Лента новостей
Статья23 июля 2012, 12:11

Репортаж с колес

Недавно совершенно случайно мне представилась возможность прокатиться практически вдоль всей Тамбовской области от Инжавина далее по трассе М-6 почти до Тулы. Поездка получилась интересной, и в голову пришла мысль написать об увиденном из окна автомобиля.


Дорога, ты дорога,
ведешь меня куда…


Не каждый день мы выезжаем за пределы родной области. Поэтому немного информации о дороге, по которой мы ездим, не помешает.
Федеральная трасса М-6 «Каспий» имеет протяженность около полутора тысяч километров. Она соединяет Москву, Тамбов, Волгоград и Астрахань, пересекая такие крупные реки как Ока, Хопер и другие.
Обращает внимание на себя и развитый придорожный сервис вдоль шоссе: довольно часто встречаются кафе, гостиницы, постоялые дворы, таверны, магазины, автозаправочные станции, правда, по словам некоторых автолюбителей, не на всех можно заправиться качественным бензином.
На обратном пути окрестности осматриваю более внимательно, а фотоаппарат не выпускаю из рук. Из-за утреннего потока автомобилей не удалось подробно разглядеть то, как на нескольких участках трассы М-6, что проходят через Тамбовскую область, ведутся ремонтные работы. Огромные траншеи говорят о том, что здесь будет новый участок дороги. Через несколько километров видно, как мощная техника укатывает большой слой глины, щебня, затем песка насыщенного цвета яичного желтка. Следующий этап определяю визуально - на песок настилают белую пленку, которая, видимо, служит гидроизоляцией, затем снова песок, щебень, асфальтобетонная смесь. На некоторых участках ровной гладью уже лежит асфальтовое покрытие. На всей протяженности реконструируемой дороги возвышаются огромные насыпи песка и щебня.
Как сообщается на сайте http://cargofon.ru, «в Тамбовской области на федеральной трассе М-6 «Каспий» проводится реконструкция двух участков дороги общей протяженностью 25 км».
А на сайте http://dorinfo.ru говорится о том, что сдать этот участок в эксплуатацию дорожники планируют в 2014 году. Применение новых технологий и современной техники позволяет дорожникам обеспечить высокое качество производства и сократить сроки работ. Реконструкция автодороги обеспечит не только комфортный проезд для автомобилистов, но, что самое главное, повысит безопасность дорожного движения.
Русская душа

« ... И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “чёрт побери всё!” - его ли душе не любить её? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты… летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади…»
170 лет назад Гоголь написал «Мертвые души», а эти строки сегодня как никогда актуальны для русского человека. Тем более что «птица-тройка» стала заметно мощнее, добавив себе несколько десятков, а то и сотен «лошадок», став мощным средством передвижения - железным конем. И путешествия для нас стали еще интереснее, увлекательнее и желанней.
Так и моя душа, как гоголевская «птица-тройка», только на автомобиле, уносилась в один из солнечных летних дней от знакомых инжавинских мест в неизвестность.
Нескончаемым потоком мимо нас ехали в разных направлениях «жигули» и «шевроле», «мерседесы» и «форды», «рено» и «порше»... Причем, с помощью номерных знаков можно было определить принадлежность машин не только к различным регионам России, но и странам ближнего зарубежья.
Как только мы выехали за Тамбов на федеральную трассу М-6 «Каспий», внимание в буквальном смысле взбудоражил пронесшийся на огромной скорости автомобиль, и, как мне показалось, с «реактивным» двигателем. Через некоторое время в поле зрения появилась еще одна подобная чудо-машина. Почему чудо? Просто в обычные дни на обычных дорогах не встретишь подобного вида авто, обклеенное разноцветными лейблами и надписями. Мимо нас одна за одной «пролетали» гоночные машины. Затем стройными рядами проносились мимо мощные грузовики: желтые, синие, зеленые, красные… в полной экипировке, с запасами колес и необходимых железяк.
Фотоаппарат в этом случае оказался как раз кстати. В объектив попало больше сотни необычных автомобилей (на снимке). Естественно это скоростное шествие вызвало неподдельное любопытство, и по прибытии домой в помощники был призван Интернет.
Как оказалось, нам встретились участники уже четвертого по счету международного ралли «Шелковый путь - серия Дакар». Торжественный старт этому событию дали на Красной площади в столице вечером 7 июля. И, как сообщается на одном из сайтов, участники взяли курс на Рязань. А рано утром восьмого июля нам посчастливилось наблюдать раллистов в момент пересечения ими Тамбовщины. Если точнее, маршрут пролегал через восемь районов нашей области. Как говорилось на одном из множества информационных сайтов «часть маршрута прошла по территории так называемой “Зеленой долины”, где реализуется инвестиционный проект в сфере агропромышленного комплекса по строительству агротехнопарка “Мичуринский”. Это один из немногих проектов в России, который нацелен на создание предприятий, специализирующихся на производстве функционального, лечебно-профилактического и диетического продуктов питания».
В этом марафоне принимали участие грузовики, внедорожники, багги. Интернет пестрит сообщениями типа: «В заявочных списках ралли значились 100 джипов и 25 грузовиков», «в марафоне участвовали гонщики из 25 стран Европы, Азии и Южной Америки», «протяженность маршрута - почти четыре тысячи километров».
Действительно, впечатляет, особенно если видишь все собственными глазами. Огромный караван мы наблюдали вплоть до Рязанской области.
Участники гонок по федеральной трассе М-6 проследовали в Волгоградскую область, а завершить маршрут планировалось в Геленджике. Но из-за произошедшей трагедии в Краснодарском крае их финишная точка переместилась.

Мы едем,
едем,
едем…


По сравнению с минувшим оживлением на тамбовской дороге, Рязанщина, казалось, погрузилась в глубокий сон: бескрайние просторы, редкие автомобили, время от времени мелькающие автозаправки, мотели и кафе.
Темп жизни нарастал возле святых мест, коих на этой земле имеется огромное количество. Паломники и прихожане, несмотря на зной и безжалостное солнце, довольно долго не покидали святые обители.
Мое внимание привлек белокаменный храм с голубыми куполами недалеко от села Зимарово. День выдался ясным, а голубое небо казалось бездонным. На миг создалось впечатление, что синие купола сливаются с безоблачной небесной высью.
Дальше вдоль трассы начали встречаться торговые точки прямо под открытым небом. Практически не выходя из автомобиля можно было приобрести сувенир из керамики или гипса. А если побродить вдоль пестрого ряда безделушек, можно подобрать за приличную цену оригинальное кашпо или, например, гипсового аиста, гнома, черепаху как украшение для сада… Одним словом, от такого разнообразия глаза разбегаются. Чтобы сделать здесь приятную покупку, нужно потратить немало времени. Только не все проезжающие мимо машины останавливаются - видимо спешат.
Тульская область встречает путешественников многочисленными палатками по обе стороны шоссе. Здесь в любую погоду с раннего утра до позднего вечера стоят торговцы тульскими пряниками. Большие и маленькие, упакованные в красочные коробки или в тонкий полиэтилен, круглые, овальные и даже в форме сердца, зайца, матрешки стоят и лежат на самодельных витринах. Пряники манят проезжающих сладкой белой глазурью и замысловатым орнаментом. Придорожный бизнес невелик, но ходовой товар обеспечивает стабильность. Почти каждый гость Тульской области увозит с собой эту, своего рода, визитную карточку древнего города. Мы не стали исключением.
Кстати, пряники здесь до сих пор изготавливаются только вручную. Их выпекают при высокой температуре в каменной печи, сверху покрывают сахарной глазурью. А с помощью специальной пряничной доски придают форму. Рецепт тульского печатного пряника передавался мастерами из поколения в поколение и держался в строгом секрете. Чтобы скрыть пропорции, в которых смешивались мука, сахар, вода и мед, ингредиенты взвешивались не гирьками, а камешками и железными отливками, которые хранились у пряничников. Существует легенда, что для приготовления некоторых пряников строились специальные каменные печи, которые впоследствии разбирались, чтобы невозможно было повторить шедевры пряничного мастерства. А больше десяти лет назад был открыт музей сладкого символа Тулы.
Едем дальше. Позади остаются поля с наливающимися колосьями, цветущей гречихой, овражки, перелески, реки и речушки. В окна автомобиля врывается дурманящий аромат разомлевшей на жарком солнце земляники. Дорога зовет в бесконечную даль. Но остановиться все же пришлось - не оставил равнодушным красивый пейзаж. С возвышенности, по которой проходит трасса, открылся изумительный вид на водохранилище, расположенное недалеко от сел Гремячево, Пушкари и Стрельцы. Правда, рельеф берегов больше напоминал форму широкой извилистой реки меж крутых берегов. Окинув взглядом живописный пейзаж, стало ясно, что здесь можно активно отдохнуть: моторные лодки, квадроциклы, пляжи, обустроенные пристани… Стройными рядами вдоль берегов тянутся новенькие коттеджи и особняки. Одним словом, комфортная зона отдыха. Опять же после шоссе глаза хорошо отдыхают на бегущей воде.
Через всемирную паутину узнаю, что это Пронское водохранилище - водоем, образованный на реке Проня на границе Тульской и Рязанской областей. Оно было создано для нужд сельского хозяйства и промышленности. В длину водохранилище простирается почти на тридцать километров, а максимальная ширина его достигает двух-трех километров. Этакое водное зеркало.
Кстати говоря, выходцем из этих мест был известный биолог и селекционер Иван Мичурин.

А как у них?


Еще раз подтвердилась поговорка: все познается в сравнении. Мечтая вырваться из родного города, села, привычной и надоевшей обстановки, мы ждем, что, приехав в чужие края, будем поражены непривычными красотами. Только не всегда так происходит.
Проезжая сравнительно молодой, но плотно населенный город Новомосковск, честно говоря, была поражена. Разница ощущалась в сравнении даже с тамбовской глубинкой. Да не в обиду жителям этого населенного пункта будет сказано: ребята, с благоустройством у вас беда! Тамбов мне представился в этом сравнении городом из сказки, как на выездах из него, так и на центральных улицах. Дико было рассматривать неаккуратно скошенную траву в скверах и парках при въезде в Новомосковск, словно это было сделано дедовской косой. Возле крупных торговых точек в траве терялась давно не стриженная «живая изгородь». Истинные патриоты своей земли сейчас со мной поспорят, и как те кулики будут хвалить «свое болото». Но опять же, никого не хочу обидеть. Все о чем здесь написано - только мои личные наблюдения и впечатления.
Ведь и сами мы несколько лет назад могли лишь мечтать об аккуратной площади инжавинского поселка, выложенной тротуарной плиткой, ухоженном парке. Сегодня - благоустройство дворов и улиц стало на Тамбовщине обычным делом. За созданием ярких клумб, фонтанов, установкой новой системы освещения стоит немалая работа региональных и местных властей. Даже многие наши жители негласно соревнуются между собой за самый красивый и ухоженный приусадебный участок.
Выезжая из города, видим небольшую речушку, ширина русла - не более полутора метров. Перед мостом табличка - «р. Дон».
Именно в этих местах с небольшого ручейка берет начало могучая река, принимая в себя ниже по течению множество рек и речушек, которые увеличивают поток воды в несколько раз.
Одной из достопримечательностей верхнего Дона является природно-исторический комплекс «Куликово поле». Он включает в себя многочисленные археологические памятники, памятники природы и архитектуры.

Куда бы малина
не заманила,
а родное село
назад привело


С народной мудростью не поспоришь. Вырвешься вот так другие места повидать, а окажется, что все равно милее родного поселка, города, озера нет ничего на свете.
От указателя начала Тамбовской области на душе становится теплее. Теперь уже дома.
Умиротворенно смотришь на мелькающие за окном пейзажи. Вот проезжаем молодые фруктовые сады, заложенные вдоль шоссе на границе Никифоровского и Мичуринского районов.
Проезжая Челнавское водохранилище, что в Тамбовском районе, замечаю, что оно не менее красивое, чем Пронское. Имеются сведения, что там обитают карп, сазан, лещь, карась, жерех, сом, толстолобик, окунь. Говорят, водится очень много щуки. Рядом с трассой на берегу этого водоема расположена база отдыха, которая предлагает массу традиционных развлечений и способов хорошо отдохнуть.
Водохранилище входит в перечень особо охраняемых природных территорий. Его площадь более двухсотпятидесяти гектаров, а глубина колеблется от двух до четырнадцати метров.
Одним словом, достопримечательностей у нас масса.
А при въезде в Тамбов невольно ловишь себя на мысли: «Как же у нас хорошо! Чистые улицы, ухоженные газоны, парки, скверы. Многообразие петуний и игра сочных красок на клумбах привлекает взгляд. Дизайнеры поработали на славу. Даже столбы освещения с корзинами цветов стали радовать глаз». И сразу - чувство гордости за родные места.
Лоск областного центра сменяет наивная, простодушная провинциальная картинка: частные домики с резными ставнями на окнах, стайки ребятишек на лужайках, ухоженные приусадебные участки… Много встречается и разнообразных жилых новостроек. Кирпичные, бревенчатые, словно небольшие замки или сказочные терема…
Казалось, что назад мы ехали гораздо быстрее. Ведь дорога, ведущая домой, особенно приятна. А дома всегда лучше, чем в гостях.

Автор:Надежда САМСОНОВА