образовании.

– Резонно возникает вопрос – как учили этих детей на протяжении 11-ти лет? Как объяснить родителям сложившуюся ситуацию? Считаю справедливым, чтобы школа несла ответственность за результаты своей работы, начиная с учителя и заканчивая директором, – сказал Сергей Ефанов и призвал педагогов проанализировать проблему, выработать и реализовать мероприятия, направленные на её решение. Отметил глава района и положительные результаты ЕГЭ – высокие баллы по биологии, обществознанию, химии, физике, географии, литературе.

Качественную профориентацию молодёжи, по мнению Сергея Николаевича, может обеспечить взаимодействие ОУ с предприятиями и Мичуринским аграрным университетом. Во всех школах должны быть разработаны пути организации технологического образования. Положительные результаты даёт реализация концепции школы АгроЭкоТех (Избердеевская средняя школа), работа Шехманской и Дубовской школ, реализующих бизнес-образование: 15 выпускников средних школ района поступили в МГАУ.

Одна из приоритетных задач нашей образовательной политики – создание условий для систематических занятий физкультурой. Благодаря проекту «Детский спорт» в школах отремонтированы спортивные залы, построены хоккейные коробки, укреплена спортивная материальная база. В прошлом учебном году ученики Дубовской школы (учителя Раиса Алексеевна и Владимир Алексеевич Александровы) стали победителями регионального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». Вместе с тем, в региональной спартакиаде школьников район занимает 20-ю строчку, низок процент участия детей в ней, в шести из десяти направлений спартакиады район вообще не представлен. И это при той материальной базе, которую мы имеем!

В заключение выступления Сергей Николаевич отметил, что образование района находится в режиме динамического развития, и конкретные проблемы, возникающие в этой сфере, будут успешно решены.

С докладом об итогах работы муниципальной системы образования в 2014/15 учебном году и приоритетных задачах на ближайшую перспективу в контексте подготовки к введению профессионального стандарта педагога выступила начальник отдела образования администрации района Валентина Климонова. Введение стандарта в штатном режиме утверждено Министерством труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2017 года.

В связи с тем, что меняются структура общества и потребность родителей и детей в образовательных услугах, повысился уровень финансирования образовательных организаций, выросла их материальная обеспеченность, изменились и требования к учителю. Для большинства педагогов новые требования не станут проблемой – они давно используют в своей работе новые методики и технологии.

Валентина Александровна проанализировала ситуацию прошлого учебного года, рассматривая каждую позицию системы образования. Так, в связи с введением с 1 января 2015 года федерального стандарта все дошкольные образовательные учреждения перешли на образовательные программы нового поколения. Программа дошкольного образования впервые определяется как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей. Значимо, что стандарт учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сеть образовательных организаций, реализующих дошкольное образование, такова: 4 детских сада, 1 начальная школа-детский сад, 1 средняя школа, 2 филиала. В них воспитывается 345 детей. Очерёдности при поступлении детей в дошкольные организации нет. В системе дошкольного образования работают 32 воспитателя, которые делают всё возможное, чтобы подготовка детей к школе сводилась не только к формированию у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, а способствовала всестороннему развитию личности.

Одно из главных направлений развития общего образования – введение федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе в 5-х классах.

Ресурсная база создана. Выпускники 4-х классов готовы к обучению по стандартам в средней школе. Учителя перешли на новое понимание качества образования и адекватных инструментов его оценки, 48 процентов образовательных организаций района используют современные оценочные процедуры.

Основными показателями качества образования является уровень обученности и качество знаний учащихся. Качество знаний по итогам 2014/15 учебного года составило 46,3 процента. На «отлично» учебный год окончили 126 учащихся (10,8%). На «хорошо» и «отлично» – 415 учащихся (35,5%). Шесть выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении».

ЕГЭ по-прежнему остаётся главной системой оценки знаний выпускников. Результаты ЕГЭ – это ресурс реализации выпускниками возможности продолжения образования, а значит, построения личностно-профессиональной траектории развития и реализации. «Важно понимание ответственности руководителей и педагогических работников за качество реализации образовательной услуги, – отметила Валентина Александровна. – Педагогическим сообществом должна быть принята позиция: выпускник не получил аттестат – школа не в полной мере выполнила государственное (муниципальное) задание на реализацию образовательных услуг».

Начальник отдела образования рассказала о ситуации в системе дополнительного образования. В школах функционируют 215 учебных объединений дополнительного образования, численность контингента составляет 398 человек, из них 84 % обучаются на базе школ.

Разнообразны организационные модели дополнительного образования в школах: это центры по работе с одарёнными детьми, клубы по интересам, детские общественные организации. Двум районным организациям дополнительного образования присвоен статус муниципальных ресурсных центров.

Валентина Александровна дала подробный анализ работы с одарёнными детьми, организации питания школьников, деятельности, направленной на сохранение здоровья детей и озвучила задачи, которые педагогическому сообществу предстоит решить в наступившем учебном году.

В ходе конференции прозвучали выступления проректора по непрерывному образованию МГАУ Елены Симбирских, учителей школ района Людмилы Ефремовой, Татьяны Сарычевой, Татьяны Поплёвиной, настоятеля храма Иоанна Богослова отца Артемия.

Автор:Тамара Толстова