Лента новостей
Статья24 июля 2013, 17:56

Судьба пограничника

Война. Её непосредственных участников становится с каждым годом всё меньше. Время не даёт скидок тем, кто ценой огромных усилий отстоял мир. Но суровые сороковые наложили свой отпечаток и на судьбы тех, кому не довелось повоевать.
Василию Андреевичу Щекину к моменту окончания войны исполнилось лишь 15. Его мать Прасковья Сергеевна, старший брат и две сестры верили в то, что глава семьи Андрей Кириллович вернётся. Ведь похоронки они не получали, а известие о том, что он пропал без вести под Харьковом в 1942 году давало такую надежду.
Когда отца взяли на фронт, Василий только закончил Сабуровскую начальную школу. Чтобы продолжить учёбу, надо было ходить за 7 километров в Глуховку. Ни подходящей одежды, ни обуви не было. Прасковья Сергеевна согласилась с его доводами о том, что пора ему выходить на работу. Пахал на волах и лошадях, а в 16 лет его отправили учиться на тракториста в Оржевскую МТС. После медлительных волов трактор ХТЗ казался ему верхом совершенства. Особенно радовало то, что значительно повысилась выработка. И это перевешивало все сложности, которые молодой тракторист испытывал при эксплуатации стального коня. Незаметно пролетели два непростых года.
В 1949 году у Василия новый поворот в судьбе. Он уезжает в Свердловскую область в город Каменск-Уральский, чтобы в школе ФЗО получить профессию плотника. Ему нравилось работать с деревом, и учёба была не в тягость. С той самой поры он начал мечтать о доме, который построит своими руками. Наверное, поэтому вместо положенных после окончания 2-3 лет он отработал всего 1 год. Подобное нарушение грозило серьёзным наказанием. Выручил дядя, работавший председателем колхоза. Он послал племянника на курсы по управлению более совершенным трактором НАТИ. Именно эта техника (4 единицы) в 1950 году была использована для строительства плотины, после чего и появилось такое привычное для умётцев место отдыха как пруд Раскат.
В марте 1951 года Василия призывают на службу в армию. Мирное время и мирная работа, размеренная сельская жизнь. Разве мог он тогда предположить, что судьба преподнесёт ему несколько непростых, наполненных сложными событиями армейских лет. В начале службы он попал на одну из 20 застав, что дислоцировалась на границе с Венгрией в городе Берегово. Неспокойно тогда было в Закарпатье. Пособники фашистов не могли смириться с победой советских войск. В лесных массивах и горах действовали банды, которые наносили вред народному хозяйству. Для борьбы с ними был формирован спецотряд, в который было собрано 20 лучших пограничников, самых дисциплинированных, отличных стрелков. Базой спецформирования стало село Есеня Раховского района. В задачу бойцов и их командиров входили поиск и уничтожение членов банд, главарями которых были Заведей и Барконюк. Для этого использовались совместные рейды с бойцами войск внутренней службы, прочёсывание лесов. Кроме того, приходилось идти на всевозможные разведывательные хитрости: слежка за родственниками предполагаемых бандитов, формирование лжебандитских групп и т.д.
К счастью, ни одна из пуль, выпущенных по солдатам, не причинила В. Щекину вреда. Его удивляла фанатичность, с которой сражались бандиты. Они никогда не сдавались в плен. Предпочитали либо быть уничтоженными, либо, если не удавалось отбиться, расставались с жизнью добровольно.
Обо всех подробностях тех нелёгких послевоенных лет Василий Андреевич особо распространяться не стал. Но то, что ему тогда было присвоено звание «Отличный пограничник» - говорит о многом.
Завершение работ по очистке территорий от бандитов совпала со смертью Сталина. Спецотряд был расформирован, а Василий Андреевич последовал к новому месту назначения: 15 суток в товарных вагонах под Красноярск, где, начиная с 1948 года, шло строительство Агрогорода (ныне Железногорск). Туннели в 5 километров, горы, шахты, 16 стволов и огромное количество людей в военной форме. На строительство этого закрытого объекта были привлечены и заключённые.
По истечении 4-х лет В. Щекина должны были демобилизовать. В случае необходимости командир полка имел право продлить службу ещё на 6 месяцев. Однако судьбе было угодно, чтобы уехал Василий в родные края без дополнительного срока. Напряжённость службы сказалась на его здоровье. И то ли врач пожалел его тогда, то ли в самом деле служба ему была противопоказана, но вскоре поезд уносил его на родину.
А дома оказалось не всё так благополучно, как казалось и виделось издалека. Обветшал родительский дом. Костюм, который он справил себе перед армией, износил брат. Другой одежды, кроме армейской формы у него не было. В. Щекин с улыбкой признаётся, что приходилось одевать пиджак матери, чтобы сходить на улицу. Когда их колхоз «Трудовой крестьянин» присоединили к совхозу «Сулакский», он стал работать там плотником. Дел хватало, шло активное строительство и производственных помещений, и жилья, а он старался заработать побольше, понимая, что пора быть хозяином и строить свою семью. Тем более, что вернувшаяся из Москвы односельчанка Катя Аникина отвечала ему взаимностью. То, что они знали друг друга с детства, ускорило создание семейного союза. Буквально за неделю они приняли решение, которое родители поддержали. 27 ноября 1957 года они стали мужем и женой.
- После своей многодетной семьи в семье мужа я почувствовала себя просто барыней, - шутит Екатерина Тимофеевна. - Муж заботливый, свекровь добрая. В доме просторней, чем у нас.
Но и она старалась. Обшивала всех, подрабатывала этим нужным ремеслом.
Прожив 7 лет в Сабуровке, Щекины решили перебраться на станцию. Купили на Садовой улице домик. Василию Андреевичу работа нашлась в райтопе, а потом, начиная с 1970 года, трудился в «Сельхозтехнике» на пилораме, плотничал и столярил.
Екатерина Тимофеевна признаётся, что супруг был жадным до работы. Успевал выполнить все производственные нормы. А на месте купленной усадьбы стоит теперь дом, который он построил своими руками. За исключением электропроводки сделал в нём буквально всё. И сейчас в меру возраста и здоровья всё делает по дому. Екатерину Тимофеевну жители старшего поколения помнят, как одну из лучших работниц швейного цеха комбината бытового обслуживания. На этом предприятии она проработала более 20 лет.
Рука об руку идут они по жизни 55 лет, поддерживая друг друга, заботясь друг о друге. Здоровье у обоих не блещет, но они стараются не падать духом. Тем более, что есть кому позаботиться о них в трудные моменты. Обе дочери Татьяна и Любовь живут в райцентре.
С некоторых пор Василия Андреевича можно видеть среди почётных и уважаемых людей района на торжественных мероприятиях. Его участие по уничтожению бандформирований приравнено к участию в боевых действиях на фронтах.
Обычная семья каких множество у нас в России. Они не стремились к каким-либо вершинам. Они просто жили, работали и гордятся тем, что смогли справиться со всеми сложностями и получили право на заслуженный отдых.
Автор:Алевтина Бабаева