Лента новостей
Статья6 августа 2013, 16:05

Советы подвижников

Каждый евангельский рассказ сообщает нам что-то новое, по-новому затрагивающее глубину нашего сердца и души. Вот, к примеру, разговор одного юноши с Христом Спасителем о самом главном – о вечной жизни.
Один очень богатый юноша, желая спастись, обратился к Господу с такими словами: Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь Жизнь Вечную? – Соблюди заповеди, - сказал Господь. – Какие? Господь повторил заповеди, данные Моисею, и Свою великую заповедь: Люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша, нисколько не сомневаясь, сказал: Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё не достаёт мне? – Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. И огорчённый юноша удалился. Он был очень богат. А Спаситель добавил: Истинно говорю вам… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. – Кто же может спастись? – спросили ученики Господа. Господь ответил: Человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Мы можем спросить себя, что такое богатство, против которого Спаситель предостерегает людей, когда говорит: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Феофан Затворник пишет: «Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему имеет пристрастие, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце своё обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому не входа в Царствие Божие…».
Отсюда понятно, что и богатому любой греховной страстью трудно войти в Царство Небесное. Страстью названного юноши было стремление к обогащению и сребролюбию. Ведь греховное богатство может быть и невещественным. Кто чем живёт, о чём мечтает, тем и наполняет своё сердце, которое затем становится гнездилищем греховной страсти. Гордый порабощается тщеславием, презирая других. Винопийца, порабощённый грехом пьянства, причиняет обиды и огорчения семье и обществу. Завистливый же из-за своей страсти не может спокойно и добродушно относиться к другим людям.
Итак, всякая греховная страсть, заполняющая сердце человека, удаляет его от Бога, вносит рознь в отношения с ближними, не позволяет в святости и чистоте души следовать за Христом Спасителем, а значит, закрывает доступ в Царство Небесное.
Почти у каждого из нас есть также привязанность к чему-либо ненужному, неспасительному. Какая-то недобрая страсть нередко тоже владеет нами. Хотя за богослужением в храме, слушая слово Божие, молитвы и песнопения, мы иногда бываем полны желания всецело послужить в своей жизни Господу, как следует совершать своё духовное спасение, но потом, по выходе из храма, а иногда ещё и в храме, наши чувства и мысли возвращаются к прежним недобрым привычкам, совсем неугодным Богу. И опять мы остаёмся такими, какими были до посещения храма. Опять к нам бывают приложимы слова Спасителя: «Трудно (такому человеку) войти в Царство Небесное».
А ведь для вечного спасения не надо делать ничего особенного, только исполнять заповеди Божии. Не поклоняться идолам, а лишь Единому Богу, чтить родителей, не прелюбодействовать, не лгать, не клеветать, не злословить и так далее. И этого достаточно для спасения. Но мы знаем, что тот, кто хотел бы во всей полноте исполнять завет Христов, должен отрешиться от себя, отдать всё и идти за Спасителем. Невинный интерес людей не лишает спасения. Забота о семье, о приобретении необходимого достатка не вредят спасению. Но если мы хотим быть теми, которые предстательствуют за род человеческий пред Господом, надо забыть свой интерес.
Если мы считаем себя православными христианами, то каждый пусть не требует друг от друга невозможного, особых подвигов. Но одно требование обязательно для всех: любовь к Богу и взаимная любовь. А у нас недостаёт твёрдой решимости идти за Христом путём добра и святости. Одно дело – желать, хотеть, а другое – исполнять заповеди Христовы, в действительности жить по-евангельски. Здесь требуется от нас постоянное и определённое усилие воли, ибо «Царство Небесное, по словам Господа, силою берётся (по-славянски: нудится), и (лишь) употребляющее усилие восхищают его» (Мф.11,12).
Святой Исаак Сирин говорит: «Как часто человек, когда хочет начать что-либо ради Господа, спрашивает … нет ли возможности удобно пройти этим путём без труда?» И далее сам же святой отец отвечает: «Что говоришь ты, человек? Желаешь взойти на Небо, принять тамошнее Царство, общение с Богом, упокоение в тамошнем блаженстве, общение с Ангелами, жизнь бессмертную и спрашиваешь: не труден ли сей путь?» (Слова подвижнические с. 222).
Если земные блага и земная слава созидаются большим, кропотливым трудом, то тем усерднее нужно трудиться ради Царства Небесного, чтобы за временные усилия удостоиться от Бога вечных благ, вечной жизни.
Путь к Богу, на Небо – есть путь многоразличного внутреннего и внешнего подвига, совершения добра во славу Божию, для спасения себя и на пользу людей. Никто не всходил на Небо, живя на земле лениво и порочно.
Можно сделать всё самое трудное и не сделать лишь одного, кажется, маловажного – и потерять душевный мир и вечное блаженство. Ведь Христос, сказав юноше о продаже имения, не осуждает тем самым земные блага и не запрещает владеть имуществом. Он не осуждает само имущество, а осуждает такое отношение к нему, когда имущество становится идолом, заслоняет собою всё остальное. Можно иметь больше, чем нужно на потребу, и остаться убогим; можно излишками спасти себя и пособить другим, а можно, наоборот, теми же излишками погубить свою душу и соблазнить других. Итак, дело не в богатстве, а в отношении к нему, в нашей осторожности, дабы оно не стало для нас единственно главным.
Ну, а если у нас нет в избытке имущества? Значит ли это, что мы уже достигли совершенства? Нет, потому что дело опять-таки не в том, сколько и чего у нас есть, а в отношении к тому, чем владеем. Можно иметь немногое и пылать к нему большой страстью – и это вменяется в грех. Евангелие предупреждает нас от всяких вредных привязанностей, которые могут всецело поглощать нас, ослеплять и усыплять. В евангельском чтении Господь как бы говорит юноше: разорви оковы, связывающие тебя по рукам и ногам, и тогда иди за Мной.
Каждого из нас обременяют слабости и привязанности, но нужно бороться с ними, ибо сама жизнь есть борьба. Человек всю жизнь борется прежде всего со своими привязанностями и пороками, с худыми привычками и недобрыми пожеланиями, составляющими то горестное богатство, с которым трудно, но необходимо расстаться, чтобы быть совершенным. Царствие Небесное достигается трудом, постоянным и тяжёлым. Оно – высшая правда, чистота и любовь, оно – блаженство. Всего этого не нужно искать где-то на стороне, всё это заложено в нашем сердце. «Сердце сокрушённое и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50,19). Но как в «злохудожную душу» не входит благодать, так в нечистом, отягчённом суетой сердце не могут произрастать плоды Царства Божия.
Трудно бороться с личными грехами, трудно делать постоянно добро, исполнять заповеди Христовы, быть совершенными. Это – целая наука о духовном спасении, но усвоить её можно постоянным трудом, совершая всё во имя Божие. Для этого нужно знать состояние своей души, её слабые и уязвимые грехом места. С искоренением личных грехов и начинается наше спасение. Если мы освободимся от главного греха, изымем основные его корни, то прочие, соподчинённые грехи легче будет удалить из нашей души.
При этом необходимо греховные привычки заменять противоположными – добрыми и спасительными. Если, например, кто пристрастился к пустословию, пусть привыкает впредь удерживать свой язык от злоречия и употребляет слова только полезные и нужные. Невоздержанный в чувствах пусть ограждает себя помышлением о Суде Божием и о величии целомудрия. Гневливый же пусть побеждает свой гнев снисхождением и любовью. Православные подвижники советуют зависть побеждать любовью, сребролюбие уничтожать милостыней, блуд искоренять целомудрием, чревоугодие изменять постом, уныние устранять молитвою.
Итак, всегда и во всём мы должны держать под контролем совести свои мысли и действия, стараться исправить в первую очередь своего внутреннего человека.
Да подвигнет нас евангельский рассказ о юноше к новым трудам и подвигам, к новым радостям в деле нашего совершенствования, в деле нашей любви и преданности Богу, ибо кто или что может разлучить нас от любви Божией? (Рим. 8,35). Будем преодолевать всё худое силою Возлюбившего нас и Призывающего ко спасению.
Будем просить у Господа нашего Иисуса Христа в столь сложном и ответственном делании помощи, потому что без Его содействия мы не сможем не только следовать за Ним, но и помышлять о добре (Ин. 15, 4-6). Внимая евангельскому повествованию о юноше, постараемся богатеть не грехами, а добрыми делами, делами милосердия и благотворения, делами той любви, которая всемогуща открыть самое Небо, потому что Сам Бог есть любовь, а для Бога нет ничего невозможного.

Автор:Подготовил Владимир Мареев