Лента новостей
Статья22 октября 2013, 16:14

Школьное лесничество - форма воспитания экологической культуры

Трудно переоценить значение леса в истории России. С ним связаны весь уклад жизни русского человека, развитие его материальной и духовной культуры. Благодаря лесу он жил, строил дома и крепости, в лесу находил защиту и продукты питания. Именно поэтому в нашей школе уделяется большое значение воспитанию экологической культуры.
Без сотрудничества с нашими социальными партнерами - Моршанским лесхозом (руководитель А.М.Киселев и Моршанским лесничеством (начальник М.А.Ершов) эффективность работы была бы незначительной, а сама деятельность формальной.

Школьное лесничество – одно из направлений сотрудничества школы, Моршанского лесхоза и Моршанского лесничества. Это еще один опыт воспитания школьников, где на протяжение уже 43 лет они не только интеллектуально развиваются, но и получают практические навыки и умения по выращиванию и сохранению лесных ресурсов.

15 июня 1970 года был издан приказ №46/2 по Моршанскому лесокомбинату о создании при Вяжлинской средней школе школьного лесничества. За Вяжлинским школьным лесничеством было закреплено 1202 га. леса. Первым лесничим школьного лесничества был В.Уляхин, ученик 10-го класса. Техническое руководство работой школьного лесничества возложили на главного лесничего Ю.В.Шульчева, по Вяжлинскому лесничеству на помощника лесничего Г.П.Черемухина.

Комитет ВЛКСМ Вяжлинской СШ обратился в Моршанский лесокомбинат с просьбой помочь организовать школьное лесничество. Лесокомбинат откликнулся на просьбу ребят. Состоялось открытое комсомольское собрание, на встречу со школьниками пришли главный лесничий лесокомбината Ю.В.Шульчев и помощник лесничего Г.П.Черемухин, которые в интересной и увлекательной форме рассказали ребятам о жизни леса, его обитателях. Они познакомили учеников с положением о школьных лесничествах, их значении и с перечнем работ. Был избран актив, совет школьного лесничества.

У истоков Вяжлинского школьного лесничества стояла М.Г.Скрипникова – учитель географии, которая с 1972 по 1982 годы руководила его деятельностью. Мария Георгиевна за хорошую работу была награждена грамотами ВООП, Моршанского района, Тамбовского облисполкома, обкома КПСС и облсовпрофа.

В 1978 году Вяжлинское школьное лесничество - участник Всероссийского смотра школьных лесничеств, по итогом которого награждается дипломом 3-й степени и Почетной грамотой Министерства лесного хозяйства РСФСР. В 1982 году лесничество – победитель областного смотра школьных лесничеств. Члены школьного лесничества были участниками Всероссийских слетов школьных лесничеств в г. Ижевск и в п. Шушенское (лесничий школьного лесничества, ученик 10-го класса Михаил Ершов).

В последующие годы происходит спад движения школьных лесничеств по всей стране, коснулся этот процесс и нас. С 1990 года происходит оживление работы школьных лесничеств под руководством областного управления лесами и Моршанского лесхоза во главе с его директором А.М.Киселевым. По инициативе директора Вяжлинской СОШ Б.В.Рубана возрождается работа нашего школьного лесничества, его руководство было возложено на учителя биологии Н.И.Максимову. Сегодня школьное лесничество возглавляет учитель биологии Н.Н.Шатилова.
Только за период с 1998 по 2012 годы школьное лесничество 14 раз становилось победителем и призером региональных конкурсов. Его воспитанники представляли Тамбовскую область на Всероссийских съездах школьных лесничеств в Москве (2004 г.) и Казани (2012 г.). Обучающимися проведено ряд исследований: «Влияние антропогенного фактора на зараженность леса трутовыми грибами», «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха», «Скрининг колодезной воды п.Вяжли» , «Анализ снегового покрова п.Вяжли».

За эти годы выросло не одно поколение лесоводов. Наши выпускники закончили лесные учебные заведения и продолжают работать в лесном хозяйстве. Среди них руководитель Моршанского лесничества М.А.Ершов, руководители: Вяжлинского производственного участка А.И.Мотричкин, Моршанского производственного участка А.А.Домнышев, мастер леса А.С.Зебрев, Сокольниковского производственного участка С.А.Абаполов. Вяжлинским участковым лесничеством руководит С.М.Богодаев. В настоящее время в Воронежской академии обучаются наши выпускники М.Порываев и С.Толстопятов.

Сотрудничество с нашими социальными партнерами дает свои результаты. Совместно с лесхозом и лесничеством регулярно проводятся акции «Чистый лес», «Посади дерево», «С любовью к России». В этом учебном году заложена аллея Памяти. Обучающиеся участвуют в сборе семян и посадке деревьев, уходе за ними. В нашей школе работает детское объединение, где лесоводы Моршанского лесхоза и Моршанского лесничества помогают готовиться к смотрам-конкурсам школьных лесничеств, выступают с лекциями, знакомят с профессиональными техническими приборами, туристическими и противопожарными навыками, словом, оказывают конкретную помощь в практической деятельности.

В школе создан и успешно работает школьный музей истории леса. Через совместную деятельность Вяжлинского филиала Устьинской СОШ (руководитель Б.В.Рубан), Моршанского лесхоза (руководитель А.М.Киселев) и Моршанского лесничества (начальник М.А.Ершов) учащиеся приобщаются к историческому и духовному наследию Тамбовщины. Они принимают участие в сборе материала о жизни земляков - лесоводов, изучении и благоустройстве памятников природы, в природоохранительной работе, изучают деятельность Моршанского лесхоза и Моршанского лесничества. Музей принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, краеведческих чтениях, проводимых в школе, районе и области. Неоднократно он становился победителем областного конкурса исследовательских работ «Отечество» в номинации «Земляки» и «Родословие».

Особый интерес вызывают разделы экспозиции, посвященные истории Моршанского лесхоза и Моршанского лесничества. Руководители и работники Моршанского лесхоза и Моршанского лесничества передают в музей ценные экспонаты, оказывают помощь по оформлению. При посещении нашей школы руководитель управления лесами области Н.И.Пономарев подарил музею книги по истории лесного хозяйства.

На базе музея работает кружок «Музейное дело», где учащиеся изучают литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, систематически пополняют фонды и библиотеку музея путем активного поиска новых экспонатов, создают и обновляют выставки, занимаются мониторингом окружающей среды, принимают участие в исследовательской работе, организуют встречи с лесоводами. Согласно плану музея проводятся экскурсии для учащихся, родителей, выпускников, населения. Участие школьников в конкурсах, работе детских объединений, в акциях, проводимых вместе с социальными партнерами, несомненно, поможет выпускникам школы занимать достойное место в жизни.

Природа – наш общий и прекрасный дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но еще не самого мудрого его жителя – человека. Идеи бережного отношения к природе мы стремимся доводить до сознания и чувства детей профессионально и постоянно. Только так можно воспитать гражданина нашей страны, обладающего высокой экологической культурой.
Автор:Л. Умнова. Е. Перепелкина.