/images/ad-victory.jpg

СМИ - чума 20 века

« Народная трибуна »
25
от
Среда, 18 июня, 2014 (Весь день)
1411
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/06/18/top68.ru-smi-chuma-20-veka-39196.jpg?itok=lop_JovM

СМИ – чума XX  века,

или  Нужна ли цензура? 

    Современное человечество только и говорит об экологической катастрофе. Мы часто слышим такие страшные выражения, как «парниковый эффект», «глобальное потепление», «природный катаклизм». Действительно, в последнее время, вследствие разрушительной деятельности человека  (другого слова не подберёшь) уничтожаются редкие животные, вырубаются леса ­ лёгкие планеты, загрязняются реки, воздухом современных мегаполисов дышать абсолютно нельзя ­ в нём вся таблица Менделеева. Самое  страшное  то, что это ещё не вся картина.
   Сегодня мы хотим поговорить о других сторонах экологической катастрофы, которая на наш взгляд, происходит в нашей стране. Мы решили поднять   проблемы экологии нашей родной речи, нашего русского языка, красотой и выразительностью которого восхищались многие выдающиеся люди – деятели науки, искусства, политики, культуры… Эта проблема никого не должна оставить равнодушными. В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Кто-то скажет, что жаргон школьников - обычное дело, мол, наши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже в этом возрасте увлекались подобными словечками. Но сегодня эта беда приняла огромный размах. И хотя некоторые  считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», жаргон, вульгаризмы, ненормативная лексика, а попросту - мат, проникли практически во все сферы общения людей, в том числе и школьников. Но запрещать употреблять жаргон и подобный ему мусор бесполезно, это всё равно не приведёт к желаемому результату. Возникает вопрос, откуда на детей свалились все эти тонны речевой грязи и как с этим быть?
    В нашей школе нами было проведено несколько мини-исследований, целью которых было выявить уровень речевой культуры школьников старшего звена, а также проследить, по возможности, пути появления в речи школьников особо популярных словечек. Результат таков: количество жаргонных, бранных слов и вульгаризмов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время.
    Как говорится, без комментариев. Но самое главное: по результатам анализа анкет было выявлено, что большинство жаргонных слов и выражений, которыми пользуются подростки, приходит в их речь не только из мировой паутины (Интернета), но и из средств массовой информации (СМИ): газет, радио, телевидения.  Если ещё несколько десятков лет назад язык газет, журналов, радио- и телевещания считался образцом нормативности и был таковым в восприятии населения, то сейчас, по наблюдениям специалистов, в сознание населения и молодёжи внедряется другая модель. Газеты и телевидение заговорили языком улицы. Об этом свидетельствует широкое использование таких слов, как «беспредел», «мочить», «без базара», «лох», «отмазывать»… Причём подобные слова употребляются не только в СМИ «жёлтой» направленности, но и газетах («Комсомольская правда», «Аргументы и факты») и на телеканалах официального уровня (Первый канал, «Россия») Употребление сниженного стиля становится модой современной журналистики, а через СМИ эта «хорошая речь» «внедряется в массы». В средствах массовой информации иноязычные слова («шеф», «фол», «истеблишмент», «электорат», «реалити-шоу», «бизнес», «лузер»,  «рейтинг») соседствуют со сниженными и часто вульгарными. Может показаться, что говорить  «плохо» можно, потому что так говорят успешные  представители политических, властных и бизнес структур. Это вызывает осуждение не только учёных, но и многих неравнодушных к жизни языка людей. Господа телеведущие и журналисты стремятся сделать свою речь неформальной, не заботясь о соблюдении этикета, о языковых правах адресата. Надев речевую маску «своего в доску парня», они пускают в массы  то, что испокон века было ограничено устным общением. В погоне за «жареными» фактами руководители СМИ не задумываются, что оказывают огромное влияние не только на речевую культуру современных школьников,  но и на психику детей.  Этот факт, неоднократно доказанный учёными и жизнью (инциденты в европейских и американских школах), является ещё одной стороной нашей проблемы.
    С точки зрения реализации функций СМИ - развивающей, воспитывающей и развлекательной, - преобладает последняя.  По данным анкет, мы выяснили что из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объёма досуга старшеклассников предпочтение отдаётся американским боевикам и фильмам ужасов, а также популярным в последнее время молодёжным сериалам типа «Универ», «Реальные пацаны», «Счастливы вместе», а также различным реалити-шоу наподобие «Дом-2». Неудивительно, что в речи школьников появляются выражения такие как: «пипец» (из «Универа»), «шняга», «общага», «беспонтовый» (оттуда же), «чмо», «лошара», «даун», «бабло» («Счастливы вместе»). Причём многие выражения героев этих сериалов низкопробны и отдают гнилым похабным  душком. Список можно продолжать бесконечно. Мы приводим выписки из телевизионной и газетной речи журналистов: «срубить бабок»;  «бухают на свадьбе»;  «газетный отморозок»; «оторвись по полной»; «тебя просто разводят»; «полный расколбас»;  «впаривать любую дрянь»…
 
А вот данные наших исследований
     Анализ анкет позволил выделить наиболее распространённые в речи школьников выражения:
1.   Существи­тельные:лох, вилы,жесть, бабки, чувак, чмо, лузер,чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты и т.д.
2.   Глаголы:отвали,  впарить, вломить ,мочить, оторваться, отвянь,  гонишь, забьем,  заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
3.   Наречия:клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, по барабану.
4. Устойчивые словосочетания и предложения:базара нет, вали отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
 
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
1. Наименование людей по качеству их характера:дура, чмо, овца, козел, лох, тормоз, шестёрка, ботан, дятел, дебил, даун, отморозок.
2. Наименование людей по родству: предки, родаки, братан, сеструха, папаня.
3. Пища и процесс её поглощения:?????, ??????. жрать, жрачка.
4. Бытовая техника и всё, что с ней связано:комп, аська, эмпэтришка, винда,  качать, мобила, телик, ящик.
5. Наименование людей по профессии и социальному статусу:мент,  бомжара, водила, училка.
6. Деньги: бабло, бабки.
Состояние, оценка:(положительная) клёво, классно, супер, ништяк,  клёвый, кайфовый, отпадный, оттяжный, чумовой, офигенный, крутой; отрицательная: гнилой, отстойный, стремный, повёрнутый, замороченный, безбашенный.
    Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 9-х классов.
    Также обработка анкет показала, что зачастую школьники в периоды эмоционального волнения прибегают к жаргону, чтобы снять стресс.
   Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к упот­реблению жаргонов.
   Итак, в современной речи школьников наблюдаются следующие так называемые явления эпохи:
1.Жаргонизация речи.
2.Нецелесообразная замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями.
3. Обеднение лексикона и фразеологических ресурсов. Многие школьники не знают значения простых фразеологизмов и не умеют составить с ними осмысленных выражений: «гордиев узел», «альфа и омега», «пройти под клавдиевым ярмом», «прокрустово ложе».
4. Наконец, просто обычная безграмотность. Причём это не только ошибки в произношении или написании слов (средствА, директорА школ, нету, снять тУфель, ложИть,  свеклА, более красивЕе и мн. др.), но и ошибки грамматические, лексические, стилистические. Эта повальная безграмотность кажется детским лепетом по сравнению с общей языковой картиной.
5. Из самой читающей нации мы превратились, наверное, в самую безграмотную. У школьников почти нет навыка осознанного чтения. На вопрос «Когда вы читали по своему желанию (имелась в виду классическая  литература, а не то чтиво, которое  предлагает современная издательская индустрия),  а не по требованию школьной программы по литературе?», определённый процент опрошенных не в состоянии дать осознанный ответ. Зачем ворошить кучу книг, раз есть готовые рефераты и доклады в Интернете? Причём скачивается это всё бездумно, для «галочки», и в результате  пересказать свою работу многие не могут. Как говорится, нет слов. Отсюда и вытекает «обеднение лексикона»…
    СМИ оказывает мощное разрушительное действие на формирование речи подростка и пока не государственного контроля в области телевещания и газетных публикаций, эту проблему не решить. Как тут не вспомнить о старой, доброй цензуре…
    В Бондарской школе этой проблеме уделяется большое внимание. Учителями русского языка и литературы разработаны элективные курсы по данной тематике, проводится такая работа и на уроках русского языка и литературы.
    В современной России языковая политика только зарождается. Признаками такого зарождения являются, по крайней мере, три факта: 1) наличие Федеральной целевой программы «Русский язык» (о наличии соответствующей действующей региональной программы мне ничего не известно); 2) принятие Парламентом и утверждение Президентом в июне 2005 года «Федерального закона о государственном языке Российской Федерации» (закон принят, но о нем далеко не все знают, и он, как кажется, по-настоящему ещё не «работает»; 3) Указ Президента РФ
«О проведении Года русского языка» (в 2007 году).
     Таким образом, рассматриваемая нами проблема заслуживает самого большого внимания. Потому что над нами висит страшная угроза потери огромного  пласта родной речи, замены его «обезьяньим», низким языком «желтогазетных» писак и развязных телеведущих. И, вполне вероятно, что наше будущее поколение будет представлять собой точный слепок с персонажей «Дома-2» или всё того же «Универа»…
   Вы хотите это увидеть в реальной жизни? Лично мы - нет.
 
Зачем вы употребляете жаргонизмы
            
                                                  9 класс     10 класс        11 класс
Чтобы выглядеть
современным, модным           11                  8                      5
Для связки слов                           17               12                     7
Помогают выразить
свои эмоции                                   9                  6                      4
Делают речь понятней
для окружающих                           5                  6                      2
Не я такой, жизнь такая             5                  7                      5
Автор: 
Ольга Кудинова
Нина Короткова
Анастасия Николаева
Ангелина Баженова
Читайте также:
Наверх