Сегодня

Вторник, 21 августа 2018
vkontakte twitter facebook ok

Точка возврата

Номер газеты: 
25
Дата публикации: 
20.06.2012

  К нам в редакцию пришло письмо от нашего постоянного автора, уважаемого всеми учителя русского языка В. Т. Обуховой. В интернете она прочитала интервью с Валерием Мильдоном, филологом, профессором ВГИК. В нем он размышляет о том, как изменилась речь и мышление абитуриентов за время существования ЕГЭ, о проблеме преподавания русского языка и литературы. Темы, поднятые в интервью, настолько затронули Валентину Тимофеевну, что не поделиться с читателями своими переживаниями она не могла. Выводы, которые сделал опытный педагог В.Т. Обухова, возможно, будут полезны и нашим читателям.     

      Интервью не может не волновать. Действительно, много претензий к качеству речи. Особенно это касается письменной речи. В сочинениях и изложениях так много речевых ошибок, что диву даёшься! Понятно, работы сельских школьников. Но если раньше, полвека назад, чистовики учащиеся проверяли тщательно, то в настоящее время нет у детей времени, чтобы хотя бы просмотреть, просто прочитать. И тогда можно хотя бы что-то исправить, дописать буквы. Нет! Написано, так с плеч долой! Ещё хуже, когда сочинения скачаны из Сети. А в них ошибок очень много.
       Относительно чтения. Читают по программе, да и то из-под палки. Отсюда ошибки в названии произведения, фамилии автора. ЕГЭ, конечно, проще: можно попросту предвидеть ответы, проработав 15-20 вариантов. Не знаю, как сдали экзамен по русскому языку мои выпускники (надеюсь, что прилично), а вот за литературу, откровенно говоря, опасаюсь. Столько надо читать, учить наизусть! Когда-то я сама удивлялась, какие большие отрывки заучивали гимназисты! Теперь понимаю, что именно поэтому шлифовалась речь, ведь для заучивания давались отрывки из классических произведений.
        Литература – это чтение для души, для понимания, сопереживания. На своих уроках я читаю такие прекрасные книги, как «Что человек может» Г. Бочарова, очерки об Афганистане (например, «Седой солдат» А. Проханова). Именно такие произведения воспитывают, несут положительный посыл. И я вижу, как еле сдерживают слёзы те, кто внимательно слушает. Чтение учителя достаточно эмоциональное. Считаю, что ничто не может заменить книги! Именно они дали грамотность поколению военного времени, детям сороковых. Я имею в виду то, насколько грамотными они выросли. Например, С. М. Мурашко в черновиках очерка «Житьё-бытьё» почти не допускал ошибок, а ведь он не учитель русского  языка. Кулаев В. К. также достаточно грамотен. Обоих объединяет ответственное и трепетное отношение к языку, начитанность.
       А теперь поговорим о других книгах, которых так много сейчас выпущено для нечитающих. Книги в сокращении для ученика представляют что-то непознанное, в них нет места чувству, размышлениям; более того, не зная содержания, можно попасть впросак. В силу репетиторских занятий по разным предметам литература уходит на второй план. Учащиеся говорят, что им много учить, а тут ещё литература! Читать – много, учить – много. И когда я им говорю о том, что их родители учили намного больше, они отмахиваются (у нас дополнительные занятия!). «А у нас было до 7 экзаменов, и никаких репетиторов не было. И книги по всем предметам мы не выпускали из рук»,-  возражаю я. И, конечно, понимаю, что дело тут ещё и в том, что учащиеся много времени проводят в Сети. Особенно в «Одноклассниках». А уж там-то они о грамотности вовсе не думают. И самый главный рассадник – «аськи». Быстрота, нежелание перепроверить написанное (отношение такое же, как к сочинениям).
   Можно сколько угодно на уроках говорить о русском языке, о грамотности,но всё может «потонуть», так как даже в бегущих строках 1 канала, в газетах и журналах столько ошибок! И ничего! Никакой ответственности! Идёт сокращение корректоров, сокращение уроков русского в 11 классе (а ведь выпускникам  сдавать экзамены!). Где, как не в школе, на телевидении, в печати должна звучать правильная речь?! Мы находимся сегодня в той точке, которая может быть названа «точкой возврата».  ЕГЭ не формирует речь, абитуриенты не всегда могут правильно выразить суть вопроса. Более того, проблемы, представленные для обсуждения, далеки от выпускника – философия не каждому по плечу. Либо мы сохраним свою речь, либо… Даже боюсь подумать о том, что нас ждёт.

Автор: 
В. Обухова
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх