Лента новостей
Статья10 ноября 2011, 16:12

Путь в науку берет начало в школе

До недавнего времени считалось, что проблемы одаренных детей в нашей стране нет. Для рано раскрывшегося музыкального, художественного или математического дара существовали специализированные школы, те же дети, которые в них не попадали, обучались все «на равных». Но говорить о необходимости поддержки юных талантов не переставали. Сегодня новые стандарты школьного образования в качестве приоритетных обозначили объединение усилий педагогов, воспитателей, родителей в поддержке одаренных детей, создание условий для их развития и реализации.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. В настоящее время в современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.
18 октября в г. Мичуринске на базе Мичуринского государственного педагогического института прошла V областная научно-практическая конференция работников образования «Путь в науку», которая посвящалась работе с одаренными детьми. В конференции приняли участие и учителя нашего района, в частности учитель русского языка и литературы Т.Н. Скоробогатова, учитель математики и информатики М.В. Журавлева (филиал МОУ Староюрьевской СОШ в селе Вишневом). Корреспондент нашей газеты Нина Ласкина встретилась с Татьяной Николаевной и Мариной Валентиновной и попросила рассказать, какие же задачи ставятся перед педагогами школ по выявлению, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей.
- Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в различных видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.
Новые стандарты школьного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, творческого мышления, но и также овладения элементарными методами исследовательского познания, умения работать с различными источниками информации, развития способности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Работа с одаренными детьми ставит перед учителями нашей школы задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.
Основными формами работы в школе с одаренными детьми являются: классно-урочная работа, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссия, игры. Проведение предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, создание исследовательских работ по различной тематической направленности, индивидуальные творческие задания стали традиционными в школе. Эти методы и формы дают возможность одарённым детям проявить свои творческие способности.
В настоящее время веянием времени является дистанционное образование, и педагоги школы стараются вовлекать обучающихся к участию в различных интернет-марафонах, интернет-олимпиадах, фестивалях, где дети получают сертификаты участников и дипломы победителей. Награда является стимулом для учеников к продолжению самостоятельной творческой деятельности. В нашей школе 11 детей занимаются дистанционным обучением.

Что касается работы конференции, то она была выстроена и проходила по трем секциям. Первая - «Технологии организации исследовательской деятельности на уроках в условиях общеобразовательной школы», вторая секция объединила учителей, работа которых была связана с «Технологией организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования». В работе этой секции мы и приняли участие. Поделились с коллегами опытом работы с одаренными детьми, продемонстрировали систему интеграции общего и дополнительного образования на примере общеобразовательных школ. В своих выступлениях сделали акцент на то, что в современной жизни учитель должен устанавливать свои приоритеты: не просто знание фактов, а способность ими пользоваться, не объем информации, а умение ее моделировать, не потребительство, а сотрудничество. Третья секция - «Современные требования к профессиональной компетентности педагога в области научно-исследовательской работы с детьми: принципы, методы средства обучения». В каждой секции было представлено от 15 до 17 выступлений по конкретной проблеме. Педагоги делились опытом работы с одарёнными детьми. Были представлены интересные проекты по организации исследовательской деятельности в школах области.
Но не только о своих успехах и достижениях говорили участники конференции, также были озвучены и проблемы, с которыми сталкиваются учителя.
В результате плодотворной работы участники конференции высказали пожелание о создании сетевых объединений по работе с одарёнными детьми, в которых учителя имели бы возможность общаться, делиться опытом. В заключение работы конференции все участники получили сборник тезисных работ, в котором обобщён опыт всех творчески работающих педагогов области.
Нам хотелось бы отметить, что мы, учителя, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Нина ЛАСКИНА.
Фото автора.

Автор:Нина Ласкина