/images/ad-victory.jpg

Учителю мы говорим «Спасибо!»

« Староюрьевская ... »
40
от
Среда, 30 сентября, 2015 (Весь день)
955
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/09/30/top68.ru-uchitelyu-my-govorim-spasibo-62734.jpg?itok=0yyJJSqz
Школьный учитель — одна из самых почётных и уважаемых в нашей стране профессий. Учить и воспитывать детей — дело сложное, требующее большого искусства, гибкого ума, твёрдых убеждений, большой культуры, начитанности и отзывчивого сердца. Щедрость и неравнодушие — главная черта учителя.

Дар яркий, впечатляющий

Двадцать пять лет в Староюрьевсой средней общеобразовательной школе учителем русского языка и литературы трудится Александр Владимирович Лежнёв. Все эти годы он отдаёт учащимся всё лучшее, чем владеет сам: обучает детей и помогает им в совершенстве овладевать родным языком, приобщает их к богатствам отечественной и зарубежной литературы.

На протяжении многих лет об А. Лежнёве в педагогических и литературных кругах говорят как о профессионале высокого уровня.

А всё началось со школы. В 1957 году он поступил в первый класс Стаевской средней школы, которую закончил в 1967 году. В эти годы участвовал в художественной самодеятельности в качестве чтеца, ведущего вечеров, праздников. Поставил несколько спектаклей, в которых сам и играл. Занимался в театральном кружке при Мичуринском городском Доме пионеров и школьников. В течение нескольких лет готовил и вёл передачи школьного радио.

После окончания школы по рекомендации известного писателя, журналиста, редактора  Б. Панова был принят на работу литературным сотрудником редакции газеты «Знамя коммунизма» Никифоровского района Тамбовской области. До этого его заметки, корреспонденции печатались в мичуринской районной газете «Знамя Октября», а дебютировал он в качестве юного корреспондента на страницах областной газеты «Комсомольское знамя».

Первого сентября 1968 года он стал студентом факультета русского языка и литературы Мичуринского государственного педагогического института, который успешно закончил в 1972 году. Дипломную работу под руководством кандидата филологических наук А. Земляковской защитил по творчеству А.П. Чехова. В студенческие годы участвовал в самодеятельности, занимался актерским мастерством у режиссёра Г. Носатова и артиста Г. Колыханова (Мичуринский драматический театр), которые проводили со студентами  занятия в рамках факультета общественных профессий. Он продолжал сотрудничество с редакциями различных газет и с Тамбовским областным радиокомитетом, принимал участие в передачах радио города Мичуринска.

По окончании Мичуринского государственного педагогического института А. Лежнёв был направлен на работу в качестве учителя русского языка и литературы в Вердеревщинскую восьмилетнюю школу имени генерал-майора В. Глазкова (Бондарский район Тамбовской области).

Затем он служил в Советской Армии. Службу проходил в Чернигове (Украина). По окончании службы вернулся в Вердеревщинскую школу, где работал учителем русского языка, литературы, истории, заместителем директора школы. Здесь Александр Владимирович создал музей боевого генерала В. Глазкова, который действует в Вердеревщине и сегодня. Здесь он также активно участвовал в художественной самодеятельности села и района, сотрудничал с районной газетой «Народная трибуна» и с редакцией газеты «Тамбовская правда», где публиковал материалы о жизни села Вердеревщина.

В 1976 году Александр Владимирович переехал в Староюрьево, где с сентября 1976 года по август 1980 года был старшим корреспондентом, заведующим отделом редакции газеты «Звезда». С августа 1980 года работал в Староюрьевской восьмилетней школе. В 1985 году был награжден значком «Отличник народного просвещения».

За годы работы в этой школе возглавлял агитбригаду «Время», которая выступала не только на полевых станах района, но и на престижных площадках Мичуринска, Тамбова.

В 1986 году А. Лежнёв поступил на заочное отделение в аспирантуру Научно-исследовательского института школ (Москва), а в 1987 году перешёл учиться на стационар. В аспирантуре занимался под руководством известного учёного, методиста В. Коровиной. В декабре 1990 года ему была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.

По окончании аспирантуры трудился методистом в Староюрьевском районо, откуда уже зрелым мастером в 1990 году перешёл в Староюрьевскую среднюю школу учителем русского языка и литературы, где работает и по сегодняшний день.

Гармония во взаимоотношениях с учащимися, взаимное уважение и общность интересов  умение проникнуть во внутренний мир детей, подростков и юношей, увлечь их подлинными духовными ценностями являются основными чертами индивидуального стиля педагогической деятельности Александра Владимировича.   

Как говорит директора школы Т. Киселёва, секрет мастерства этого педагога состоит в умении делать любой урок или внеклассное занятие воспитывающим, предельно отвечающим требованиям современности.

Александр Владимирович не может себе представить педагогическую деятельность без классного руководства, без активной общественной работы. Его ученики принимают активное участие и занимают призовые места в конкурсах: всероссийская олимпиада школьников по искусству (призёр, 2013 г.), конкурс сочинений «Мой вклад в экологию родного края», олимпиада школьников союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (призёр 2013 г.); на муниципальном уровне: Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества (победитель, 2014 г.), конкурс краеведческих работ «Победа в моей семье», посвящённый 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (Дипломом 1-й степени, 2015 г.).

Педагог не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствует свои знания, ищет новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышает уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации. Участвует в методической работе школы и района: выступает на педсоветах, заседаниях школьных методических объединений, практических семинарах  районных методических объединений, дает открытые уроки.

Александр Владимирович Лежнёв — кандидат педагогических наук (1990), заслуженный учитель России (2000), член Союза журналистов РФ (2005), в 2006 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации и награждён Почётной грамотой министерства образования и науки РФ, победитель областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области-2012».

Он автор пятнадцати книг и брошюр, изданных в России и в Украине, в том числе пяти поэтических сборников. Стихи, написанные им, передавались по тамбовскому областному радио (авторская программа Ларисы Шмелёвой «Тамбовская лира»), печатались в коллективных сборниках, в областной Книге Памяти (том 8) (1995), в двух изданиях  книги «С четырёх сторон Россия… Тамбовский край на карте страны».

Большое внимание педагог уделяет краеведческой деятельности. Его рассказы неоднократно публиковались в районных газетах Тамбовской области и звучали в программах областного радио. А. Лежнёв — исследователь жизни и творческого пути композитора А. Верстовского, поэтов В. Шульчева и П. Матюхина, публициста и прозаика А. Новикова, писателя с мировой известностью Е. Замятина.

Тамбовский государственный университет имени Державина издал две его книги о Е. Замятине.
О творчестве Александра Владимировича есть статьи в книге «Литераторы на Тамбовской земле» В. Андреева (Мичуринск, 1998); в библиографическом календаре-справочнике «Тамбовские даты 2000 г.»; в «Тамбовской энциклопедии» (2004), в учебном пособии для учащихся 8-9 классов «Литературное краеведение» Л. Поляковой, В. Дорожкиной, Е. Гараниной, С. Федотовой (Тамбов,2007), в сборнике биографий Тамбова и Тамбовской области «Кто есть в Тамбове и Тамбовской области в 2011 году» (Тамбов, 2011), в «Бондарской энциклопедии» (2013). Он постоянно сотрудничает с районной газетой «Староюрьевская звезда». К 70-летию Великой Победы советского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов печатался его рассказ «Облака покидают небо», который посвящался староюрьевским педагогам, участникам войны.

Стиль работы, воспитательное воздействие на учащихся и особенности педагогического общения Александра Владимировича вызывают постоянный интерес к нему коллег и педагогов-исследователей. Своеобразие его педагогического дара, яркий, впечатляющий портрет учителя-мастера воссозданы и в письмах его бывших учеников.  

Главная награда — успехи учеников

А вот другой учитель — Валентина Алексеевна Лесникова, учитель математики филиала Староюрьевской средней школы в селе Новоюрьеве.

В. Лесникова родом из поселка Ново-Ситовка Сосновского района. Родилась в многодетной семье. В посёлке школа была только начальная — четыре класса, для дальнейшего обучения ей приходилось ежедневно пешком преодолевать по пять километров до соседнего села Фёдоровка.

Быть учителем Валентина мечтала с детства. Ещё до школьной скамьи, играя с младшими братьями и сестрой, соседскими ребятишками, всегда выбирала роль педагога — учила читать, писать, вычитать и складывать.

В десятом классе педагогические склонности проявила на практике: в течение двух недель проводила уроки математики в 10 и в 8 классах вместо учителя, который находился на учёбе. Ей нравилось учиться, познавать мир. Так с одноклассницей по дороге из школы они часто устраивали себе уроки иностранного языка, разговаривая на немецком.

О сегодняшнем школьном образовании Валентина Алексеевна говорит так: «Тогда средняя школа, не дифференцируя детей, давала в равной мере основы знаний и по естественно-математическим, и по гуманитарным наукам школьного курса. Теперь в школе сплошь и рядом от детей слышишь фразу: «Это мне не надо, я гуманитарий». А как же быть с выкладкой о том, что математику нужно изучать уже потому, что она ум в порядок приводит?! А как быть с гармонией в развитии растущего человека?»

Валентине Алексеевне с учителями повезло. «Практически каждый из них, — вспоминает она, — умел донести до нас, учеников, всё то нужное и важное, что не расскажет никто другой. Учиться было одинаково интересно по всем предметам. Пропущенные уроки по причине болезни или непогоды мы всегда старались проработать дома самостоятельно. Тяга к знаниям была у всех».

Желание посвятить свою жизнь преподаванию окончательно закрепили у Валентины Алексеевны её замечательные педагоги Клавдия Гавриловна Костева и Борис Николаевич Заусонин. «Клавдия Гавриловна, — рассказывает Валентина Алексеевна, — уговорила нас с подружкой в 9 классе пройти подготовительные курсы факультета иностранного языка Тамбовского государственного педагогического института. И мы с ней в течение года добросовестно писали контрольные работы по русскому, немецкому и истории, а в последнее воскресенье месяца ездили в институт на занятия. Но тогда победила любовь к математике, и в 1981 году я подала документы на отделение математики физико-математического факультета этого ВУЗа. О моём решении узнал Борис Николаевич Заусонин, тогда он был директором школы и учителем физики, и сказал мне, что я зря сделала такой выбор, потому что на отделении физики учиться интереснее, и я переписала заявление».

В студенческие годы В. Лесникова возглавляла учебно-воспитательный сектор факультета, занималась научно-исследовательской работой, ежегодно участвовала в студенческой научно-практической конференции. По окончании ВУЗа научный руководитель дипломной работы по математике Светлана Васильевна Кольцова предложила Валентине Алексеевне продолжить учёбу в аспирантуре. «Снова учиться», — подумала тогда Валя и отказалась. Не знала она тогда, что учиться ей придётся постоянно.

В. Лесникова начала трудовую деятельность в 1986 году в Новоямской восьмилетней школе Сосновского района учителем физики и математики. Поработала она и в родной Фёдоровской средней школе. Затем в течение одиннадцати лет преподавала физику в Староюрьевской средней школе и вот уже восьмой год работает в школе села Новоюрьева заместителем директора по учебно-воспитательной работе и преподаёт здесь математику.

О профессии учителя, о том, каким должен быть современный учитель, Валентина Алексеевна говорит так: «Нелёгок и сложен труд учителя. По-настоящему глубоко я задумалась об этом, когда школьные и студенческие годы оказались далеко позади. Школа ведь всегда была призвана прививать учащимся уважение к человеку, учить деликатности, пониманию красоты. Современный учитель должен быть мобильным, эрудированным, знающим и любящим свою профессию, должен создавать условия для творческого развития ребёнка, учить его самостоятельно мыслить, быть объективным. Он должен быть дипломатом и в какой-то мере актёром. Быть всегда ровным, внимательным, подтянутым. Не имеет он права переносить «на школьную сцену» свои личные переживания. В класс должен входить с чистой душой, какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в его жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всём. Иногда это бывает очень трудно.

В каждой школе, как и в каждом классе, есть учащиеся, которые учатся слабо, есть и сильные дети. Есть дети, которых родители балуют, холят и лелеют, а есть такие, кто обделён родительской любовью и заботой. К каждому такому ребёнку нужен свой особый подход. Как, впрочем, и к родителям детей. Конечно, не всем суждено быть Ломоносовыми и Ньютонами, одни слабее других в учёбе, но все они могут проявить себя в чём-то ином. От учителя  зависит, какими будут наши дети, научатся ли они получать знания, станут ли они добрыми и щедрыми, любящими и отзывчивыми, смогут ли они после окончания школы сами, без чьей-либо подсказки, сделать выбор своей профессии, а значит, своего дальнейшего жизненного пути.

Чтобы работать в школе, и это моё глубокое убеждение, нужно, в первую очередь, любить своё дело, свою работу. Я сама — ученик, нахожусь в постоянном поиске новых, лучших, более совершенных методов преподавания. Неизменным остаётся лишь одно — любовь к детям».

В. Лесникова в 2004 и 2007 годах за эффективную педагогическую деятельность была награждена Почётной грамотой администрации Староюрьевского района, в 2011 году - Благодарственным письмом. В том же 2011 году награждена Почётной грамотой администрации Тамбовской области. Но главной наградой за свой труд Валентина Алексеевна считает успехи её учеников, их радостные улыбки при встрече.

Школа — дом радости

Педагогический стаж работы Людмилы Васильевны Дроковой, учителя биологии и химии филиала Староюрьевской СОШ в селе Большая Дорога, одиннадцать лет.

Эту специальность Людмила Васильевна выбрала не случайно. «В наши дни, — говорит она, — биология и химия стали особенно престижными и актуальными. И это связано с развитием новых областей знаний — космической биологии, экологии, молекулярной химии, которые помогают решать социальные задачи.

А знание элементарных основ химии и биологии необходимо каждому из нас, они как бы один из показателей общей культуры человека. Поэтому на своих уроках я не только рассказываю учащимся о происхождении жизни на Земле, но и способствую формированию у них экологического мышления, то есть понимания взаимосвязи человека и природы, животного и растительного миров. Многие уроки химии и биологии строю на обобщении опыта, полученного учащимися во время практики, экскурсий, субботников. Подготавливая опыт или лабораторную работу, забочусь не только о качественной стороне их проведения, но и о воспитывающем эффекте такой работы».

Об уроках Людмилы Васильевны руководитель филиала школы Маргарита Валентиновна Чурилова отзывается так: «Уроки Людмилы Васильевны методически правильно построены, содержательны и интересны. Работая над проблемой «Активизация познавательной активности учащихся на уроке», она формирует у них такие качества, как самостоятельность, конструктивность и оригинальность мышления, готовит их к творческому труду. А знание научного материала, методики преподавания биологии и живое эмоциональное объяснение позволяют ей сочетать научность с доступностью и ясностью изложения.

Людмила Васильевна, используя наглядные средства обучения, компьютерные технологии, дидактический материал, тесты, лабораторные и практические работы, требуемые по программе, добилась того, что уровень обученности по биологии составляет сто процентов, а качество знаний — семьдесят пять.

Людмила Васильевна имеет индивидуальный подход к каждому ребёнку, проявляя терпение, выдержку, настойчивость, веру в его потенциальные возможности. Она проводит большую работу с учащимися, интересующимися биологией и экологией. Её ученики являются ежегодными победителями на региональных и муниципальных конкурсах, олимпиадах: «Моя Земля, мои земляки» (1 место, 2014 г.), «Малые грани» (2 место, 2014 г.), «Человек и природа» (2 место, 2014 г.), «Микромир» (1 и 2 места, 2014 г.), «Живая Земля» (3 место 2014 г.), «Первые шаги в науку» (3 место, 2014 г.), «Грани творчества» (1 и 2 места, 2015 г.), «Человек и природа» (1 место 2015 г.), «Микромир» (1 место, 2015 г.).

Педагог проводит большую работу по озеленению пришкольной территории. Совместно с учащимися выращивает рассаду декоративных растений, занимается сбором семян однолетников. Неоднократно выставочные материалы, выполненные детьми, награждались дипломами.  

Людмила Васильевна принимала участие в конкурсе «Учитель года-2012», награждена Грамотой администрации Староюрьевского района. В 2014 году стала победителем в областном конкурсе «Народный учитель». В 2015 году награждена специальным дипломом «Дни защиты от экологической опасности». Она доброжелательная, скромная  и внимательная, пользуется заслуженным уважением со стороны учащихся, родителей и коллег».

Сама Людмила Васильевна говорит, что учительская профессия — это умение проникать в сердце ученика, видеть его в духовном росте и становлении. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни — человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависят его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье. Конечный результат нашего труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что мы сделали, сказали, сумели внушить ребёнку, иногда сказывается через несколько лет. И ещё, как подчеркнула Людмила Васильевна, школа должна быть домом радости. Побольше уюта, тепла, поменьше казёнщины.

Фото автора

Автор: 
Нина Ласкина
Читайте также:
Наверх