Лента новостей
Статья27 ноября 2014, 09:43

Такая необычная обычная мама...

Нас двое – мы семья
Екатерине Поляковой 27 лет. По признанию самой Кати, рядом с ней всегда были дети: младшие братья, друзья на несколько лет моложе, соседские малыши. Девушке с лёгкостью удавалось находить с ними общий язык. И, кажется, Екатерина всегда умела воспитывать детей. Если не знала, то уж точно чувствовала.
- В определённый момент я почему-то всерьёз заинтересовалась методиками детского развития, стала изучать соответствующую литературу, - вспоминает Екатерина. – И поняла, что абсолютно ничего не знаю ни о детях, ни об их воспитании. И подумала тогда, что, наверное, мне рано пока задумываться о продолжении рода. Было это года три назад.
А чуть позже Катя узнала, что скоро станет мамой. Видимо, её тогда ещё будущий сын Святослав решил, что сложности воспитания Екатерина пре­одолеет, а все сомнения... Впрочем, сомнения и переживания знакомы каждой маме.
И вроде бы начинается действительно обычная история. По-своему счастливая, по-своему хлопотная, полная забот и радостей. Если бы не одно «но». Катя, говоря на современном материнском сленге, «самомама». Казённое словосочетание «мать-одиночка» режет слух, да и не соответствует действительности. Разве может быть одиночкой мама с ребёнком?!
- Что я думаю о своём «статусе»? Я счастлива, ведь я – мама! – говорит Екатерина. – И, кстати, почему-то многие считают, что раз я воспитываю ребёнка одна, значит, его отец нас бросил. Это слово – «бросил» - я очень не люблю. Нас никто не бросал. Просто с когда-то любимым человеком мы не сошлись характерами, поняли, что мы абсолютно разные люди, и расстались мирно.
И я смогу!
А здесь мы сделаем перерыв в рассказе. Точнее, расскажем немного другую историю – о Кате-школьнице. До семи лет она ничем не отличалась от сверстников. А потом девочка заметила, что у неё ухудшается зрение. Впрочем, ей это не особо мешало: писать и читать она приноровилась, низко наклонив голову над столом или поднося книгу прямо к глазам.
- Одноклассники это замечали и смеялись, - говорит Катя. – Правда, я не обращала на них внимания. Комплексов у меня никогда не было, потому что я знала, что рядом со мной друзья, не замечающие моих недостатков.
Шло время, зрение падало всё сильнее. И на тот момент главной задачей для Кати было закончить школу. Из-за частых обследований в офтальмологических клиниках девять классов девушка окончила только в 18 лет. Впрочем, борьба за аттестат была для неё не единственной в то время.
- Раньше я жила в Саратове, а потом переехала в Тамбов, к бабушке, - поясняет Катя. – И здесь я столкнулась с повышенной бабушкиной опекой. Я понимала, что она просто переживает за меня, ведь я тогда уже практически ничего не видела. Но мне не хотелось сидеть дома, мне нужно было общение, я понимала, что могу, например, пройтись по улице с друзьями. Или куда-то сходить.
Катя с друзьями иногда выбиралась на городские праздники, принимала участие в разных молодёжных акциях. А когда ей исполнилось 19 лет, решила поехать в Волоколамский Центр реабилитации слепых ВОС.
- Там проводятся курсы реабилитации для людей, потерявших зрение. Для меня было важно общение с такими же людьми, как я, - говорит Екатерина. – После занятий часто собиралась неформальная тусовка, к которой я и примкнула. Особенно интересно мне было общаться с теми, кто работает в этом центре, а среди них много незрячих. Особенно поразило, что ничего не видящие люди самостоятельно добираются из Москвы в Волоколамск, прекрасно ориентируются без посторонней помощи. У многих есть семьи, дети.
И девушка вдохновилась примером своих новых друзей. Появилась такая нужная каждому из нас мысль: «Если смогли они, то смогу и я!». В Волоколамском центре она даже пыталась научиться играть на гитаре, но так и не освоила её. Правда, творчество, хоть и не музыкальное, прочно вошло в её жизнь чуть позже.
Юрист с художественным образованием
После школы нужно было определяться с профессией. Екатерина окончила колледж социокультурных технологий по специальности «Право и организация социального обеспечения». А после ей захотелось получить ещё одно образование. Поначалу Катя решила ехать в Ульяновск, учиться на массажиста. Но очередное обследование нарушило планы – пока Катя лежала в клинике, срок подачи документов закончился.
- Когда времени оставалось совсем мало, я узнала, что в ТГМПИ имени Рахманинова открыт приём по направлению художественного образования. Мне это показалось интересным, - рассказывает Екатерина. – В этом году я закончила бакалавриат и поступила в магистратуру. Скоро начнётся первая сессия!
К слову, диплом бакалавра у Екатерины с отличием. Сразу же спрашиваю, как удалось совмещать учёбу на очном (!!!) отделении с воспитанием совсем маленького Святослава.
- Сложно было, конечно, - признаётся Екатерина. – Несмотря на то, что мне оформили свободное посещение, практические занятия пропускать было нельзя. Сын, не видевший меня по несколько часов в день, начал проявлять характер: отказывался от еды, капризничал. Показывал мне, что обиделся. Но все проблемы мы решили.
Всё свободное время Катя с самого рождения Святослава посвящала именно ему. Совместные прогулки трудностей не вызывали – Екатерина прекрасно ориентируется в пространстве. А чтобы лучше контролировать малыша, вместо громоздкой коляски частым спутником прогулок был слинг.
- В коляску нужно всё время заглядывать, это неудобно. А в слинге сын рядом со мной, и я знаю, что он делает, - поясняет Катя. – Впрочем, с коляской мы тоже гуляли, но только если кто-то ещё с нами был.
Не могу удержаться от вопроса об удобстве нашего города для мам с детскими колясками. Тем более – для таких особенных мам.
- Для прогулок с коляской наш город не очень удобен, - вздыхает Екатерина. – Но, повторюсь, мы, как правило, гуляли в слинге. А что касается условий для незрячих... У меня есть собака-поводырь по кличке Арина. По закону такая собака всегда может находиться рядом с хозяином. А окружающие, например, в автобусе, не всегда адекватно на неё реагируют. Ещё одна проблема – озвученные пешеходные переходы. Их немного в городе, а некоторые совсем тихие: жители соседних домов жалуются, что этот звук им мешает.
Этим летом мама и сын даже путешествовали на поезде – ездили в Казань к друзьям Кати.
- Мы не виделись восемь лет! Сейчас Святослав подрос, с ним уже можно ехать, - говорит Екатерина. – Конечно, во время поездки его приходилось удерживать. Но это только первую часть дороги. На обратном пути он уже вовсю бегал по поезду, знакомился с попутчиками.
Мама Катя – любимая!
Наряду с продолжением учёбы Катя ещё и преподаёт. Ведёт кружок лепки из глины в библиотеке имени А.Н. Островского. Кстати, среди её воспитанников не только дети с нарушением зрения. Часто к ним присоединяются их братья или сёстры, друзья, у которых проблем со здоровьем нет.
- Это очень важно – совместное обучение ребят. Детей с нарушением зрения или с какими-либо другими особенностями нельзя ограждать от сверстников. Да и здоровые ребята должны знать и понимать, что люди – разные, и общения и уважения достойны все, - говорит Екатерина.
Святослава Катя воспитывает в тех же традициях, стараясь объяснить основы правильного поведения пока совсем юному двухлетнему малышу. Правда, замечает в разговоре, что отношение к людям с особенностями нужно менять в обществе в целом. Лишённый зрения или слуха, прикованный к инвалидной коляске, каждый человек достоин счастья и семьи.
Кроме преподавания лепки, Екатерина на досуге занимается мыловарением, называя это занятием для души. Правда, уточняет, что сейчас времени совсем мало. А ещё она декорирует ободки. Кстати, получается очень красиво, изысканно и стильно. Художественный вкус, думается, будет и у Святослава. Впрочем, не это главное.
- Самым важным в воспитании сына я считаю, конечно, любовь и поощрение его самостоятельности. Чем свободнее (конечно, в допустимых пределах!) чувствует себя ребёнок в детстве, тем увереннее он будет во взрослой жизни, - раскрывает материнский секрет Екатерина. – Говорят, что если Бог дарит женщине сына, то даёт ей шанс воспитать настоящего мужчину. У меня нет какого-то определённого образа, к которому я стремлюсь в воспитании сына. Главное, чтобы он вырос настоящим человеком.
А настоящий человек, к слову, уже проявляет мужские черты характера. Услышав, что в соседней комнате зазвонил телефон, Святослав шустро принёс его маме.
- Какая у тебя мама? – спрашиваю я.
- Мама... – задумывается малыш. – Мама... Катя!
- А какая она – мама Катя? Любимая? – не унимаюсь я.
- Да! – коротко и ясно отвечает мой юный собеседник. И, подойдя к Кате, обнимает её и прижимается губами к щеке...
Автор:Юлия НОСОВА. Фото автора