/images/ad-victory.jpg

Церкви нет, но можно построить часовню

« Инжавинский вестник »
29
от
Среда, 15 июля, 2015 (Весь день)
1025
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/07/15/top68.ru-tserkvi-net-no-mozhno-postroit-chasovnyu-59037.jpg?itok=EWABfA2u

Вскоре после состоявшегося в селе схода граждан в Калугино началось строительство часовни. Его ведут бывшие воины-десантники Николай Афанасьев, Александр Ларгин, Виктор Кутуков, Алексей Перелыгин и Фёдор Достовалов. Свой вклад в это вносят и местные краеведы, стараясь пробудить в людях духовную память. Когда-то в каждом крупном селе нашего района были храмы, в том числе и в селе Калугино. Как свидетельствует историко-статистичекое описание Тамбовской епархии, в 1860 году на средства помещицы Ланской там была построена каменная церковь. Престолов было три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, второй – в честь святых бессребренников Космы и Дамиана, третий – во имя мученицы Наталии.


В годы богоборчества почти все сельские храмы, в том числе и в Калугине, постигла печальная участь. С горечью об этом рассуждает местный краевед Николай Грачёв и предлагает своё решение восстановления духовно-исторической памяти.

– О судьбе церкви в Калугино знаю по рассказам старожилов. Люди жили бедно, а церкви строили. Но после революционных событий всё изменилось. Начались гонения на верующих людей, их преследовали за религиозные убеждения, отправляли в ссылки и сажали в тюрьмы, из которых многие не вернулись. Церкви закрывались, а церковное имущество растаскивалось или уничтожалось, святыни подвергались поруганиям.

Эта судьба не миновала и церковь в селе Калугино. С созданием местной управы и комбеда на церковь было совершено нападение. В один из дней, когда пришли её грабить, кто-то из церковных служащих ударил в набат, и сюда сбежались люди. Комбедовцы были пьяны, требовали, чтобы им отдали церковную утварь и книги. Но люди встали на защиту церковных ценностей, вступили с ними в перепалку, дело закончилось дракой. Комбедовцы в этот раз отступили, пообещав прийти снова.

Это время пришло – с церкви сдёрнули крест, сбросили колокола. Старожилы рассказывали о том, какое в те годы творилось безумие. Старинных икон не осталось. Большие по размерам церковные иконы распиливали и делали из них для школьников парты – находились такие люди. А какова судьба других церковных святынь, теперь уже никто не даст ответ.

Когда начали создаваться колхозы, по указанию свыше церковь разрушили, а на её месте построили МТС и склад. Заброшенным оказалось расположенное рядом с церковью кладбище. Сельский погост образовали на новом месте. А на месте старого кладбища стали строить дома. Учителя не разрешали школьникам носить крестики. В то же время многие из них втайне крестили своих детей и были крещены сами. Вот такой была жизнь – по двойным стандартам.

В течение 70 лет в умы людей насаждался атеизм, и это дало свои горькие плоды. Нет в душе Бога – значит всё дозволено. И не задумывался никто о том, какие последствия принесёт с собой духовное обнищание, что случающиеся горести и беды, а их было немало, пришли не сами по себе, а навлекли их люди своей греховной жизнью. Никто из тех, кто разрушал храм, осквернял сельское кладбище, не жил в благоденствии и не закончил свою жизнь достойно.

По территории, где ранее стояла церковь, теперь проходит несколько дорог. По ним едут на тракторах, автомобилях, мотоциклах, гонят на пастбище скот. Я несколько раз обращался в местную администрацию с предложением запретить затаптывать это святое место. Но пока, к сожалению, не встречаю поддержки. И вот теперь обращаюсь к своим односельчанам через печатное слово: не пора ли нам, калугинцам, подумать о своём прошлом и будущем? В настоящее время во многих сёлах строят церкви: в Паревке, Иноковке, Золотовке, посёлке Землянский. В Калугино тоже есть святое место – на месте разрушенной церкви по распоряжению генерального директора агрофирмы «Поля Русские» поставлен поклонный крест. Местный краевед восстановил памятник, который был заброшен и долгое время лежал заросшим в траве. На памятнике имеется надпись с указанием даты кончины нашего земляка: «Михаил Михайлович Матвеев. 16 августа 1856 года на 39-м году жизни. Дочь его Юля скончалась 17 августа 1858 года на 3-м году жизни». На обратной стороне надпись: «Незабвенному мужу». Памятник округлой формы, тяжёлый, надпись хорошо читается. Предположительно, стоял он у бывшей церкви.

Есть задумка на святом месте, где была церковь и кладбище, построить небольшую часовню. Средств для этого потребуется немного. 17 июня в селе состоялся сход граждан, на котором собравшиеся меня в этом поддержали и поручили вплотную заняться этим вопросом. Уже составлен проект, по которому будет строиться часовня, и получено благословение благочинного Инжавинского церковного благочиннического округа иерея Михаила Дымскова. Надеюсь на активную помощь жителей села.
 

Фото автора

Автор: 
Николай Грачёв
Читайте также:
Наверх