Лента новостей
Статья6 августа 2013, 15:23

Три поколения учеников

В год 85-летия района мы вспоминаем людей, которые внесли значительный вклад в его развитие и процветание. В д. Вишнёвка Пустоваловского сельсовета в школе трудился замечательный человек и педагог Владимир Михайлович Туркин. В этом году школа, которая была построена и открыта благодаря его неустанному усердию и чёткому руководству, отметила 80-летний юбилей. А 6 июня исполнилось 110 лет со дня рождения самого Владимира Михайловича.
Вот уже 28 лет нет этого человека, но добрая память о нём жива по сей день. Владимир Михайлович прожил так свою жизнь, что три поколения, учителем которых он был, отзываются о нём, как о человеке исключительной доброты, глубокой порядочности и высокой культуры.
Учитель, доктор, советчик
Владимир Михайлович - выходец из семьи известных тамбовских дворян Сатиных, к роду которых принадлежала семья Сергея Васильевича Рахманинова – нашего великого земляка-композитора. Родился он в 1903 году в родовом имении своего отца в с. Гавриловка Гавриловского района Тамбовской области.
Во время революции, когда представители многочисленного рода Сатиных уехали за границу, Владимир Михайлович активно сотрудничал с новой властью. Так он оказался в селе Волхонщино в качестве секретаря сельского Совета. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Пелагеей Владимировной Туркиной. Владимир Михайлович пришёл жить в её семью, приняв при этом фамилию жены.
Когда советская власть начала проводить в стране культурную революцию, Владимир Михайлович вместе с супругой закончили педучилище, и стали учителями. В 1933 году они прибыли в деревню Вишнёвка, где и прожили всю свою жизнь.
Владимиру Михайловичу пришлось быть в эти трудные годы не только учителем, но и доктором, советчиком в житейских делах. Будучи почти единственным грамотным человеком, он составлял крестьянам прошения, заявления, читал и писал письма солдаткам. Вечерами приходилось вести ликбез, где занимались взрослые крестьяне, днём он учил деревенских ребятишек. Никаких условий для просвещения не было. Учились дети в простой деревенской избе. Из-за бедности учеников Владимиру Михайловичу приходилось покупать на свои деньги школьные принадлежности. По вечерам детвора готовила художественную самодеятельность под руководством Туркиных. Он сам сочинял стихи, песни, пьесы, а порой и выступал, взяв в руки мандолину.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и В.М. Туркин ушёл на фронт. Как бывший чекист, он работал с секретными документами. Даже получив тяжёлое ранение, Владимир Михайлович продолжал воевать до победы над врагом. Вернувшись домой, продолжил учительствовать. В трудные послевоенные годы он вместе с детьми помогал колхозу выращивать сельскохозяйственные культуры. Имел связь с Ленинградским институтом имени Вавилова. Вместе с детьми он проводил опыты с кукурузой, зерновыми культурами, а также выращивал арахис, спаржу, базилик и многое другое.
Большой радостью на селе было открытие в 1967 году неполной средней школы, где Владимир Михайлович Туркин обучал новое поколение односельчан.
Владимир Михайлович Туркин награждён медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», а также юбилейные медали ко дню Победы в Великой Отечественной войне.
Отличник народного образования, учитель в глубоком смысле этого слова, Владимир Михайлович Туркин всю свою жизнь отдал делу культуры и просвещения д. Вишнёвка (учительствовал с 1933 по 1969 годы). Он скромно жил и тихо ушёл их жизни, но остался у односельчан в памяти настоящим светилом, верным сыном своего Отечества, слугой своего народа.
Учительская династия Сатиных-Туркиных на этом не закончилась. Дело родителей продолжили дочери, внуки. Учительская профессия для этой династии стала жизненным кредо. А их общий трудовой стаж превысил двести лет.
Воспоминания внука
Рассказы об этом удивительном человеке передаются из поколения в поколение в семьях его потомков. Вот, что рассказал его внук Антон:
«Прямых воспоминаний о моём дедушке Владимире Михайловиче у меня нет, так как умер он через два года после моего рождения, но о нём много рассказывали его дочери: моя мама, Любовь Владимировна (младшая дочь), тётя, Юлия Владимировна (старшая дочь, умерла 17.06.2013), тётя, Нина Владимировна (средняя дочь) и другие старшие родственники.
С их слов и сложилось моё мнение о деде. Сейчас людей с таким характером, наверное, нет. Хочу рассказать несколько историй, которые, по моему мнению, определили его судьбу и глубоко характеризуют его как человека.
Мой прадед Михаил был помещиком средней руки, в Тамбовской губернии до революции у него были именье в Уваровском районе и дом в Тамбове на улице Энгельса в районе Первомайской площади (до революции Варваринская). Как все дворяне того времени летом они жили в деревне, а зимой в городе. Детские воспоминания деда характеризуются тем, что у него рано умерла мама, а отец женился во второй раз. У дворян было принято организовывать приёмы, а денег на такие мероприятия было мало. Михаил был легковерным и добрым человеком и во многом доверялся жене. Так вот мачеха заставляла детей торговать семечками и цветами возле церкви. Сами дети не всегда были накормлены. Очень часто моему деду приходилось ложиться спать голодным. Отец деда доверял жене, она всегда говорила, что дети сыты.
Учился дед в гимназии, которую закончил с отличием. Когда произошла революция и началась гражданская война, дед пошёл добровольцем в Красную армию. На вопрос, почему он принял новую власть, которая была против таких как он, он всегда отвечал, что при царе ничего хорошего он не видел, и его можно понять, учитывая его тяжёлое детство.
Рядом с дедом служили люди, которые были из крестьян, меньше из рабочих, с которыми он тянул все тяготы службы. Они относились к нему в основной своей массе хорошо, но были и завистники, которые считали, что ему как бывшему дворянину место как минимум в Сибири, а лучше вовсе его расстрелять. Надо отметить тот факт, что в годы Антоновского восстания большевики организовали много концентрационных лагерей на территории Тамбовской губернии. Один из таких лагерей пришлось охранять моему деду. В этих лагерях народ был разный в основном это заложники – женщины и дети, но были, естественно, и антоновцы, и те, кто им симпатизировал из мужиков. Продовольственный паёк у красноармейца был скромным, но, всё же больше, чем у заключённых. Дед втайне от начальства делился пайком с заключёнными, чем мог, облегчал их быт, потому что нечеловеческие условия содержания его просто поражали. Конечно же, через некоторое время про это узнали, но за руку поймать не могли, а нужен был формальный повод, чтобы его расстрелять и вскоре этот повод нашёлся.
В один из вечеров Владимиру Михайловичу приказали этапировать заключённых в другой лагерь одному. В лагерь этот нужно было идти через лес и, как минимум, в лесу пришлось бы ночевать. Расчёт начальства был прост: его или заключённые убьют и убегут (заключённые были самые настоящие уголовники) или он придёт без заключённых. Но система дала сбой. Ночью в лесу, когда уже не было видно и нужно останавливаться ночевать, Владимир Михайлович приказал собирать дрова для костра, а сам, обнявшись с винтовкой, в которой было шесть патронов, призадумался, как сохранить себе жизнь. Когда уже развели костёр, один из заключённых успокоил Владимира Михайловича, сказав, что такого человека как он, который делился своим пайком с заключёнными, они не только убивать не будут, но и бежать от него они никуда не собираются, потому что знают, что за это его расстреляют. Утром, когда пора было идти дальше, все десять человек были на месте. В лагере, куда он привёл заключённых, были очень удивлены. Вот так доброта и хорошее отношение к людям может помочь в жизни.
Автор:Подготовила Татьяна Саяпина. Фото из семейного архива.