Лента новостей
Статья6 декабря 2011, 15:09

«Учимся дистанционно»

Пять лет Инжавинскому представительству дистанционного обучения
Современной Государственной Академии

Сегодня мы ведем разговор с его директором Галиной Владимировной НИКУЛИНОЙ.

- В настоящее время человечество вплотную подошло к использованию информационно-телекоммуникационных технологий абсолютно во всех сферах нашей жизни, в частности, в образовании. Разрабатывается программа использования дистанционных технологий в школах. Определенный опыт работы в этом направлении в нашем районе уже есть: в этом году исполнилось пять лет Инжавинскому представительству дистанционного обучения СГА. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этом учебном заведении поподробнее.
- Пять лет назад при поддержке главы Инжавинского района А.М. Попова было открыто представительство в нашем поселке. В этом году 13 человек получили дипломы о высшем образовании государственного образца, и ещё раньше успешно защитили дипломы 3 выпускника (ускорники). Важно отметить, что все они - работники разных предприятий и организаций рабочего поселка. А это значит, что люди не покинули малую родину, а укрепили и повысили свою квалификацию, не выезжая в другие города, что непременно отразится не только на повышении самооценки конкретных людей, но и на развитии экономики нашего района.
- Галина Владимировна, расскажите, пожалуйста, чем Современная гуманитарная академия принципиально отличается от традиционных Вузов России?
- Наша страна владеет самой большой в мире территорией - 14% суши. Это заставляет искать собственные пути развития образования. В декабре 2010 года Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Нам нужно рассредотачиваться по всей территории. Нам нужно в каком-то плане поменять, если хотите, ментальность… Надо распространяться по территории. Это очень важно и геополитически, и для будущего». Действительно, для России с её громадными, территориально удаленными, зачастую малонаселенными регионами геодемографические факторы играют важнейшую роль при анализе возможных стратегий как развития страны в целом, так и её образовательной отрасли. Так вот Современная Гуманитарная Академия (созданная в 1991 году) - вуз, который через использование спутниковой связи, современных информационно-телекоммуникационных технологий «распределился» по всей территории нашей страны с запада на восток и с севера на юг, предоставляя возможность дистанционного обучения гражданам своей страны.
СГА - это вуз, который один из первых показывает, как через использование информационно-телекоммуникационных дистанционных технологий можно эффективно решать проблемы не только высшего, но и школьного образования на отдаленных, в том числе малонаселенных территориях, способствуя сохранению контроля России над этими территориями, обеспечивая закрепление на них населения. Не правда ли, проблема очень серьезная? СГА придерживается той идеи, что образование должно поставляться населению, а не население «подвозиться» к образованию. В этом его главное своеобразие, а образовательные программы он использует те же, что и все вузы РФ.
- Что Вы можете сказать о возрастном цензе Ваших студентов?
- Мы привыкли к тому, что студентами являются молодые люди в возрасте 18 - 24 лет. Но современная жизнь диктует свои условия: образование должно стать реально непрерывным. Что это значит? А то, что человек, чтобы быть востребованным, должен иметь возможность неоднократно получать высшее образование. В обучение сегодня вовлекаются все больше люди «третьего возраста». Так вот СГА - вуз непрерывного образования. Самому молодому студенту Инжавинского представительства - 20 лет, самому старшему - 53 года. Сегодня СГА получила лицензию на средне-профессиональное образование в представительствах. В этом году мы получили возможность обучать граждан на базе 9 классов по специальности «Экономика и бухучет». В перспективе - специальности других направленностей.
- Простите за прямой вопрос, но все-таки я его задам: дистанционная система обучения не ведет ли к снижению качества образования? Не секрет, что компьютер человеку не сложно «обмануть»?
- А вот тут я не только ещё раз обращусь к тому, что «…нам нужно в каком-то плане поменять, если хотите, ментальность», но и к тому, что использование конкретной системы для получения образования каждый человек должен для себя выбирать сам. Сегодня мы уже вплотную сталкиваемся с тем, что успешность работника зависит от его квалификации, грамотности, мобильности, компетентности, наличия коммуникативных качеств, а не от «руки», способствующей данному лицу занять определенное место. Грамотные специалисты везде нужны. Поэтому, если человек хочет достойного к себе отношения, занять место, которое поможет его семье иметь материальное благополучие, быть востребованным, он будет учиться. Компьютер обмануть на самом деле можно, но не обманем ли мы тем самым себя? Вот это решает для себя каждый сам.
- Вы много лет проработали в сфере образования. На Ваш взгляд, какие меры по укреплению образования, кроме объединения школ, возможны ещё?
- Мой педагогический стаж - 30 лет. Я отдаю себе отчет в том, что легче видеть недостатки в работе кого-то со стороны, чем самому решать серьёзные проблемы. Наверное, в сегодняшних условиях то, что происходит в нашем районе - оправдано объективными факторами. Уверена, что нашу администрацию волнует проблема сохранения сел и деревень, а значит, я думаю, наше руководство не оставит без внимания факт использования дистанционного обучения. Надеюсь, что также в поле зрения держится опыт работы учительских домов. Хотелось бы, чтобы каждый родитель имел возможность выбора: в какой форме дать образование своему ребёнку. А может быть и вместе со своим ребёнком учиться и самому.

Автор:Наш корр.