Лента новостей
Статья1 августа 2012, 13:21

Романтики железных дорог

Так говорят о людях, беззаветно преданных стальной магистрали и не мыслящих своей жизни без неё. В преддверии Дня железнодорожника и Дня железнодорожных войск - наш рассказ о двух людях-легендах - Иване Алексеевиче и Сергее Егоровиче Яцковых (дяде и племяннике), представителях династии, героях стальных дорог, родившихся в селе Иванково.


Строитель будущего

Иван Яцков - настоящий герой. Его имя стало легендарным ещё при жизни, ведь он был единственным из метростроевцев, получившим в годы Великой Отечественной войны гордое звание Героя Социалистического труда.

Мал да удал!

Родился Иван Алексеевич 24 января (по данным других источников 26 января) 1915 года в селе Иванково. Ещё мальчишкой уехал вместе с братом матери в Москву чернорабочим на строительство. С самого детства крепкий паренёк не гнушался тяжёлой работой. Трудился на пескомойке, готовил песок и гравий для дальнейших работ. Когда в 1931 году в Москве стали строить метро, он, как и тысячи других комсомольцев, устремился воплощать этот грандиозный проект в жизнь. И уже в 1937 году в числе лучших из метростроевцев молодого неженатого паренька командировали на Дальний Восток для стройки до недавних пор секретного тоннеля под рекой Амур.
Здесь он встретил свою будущую жену Лиду, с которой не расставался до конца жизни. Уже в 1940 году у молодой пары родился сын Юрий.

Тяжёлые годы войны

Когда началась война, Иван стал проситься на фронт, но получил отказ. Его миссией была помощь Родине здесь, на стратегически важной стройке. В 1942 году строительство объекта было завершено, и Ивана в числе 260 метростроевцев перебросили на строительство железной дороги Гагра - Сухуми, которая позже сыграла решающую роль в обороне выхода к морю от Майкопа до Туапсе. Осенью 1942 года, в период затишья на фронтах, накал работы по восстановлению разрушенных тоннелей не спадал. Работать нужно было оперативно и не допустить ни малейшей ошибки, ведь в военное время качество дороги могло стать залогом победы или причиной поражения.
Позже Иван Алексеевич возглавил комсомольско-молодёжный восстановительный батальон, которому было поручено восстановление мостов от станции Крымская до полуострова Тамань. Иван Алексеевич часто вспоминал девочек-комсомолок, которых прислали им для работы.
- Все худенькие, слабенькие после оккупации - птахи бескрылые, но в работе руки не опускали никогда. Работали по 10-12 часов, и тогда я понял, что есть у девчушек крылья - большие и могучие, - говорил он.
За самоотверженный труд Ивана Алексеевича наградили орденом Отечественной войны первой степени, а вскоре удостоили и высшего признания Родины - звания Героя труда. Парад Победы Иван Алексеевич приветствовал на трибуне Мавзолея. Вся жизнь Ивана Алексеевича связана со строительством, железной дорогой. Он участвовал за свою трудовую карьеру в постройке многих из действующих на сегодняшний день линий и станций Московского метрополитена.
Ивана Алексеевича не стало в 1995 году. Не смотря на то, что прошло уже почти 20 лет, его трудовые подвиги и верность своему делу, даже в самые тяжёлые годы, люди помнят до сих пор. А память и любовь народная не менее ценные вещи, чем признание и награды государственные.


«Дорога - любовь моя»

Прославленный машинист депо имени Ильича Сергей Яцков и в свои 85 говорил: «Дорога - любовь моя». Его, мальчишку из тамбовской глубинки, позвал вдаль паровозный гудок, дал ему направление, которому он строго следовал всю свою богатую на события и встречи жизнь…

Сергей Егорович Яцков - Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, обладатель медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы», почётный железнодорожник, почётный ветеран Московской железной дороги, ветеран Великой Отечественной войны, «миллионер» - обладатель знака «За безаварийный пробег 1000000 км», ветеран труда, заслуженный работник транспорта РСФСР.

«Мне бы такой машиной управлять…»

Родился Сергей Егорович 2 января 1927 года в селе Иванково в крестьянской семье. Когда ему было полтора года, умер отец. Мать уехала на заработки в столицу. Воспитывали Серёжу дед и бабушка.
…И вот однажды дед решил свозить внука к матери в Москву. Они отправлялись со станции Сабурово. Здесь мальчик впервые услышал, а потом и увидел паровоз, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Пронзительный гудок буквально перевернул его душу, а появившийся затем стальной гигант под управлением машиниста поразил настолько, что он сказал себе: «Мне бы такой машиной управлять... Я тоже буду машинистом». И слово сдержал…
В 1942 году Сергей окончил семилетку. В военное лихолетье в деревне не осталось мужчин, всё держалось на 15-16-летних парнях и женщинах. Поэтому его вместе с однокашниками направили от колхоза на курсы трактористов. Но долго работать не пришлось.
Зимой 1944 года в село приехал Иван Яцков, дядя Сергея, и забрал племянника в тоннельно-восстановительный отряд. После отхода немцев отряд восстанавливал тоннели под Новороссийском. Жили в поезде. Сергей работал водителем дрезины, подвозил к месту завалов рельсы, щебёнку, людей.

Мечта сбылась

Мечта стать машинистом не отпускала. Оказавшись в 1947 году в Москве, прочитал объявление в газете о наборе в школу машинистов электровозов при железнодорожном техникуме имени Андреева. Поступил в эту школу, в 1950-м окончил её и получил направление в локомотивное депо имени Ильича.
Однако электровозов тогда не было, поэтому с 1950 по 1958 годы работал на электропоездах на участках Москва - Голицыно, Москва - Звенигород. По мере электрификации дороги тяговые плечи росли - сначала до Кубинки, потом до Можайска.
Сергей Егорович окончил среднюю школу рабочей молодёжи, Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта МПС.
В ноябре 1958 года провёл свой первый грузовой состав до Можайска на электровозной тяге. Водил грузовые и пассажирские поезда на участке Москва - Можайск и Москва - Вязьма - 248 км. Трудился честно и добросовестно. Вместе с этим умением обладал и талантом быть в нужное время в нужном месте.
Работал на электровозах практически всех типов. Был хорошим наставником, передавал свой богатый практический опыт и знания начинающим, воспитал немало высококвалифицированных машинистов.

воспоминания
«Жизнь машиниста - постоянная дорога. Я люблю свою трассу. От Москвы до Вязьмы 243 километра, каждый из них я знаю. Километр за километром бегут за стёклами кабины, стремительно меняются картины средней полосы России - лесные массивы, россыпь сёл и деревенек, луга, перелески... На карте это всего лишь тоненькая ниточка - моя трасса. Но она - самая дорогая для меня…»


Неутомимый активист

Трудовые успехи Сергей Яцков совмещал с активной общественной деятельностью. Вёл приёмы избирателей, помогал им в решении насущных проблем. В 1986 году вышла в свет его книга «Всегда в пути».
Его трудовой стаж в депо имени Ильича составляет 47 лет, с 1997 года Сергей Яцков отправился на заслуженную пенсию, однако продолжал участвовать в жизни родной дороги, занимался общественной работой в совете ветеранов, встречался со школьниками, участвовал в мероприятиях.
Этим летом Сергея Егоровича не стало. Но его дело живёт в его последователях, любимом деле, истории, в народной памяти…

По стопам и по рельсам…

Почти все близкие Сергея Егоровича связаны с железной дорогой. У него сын, дочь, четверо внуков и четверо правнуков. Сын продолжает дело отца, работал в Московско-Смоленском отделении МЖД, сейчас трудится в проектном институте ОАО «РЖД», двое внуков окончили МИИТ.

Автор:Подготовили Юлия САПОЖНИКОВА и Елена ЛУКАНКИНА. Материалы предоставил Сергей Порывакин