Лента новостей
Статья23 июля 2014, 09:30

Станции Вернадовка – 140 лет

Станции Вернадовка – 140 лет
Вернадовская земля - единственное в нашем районе место, где находится железная дорога и каждый может воспользоваться железнодорожным транспортом. Много десятилетий до активного развития системы автомобильных дорог она оставалась исключительно важным стратегическим пунктом.
История станции тесно связана с историей села.
В начале 70-х годов XIXвека началось строительство Сызрано-Вяземской железной дороги, которая должна была соединять Пензу, Рязань и Москву и проходить через Моршанский уезд Тамбовской губернии.
Иван Васильевич Вернадский, который к тому времени являлся управляющим конторой Государственного банка в Харькове, сумел добиться, чтобы железная дорога была построена в непосредственной близости от хутора Шигаевский – имении, полученном им в приданое при женитьбе.
Для строительства он бесплатно выделяет участок земли под железную дорогу, вокзал и станционные постройки. Новая станция стала называться по фамилии владельца окружающей земли – Вернадовка.
В феврале 1884 года Ивана Васильевича Вернадского не стало. Имение досталась его сыну Владимиру, который по достижении совершеннолетия должен был вступить во владение.
В.И. Вернадский занимался активной просветительской деятельностью. Особое внимание он уделял развитию и поддержке земской школы села Подъём. В марте 1903 года в письме к нему начальник отдела просвещения Сызрано-Вяземской железной дороги просил о помощи в деле создания при станции Вернадовка школы, в которой могли бы учиться дети станционных рабочих. Владимир Иванович согласился, но при этом настаивал, чтобы обучение в школе было бесплатным для всех, а не только для служащих железной дороги. Начальник отдела просвещения ответил, что у них существуют определённые правила, которые запрещают бесплатно обучать детей, чьи родители не являются их служащими. Таким образом, устройство школы на станции Вернадовка было отложено почти на полвека.
Руководство Сызрано-Вяземской дороги не раз обращалось за помощью к В.И. Вернадскому и по другому поводу. Так, в ноябре 1891 года он бесплатно выделил 2,7 десятины земли для строительства железнодорожной ветки, которая соединила Вернадовку и Земетчино.
В 1903 году Владимир Иванович настоял на переносе телеграфно-почтового отделения из с.Пичаево на станцию Вернадовка, для этого он опять же бесплатно выделил участок земли для строительства здания и 1,5 тысячи рублей.
Крестьянская война 1920 года задела и Вернадовку. В апреле на станцию совершил налёт отряд антоновцев, под командованием эсера Солянского, который значительно повредил станционные постройки и почти сжёг вокзал, были расстреляны члены Вернадовской ячейки РСДРП (б).
В 1929 году в Вернадовке организовали совхоз. Тогда же построена железнодорожная школа – семилетка. В 30-х годах реконструировали вокзал.
С первых дней Великой Отечественной войны со станции уходили десятки местных жителей, а вернулись единицы. Среди наиболее отличившихся - младший лейтенант Алексей Конкин, совершивший воздушный таран в небе над Курской дугой; его брат Борис, десантник, погиб в сентябре 1942-го. В битве под Москвой принимали участие зенитчица А.А. Заботина, братья Георгий и Александр Скородумовы, С.П. Словягин, А.П. Лазарев, И.П. Хлопков. На Курской дуге проявили храбрость старший лейтенант Г.И. Першин, старшина И.В. Корягин, сержанты А.И. Долгушев, Г.И. Чибизов, А.К. Климов, медсестра А.Н. Мельникова.
Немало вернадовцев удостоены орденов и медалей за освобождение Чехословакии, Румынии, Польши. На стенах рейхстага свои инициалы оставили П.В. Горбунов, И.В. Мешков, братья Исаевы.
Труженики тыла самоотверженным трудом также приближали Победу.
В наши дни железнодорожная станция Вернадовка переживает не лучшие времена. Уменьшается количество сотрудников, из-за резкого сокращения продаваемых билетов закрыта железнодорожная касса, проезжающие мимо поезда здесь надолго не задерживаются. И всё же путешествие по «железке» по-прежнему пользуется популярностью, особенно в сезон отпусков, а значит, железная дорога будет жить.

Автор:Елена Еремеева